Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Процесс повышения конкурентоспособности современной хозяйственной системы России настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям и научно-техническому прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим экономику элементам, среди которых особое место занимают некоммерческие организации (НКО). По сравнению с коммерческими они ставят иные цели, используют особые механизмы хозяйствования и управления, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых концептуальных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов.
В соответствии с российским законодательством некоммерческой организацией является такая, которая, во-первых, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и может быть создана только для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих задач, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Во-вторых, в качестве НКО в России могут выступать некоммерческие социально-экономические объекты как государственной, так и негосударственной формы собственности. В-третьих, НКО – это организации, которые помимо основной (социально-значимой) деятельности в большинстве случаев имеют право дополнительно заниматься предпринимательской, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и не распределять при этом полученную прибыль между своими участниками, а направлять её на достижение уставных целей.
Объектом дипломной работы выступает МОУ гимназия № 4 п. Нахабино Красногорского района Московской области. Предметом дипломной работы – система налогообложения некоммерческих организаций.
Цель дипломной работы заключается в определении современных направлений развития налогового законодательства, регулирующего некоммерческий сектор, в разработке на основе критического анализа существующей законодательной базы предложений, направленных на совершенствование налогового регулирования некоммерческих организаций как участников административных и налоговых правоотношений, способствующих развитию некоммерческого сектора в Российской Федерации.
Достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить историю развития и современное состояние налогового законодательства, регулирующего некоммерческий сектор;
- систематизировать законодательную базу, имеющую отношение к некоммерческому сектору, выделив административно-правовые нормы, регулирующие участие некоммерческих организаций;
- исследовать теоретические подходы к определению понятия налогообложение некоммерческих организаций;
- выявить и исследовать основные особенности административной правосубъектности некоммерческих организаций, проявляющиеся в административно-правовых отношениях, в том числе: в отношениях в связи с государственной регистрацией некоммерческих организаций, государственным надзором и контролем за деятельностью некоммерческих организаций, а также иных административных правоотношениях;
- исследовать современную систему налогообложения, изучив порядок налогообложения и особенности налогового статуса некоммерческих организаций;
- выработать конкретные предложения по совершенствованию налогового законодательства, направленные на рационализацию налогообложения некоммерческих организаций для обеспечения развития некоммерческого сектора.
Методологической основой дипломной работы стал системный подход к анализу процессов развития законодательства, регулирующего некоммерческий сектор в Российской Федерации; формально-юридический метод, использованный при анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей различные аспекты деятельности некоммерческих организаций, в том числе налогового законодательства; а также сравнительно-правовой метод, примененный при обобщении международного опыта формирования и развития законодательства, регулирующего некоммерческий сектор.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области общей теории некоммерческих организаций, налогообложения некоммерческих организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Сектор некоммерческих организаций является важным сектором экономики, требующим в силу своей общественной значимости особого подхода к регулированию. В настоящей работе рассмотрены основные варианты совершенствования налогового режима функционирования некоммерческих организаций в Российской Федерации, а также предложения по внесению изменений и дополнений в российское налоговое законодательство с целью решения выявленных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций.
С целью выработки подходов к налогообложению гимназии № 4 п. Нахабино были рассмотрены основные экономико-теоретические аспекты функционирования некоммерческих организаций. В частности, была выделена важность некоммерческих организаций как экономических агентов, предоставляющих общественные блага и при этом не имеющих собственников, распределяющих полученную прибыль между ними. Среди этих причин необходимо отметить следующие.
Во-первых, с учетом этого некоммерческие организации дополняют деятельность государства по обеспечению предоставления некоторых благ, а не подменяют организации государственного сектора.
Во-вторых, как следует из некоторых исследований, государственные контракты не во всех случаях могут обеспечить общественно оптимальное предоставление некоторых благ.
В-третьих, для коммерческих предприятий, действующих в интересах собственника, может оказаться неэффективным с коммерческой точки зрения (убыточным) предоставлять некоторые услуги даже на платной основе в требуемом обществом объеме.
В-четвертых, организационно-правовая форма негосударственной некоммерческой организации во многих случаях является предпочтительной для доноров и благотворителей, а также для потребителей услуг. При этом доноры могут не в полной мере доверять коммерческим предприятиям и государственным органам в отношении целевого расходования средств и подотчетности, а потребители, как правило, в большей степени склонны выбирать НКО в качестве поставщика услуг по тем же причинам.
В-пятых, некоммерческие организации способны обеспечить более высокую степень диверсификации предоставляемых услуг, чем это возможно в государственном секторе.
Также был проведен анализ возможных последствий различных налоговых режимов для некоммерческих организаций. В частности, были рассмотрены результаты анализа целевых функций некоммерческих организаций и их менеджеров, действующих в разных секторах, поведенческие реакции некоммерческих организаций, осуществляющих основную и побочную деятельность, а также возможных злоупотреблений в некоммерческих организациях, проведенного некоторыми авторами.
На основании выполненного исследования был сделан вывод о важности деятельности некоммерческих организаций для повышения уровня общественного благосостояния. Однако, как следует из результатов теоретических исследований, при разработке правил налогообложения НКО необходимо учитывать некоторые особенности их деятельности, поведения менеджеров и особенности сектора, в котором действует та или иная некоммерческая организация.
В работе были обобщены результаты проведенных исследований в области некоммерческих организаций с целью выявления основных особенностей этих организаций, которые являются существенными при разработке налогового режима их функционирования, а также подробно рассмотрена данная проблема применительно к отдельным видам налогов.
Прежде всего при рассмотрении указанных проблем обращено внимание на то обстоятельство, что некоммерческие организации могут оказывать услуги потребителям как безвозмездно (за счет средств доноров или благотворителей), так и полностью или частично на платной основе. Также были рассмотрены основные источники доходов некоммерческих организаций и связанная с этим проблема разграничения основной деятельности некоммерческой организации (непосредственно направленной на достижение целей, для которых создавалась организация) и прочих видов деятельности, которые могут осуществляться на платной основе. Отмечено, что в случае выбора какого-либо вида льготного налогового режима для некоммерческих организаций решение этой проблемы является ключевым вопросом применения льготного налогового режима, так как главным основанием для предоставления налоговых льгот некоммерческим организациям является выполнение ими функций по достижению общеполезных целей, в то время как не существует оснований для использования налоговых льгот в случае выполнения некоммерческими организациями иных функций.
Однако однозначного решения указанной проблемы не существует. Как правило, в большинстве случаев можно найти аргументы в пользу того, что деятельность некоммерческих организаций по реализации товаров и услуг, напрямую не связанная с достижением основных целей НКО, связана с ними косвенно или направлена на поддержку деятельности по достижению основных целей (например, путем направления доходов от реализации на деятельность по достижению основных целей). Вместе с тем предоставление налоговых льгот в отношении всех видов деятельности некоммерческих организаций представляется неэффективным по различным причинам (в частности, это может привести к предоставлению необоснованных конкурентных преимуществ некоммерческим организациям на некоторых рынках). Поэтому предоставление налоговых льгот должно сопровождаться установлением четких правил разграничения различных видов деятельности, включая деятельность, приносящую доход.
Также рассмотрены отдельные экономико-теоретические особенности некоторых налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость) с целью обоснования использования льготного режима при обложении некоммерческих организаций этими налогами. Анализ показал, что в каждом конкретном случае можно привести аргументы в пользу принятия различных решений по установлению правил взимания отдельных налогов, однако в целом существуют условия, при которых предоставление налоговых льгот для некоммерческих организаций может являться оптимальным.
Анализ действующего российского законодательства и правоприменительной практики показал, что в настоящее время в России существует целый ряд проблем, связанных с применением различных налогов некоммерческими организациями. Среди основной группы проблем необходимо отметить вопросы, связанные с определением доходов некоммерческих организаций при определении базы налога на прибыль организаций. В частности, речь идет о следующих проблемах:
1. Существуют ограничения на возможность доноров и благотворителей осуществлять финансовую поддержку российских некоммерческих организаций в виде грантов или безвозмездной помощи, признаваемых налоговым законодательством целевым финансированием, - для иностранных лиц требуется предварительная регистрация российскими властями.
2. Налоговое законодательство предусматривает ограниченный набор сфер деятельности некоммерческих организаций, на поддержку которых могут направляться средства целевого финансирования, не включаемые в базу налога на прибыль организаций. Так, финансирование в виде грантов в соответствии с налоговым законодательством может быть направлено на поддержку конкретных проектов и программ, что также должно быть закреплено в договоре о предоставлении целевого финансирования (гранта).
3. Российское законодательство содержит положения, в соответствии с которыми не включаемые в состав внереализационных доходов суммы целевых поступлений в виде пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с Гражданским кодексом, могут быть получены в строго определенных областях (а до внесения недавних изменений - еще и только оговоренными в гражданском законодательстве некоммерческими организациями (учреждениями)). При этом льготный налоговый режим для некоммерческих организаций предусмотрен в отношении пожертвований или поступлений на осуществление благотворительной деятельности, однако пожертвованием в соответствии с Гражданским кодексом признается дарение вещи или права, а перечень видов благотворительной деятельности ограничен соответствующим федеральным законом. Перечисленные ограничения представляются излишне узкими и не позволяющими некоммерческим организациям, применяя налоговые льготы, осуществлять многие виды деятельности, которые традиционны для этого сектора.
4. Стоимость услуг, оказанных безвозмездно некоммерческим организациям, работ, выполненных в их пользу, всегда признается доходом некоммерческой организации, даже если эти услуги (работы) оказаны (выполнены) с целью поддержки их уставной деятельности.
5. В настоящее время стоимость имущества, добровольно передаваемого некоммерческим организациям на осуществление деятельности по достижению уставных целей организации, может быть признана объектом обложения как налогом на прибыль организаций, так и налогом на добавленную стоимость - в зависимости от особенностей такой передачи.
6. Помимо перечисленных, можно также выделить вопросы, связанные с существованием некоторых различий между разными типами некоммерческих организаций, предоставляющих сходные услуги. В частности, речь идет о налоговом режиме для негосударственных некоммерческих организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Актуальность этих проблем в связи с планируемой реформой сектора государственных и муниципальных учреждений может резко возрасти.
Перечисленное выше свидетельствует о том, что в России необходима реформа налогового законодательства, направленная на устранение налоговых препятствий для деятельности некоммерческих организаций. На основании проведенного исследования было предложено несколько подходов к совершенствованию законодательства о налогообложении прибыли некоммерческих организаций в России и оснований для введения льготного режима налогообложения прибыли НКО. В частности, предложено три подхода к изменению российского налогового законодательства в отношении налогообложения прибыли некоммерческих организаций.
В качестве процедуры применения предлагаемого льготного режима возможен порядок, аналогичный действующему порядку применения освобождения от исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. При этом представляется необходимым документально зафиксировать (в виде документа, утвержденного некоммерческой организацией и в официальном порядке направленного в налоговый орган) виды деятельности некоммерческой организации и виды получаемых доходов от предпринимательской деятельности до начала применения льготного режима.
Осознавая, что введение полного освобождения от обложения налогом на прибыль даже некоторых некоммерческих организаций может восприниматься как достаточно радикальная мера в современных условиях, можно предложить альтернативные варианты изменения налогового режима в отношении прибыли некоммерческих организаций, включающие освобождение от налогообложения не всей, а части прибыли некоммерческих организаций, направляемой на развитие уставной деятельности организации и капитальные вложения.
Может быть предложен вариант изменения налогового законодательства, позволяющий не включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций суммы доходов, от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, непосредственно связанных с основной целью организации. Однако данный вариант требует ведения раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности, что представляется излишне сложным в настоящее время и одновременно может создавать возможности для уклонения от налога.
В качестве допустимого промежуточного варианта также можно рассмотреть освобождение от налогообложения доходов от пассивных инвестиций некоммерческих организаций. В работе формулируются предложения в отношении изменения действующего порядка регистрации проектов и программ технической помощи Российской Федерации.
|