Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. В условиях экономических реформ появляется острая необходимость обновления деятельности в разных областях, поскольку имеющиеся образцы и нормы в социальной, в том числе и профессиональной практике приходят в противоречие с новыми условиями.
В связи с переходом к рынку наблюдается появление новых профессий, повышение требований к подготовке кадров, увеличение спроса на образовательные услуги, изменение престижа профессий, рост безработицы. В этой ситуации возрастает значение профессиональной ориентации школьников.
Сегодня общегосударственной проблемой становится создание надежной системы профориентации, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурного и экономического развития нашего общества.
На сегодняшний день профориентационная работа не функционирует в достаточной степени как система по следующим причинам: в образовательных учреждениях недостаточно специалистов по профориентационной работе, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение данной деятельности, в ходе работы должным образом не задействованы все субъекты профориентации.
Профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные. В государственной программе развития образования до 2010 года особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей и раннего профессионального ориентирования учащихся.
«Изучение опыта профессиональной работы в системе школа – колледж – вуз показывает, что если в общеобразовательной школе как первой ступени профориентации в системе непрерывного образования профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе – это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений» .
«В средних общеобразовательных учреждениях проблеме формирования социально-профессионального самоопределения не уделяется должного внимания, вследствие чего около 60% старшеклассников не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 65% - не владеют информацией об избираемой профессии, 49% - ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны родителей» .
В этой связи актуализируется проблема учебно – профессиональных установок школьников, в особенности учащихся старших классов.
Степень исследованности проблемы. Теоретические и практические вопросы формирования профессиональных установок старшеклассников нашли отражение в работах последних лет. С.А. Боргояков, Н.А. Заруба, Д.А. Коноплянский, В.Н. Пересыпкин, И.В. Тимонина, И.Д. Чечель и др. разрабатывают проблему профессионального самоопределения учащихся. Вопросы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению нашли освещение в работах Л.А. Амировой, М.Ю. Бугаковой, Н.В. Кирий, Л.В. Мальцевой, А.В. Мордовской, С.Е. Моторной, И.В. Рябцевой и др. Однако следует отметить, что несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме самоопределения, анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остается проблема формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
Цель исследования состоит в исследовании учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
Объект исследования: процесс формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
Предмет исследования: пути и средства подготовки старшеклассников к учебно-профессиональному самоопределению.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить предпосылки и проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
2. Исследовать сущность и компоненты учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
3. Определить пути и средства формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы; качественный и количественный анализ результатов исследования, синтез полученной информации, опрос школьников, методика ОДО, методика Дж.Холланда.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования автором настоящей дипломной работы были сделаны следующие выводы:
В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике перед коллективами учебных заведений стоит задача, которую им еще не приходилось решать, – задача социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности учебных заведений на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности. Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации учебного процесса.
Формирование учебно – профессиональных установок учащихся старших классов рассматривается как целостный, долговременный процесс определения позиций личности в профессиональной деятельности на основе собственного волеизъявления, включающий в себя избирательно-положительное отношение личности к определенному профилю обучения и направленный на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных, профильных и профессиональных интересов.
Формирование учебно – профессиональных установок учащихся старших классов предполагает этапы:
1-й – изучение интереса старших подростков к будущему профилю обучения;
2-й – формирование представлений о себе и мире профессий старшими школьниками;
3-й – приобретение старшими школьниками знаний, способствующих овладению выбранной профессией;
4-й – соотнесение старшими школьниками себя с профессией.
Компонентами учебно – профессиональных установок учащихся старших классов являются: сформированный интерес старших подростков к определенной сфере деятельности; их желание выбрать профиль обучения и, в соответствии с ним, профессию в выбранной сфере деятельности; сформированность профильного и профессионального самосознания старших школьников; готовность старших школьников к выбору профиля обучения; наличие знаний у старших школьников, способствующих овладению выбранной профессией; умение старшими школьниками определить путь профессионального образования в процессе прохождения профессиональных проб; сформированность профессионального самоопределения старших школьников.
В исследовании определены критерии и показатели сформированности учебно – профессиональных установок учащихся старших классов. Показателями личностно-деятельностного критерия являются: сформированность устойчивого интереса старших подростков к выбираемому профилю обучения и целенаправленность мотивов его выбора; наличие обоснованного личного профессионального плана старших школьников и обоснованность запасных вариантов выбора профессии; желание старшими школьниками осуществить пробу своих сил в выбранной сфере профессиональной деятельности и самостоятельная активность по ее осуществлению; волевая активность старших школьников при формировании профессионально значимых качеств; самостоятельная активность личности; самоанализ школьниками прохождения профессиональных проб. Информационный критерий характеризуется следующими показателями: полнота и дифференцированность знаний старших школьников о профилях обучения и профессиях, путях получения, содержания, условиях труда и требований, предъявляемых к личности выбранной профессии; наличие знаний у старших школьников по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемым профилем обучения и профессией и др. Показателями рефлексивного критерия будут: знание старшими школьниками своих индивидуальных особенностей; самооценка старших школьников соответствия знаний по предметам требованиям овладения программой углубленного изучения профильных предметов; волевые усилия личности при формировании профессионально важных качеств; соответствие здоровья, психологических особенностей старших школьников требованиям, предъявляемым к личности выбранной профессией; осуществление учащимися самоанализа, самоконтроля и самокоррекции выбора профессии при наличии адекватной самооценки и др.
Выделены факторы, влияющие на формирование учебно – профессиональных установок учащихся старших классов: объективные (социально-экономические условия жизни людей, духовная культура общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации и др.) и субъективные: желание старших школьников получить высшее образование, их мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии, способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательная потребность старших школьников не только в получении знаний, но выработке собственных взглядов и убеждений, в своей собственной позиции; потребности старших школьников в формировании научного мировоззрения, расширении кругозора, появление интереса к теории вопросов; стремление старших школьников к самостоятельности, их потребность в самопознании и самоутверждении; внутреннее побуждение старших школьников к самореализации, определению жизненных перспектив; осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей; направленность личности на будущую профессию и др.
В исследовании выявлены особенности образовательной практики, затрудняющие формирование учебно – профессиональных установок учащихся старших классов: отсутствие учета потребностей региона в специалистах при формировании профессионального самоопределения старших школьников; преобладание мотивов выбора старшими школьниками профессий, которыми современный рынок труда перенасыщен; неумение выпускников школ свободно ориентироваться в вопросах выбора сферы будущих занятий в рамках общественно необходимого разделения труда, так как практически не информированы о профессиях, востребованных в условиях развития экономики региона; недостаточная готовность педагогов школ к формированию профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения; отсутствие у большинства старшеклассников адекватной самооценки своих возможностей и способностей, отсюда - не обоснованный ими выбор профиля обучения и будущей профессии и др.
Определены условия успешного формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов: моделирование формирования профессионального самоопределения старших школьников, включающее разработку и реализацию модели формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения, содержащую цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства деятельности, критериально-оценочный аппарат; организация урочной и внеурочной деятельности старших школьников по формированию профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения; использование результатов исследования для корректирования формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения.
Исследованием подтверждено, что на результативность формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов в процессе профильного обучения большое влияние оказали курсы по выбору, элективные курсы, профориетационные игры и профессиональные пробы.
В ходе исследования был проведен опрос школьников, который показал, что:
1. Необходимо разработать подходы к профориентационной работе в школе. Здесь важно вернуться к вопросам связей между высшей и средней школой, воспитания у школьников повышенного чувства ответственности перед обществом. Школы должны определить содержание, формы профориентационной деятельности, которая проводится не разрозненными собственными мероприятиями, а включается в систему учебно-профориентационной работы. При планировании данной деятельности следует учитывать научные разработки и ориентироваться на компоненты, выделяемые исследователями при системном подходе к такой работе, - формирование профессионального самосознания и профессионального самоопределения.
2. Вузы должны вести информирование о профессиях дифференцированно, с учетом подготовки материалов в помощь школьникам, учителям, родителям, специалистам, занимающимся профориентационной работой. Целесообразно более активно использовать средства массовой информации, возможности сетевых информационных технологий для информирования школьников о различных профессиях, размещение информации о вузах на сайтах, включая страницы, подготовленные в помощь будущим абитуриентам.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия проблемы формирования учебно – профессиональных установок учащихся старших классов. Оно показало, что необходимо готовить будущих учителей к работе по исследуемой проблеме, а также осуществлять переподготовку учителей в системе повышения квалификации.
Несомненно, профессиональная ориентация, понимаемая сегодня как деятельность, направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития профессиональной карьеры гражданина, включая подготовку к ней и ее завершение, и реализуемая в условиях негарантированной занятости, – важная часть социальной политики, а потому – это исключительно государственная задача. Решение этой задачи позволит гармонизировать отношения рынка труда и рынка рабочей силы, влиять на снижение социальной напряженности среди слабозащищенных категорий населения, и в частности, молодежи.
|