Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной конкуренции обоснование и формирование инновационной стратегии развития предприятия - одна из важнейших функций стратегического планирования и управления его хозяйственной деятельностью. В настоящее время целостная система оценки такой стратегии отсутствует. Нет четкой теоретической позиции в отношении ее принципов - таких, как системность, комплексность, объективность, динамичность, непрерывность, оптимальность и конструктивность.
Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятий, ориентирующихся на внедрение инновационных разработок. В настоящее время она сдерживается из-за неблагоприятного делового климата, обусловленного, с одной стороны, излишним вмешательством государства в хозяйственную деятельность, с другой - неактивной его ролью в защите прав собственности и создании равных условий для конкуренции. Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административные барьеры, препятствующие предпринимательской и инновационной активности.
Препятствиями являются также:
государственная финансовая система с высоким уровнем фискального давления;
неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости;
слабая поддержка со стороны государства предприятий и организаций инновационной сферы.
Наряду с этими факторами, сдерживающими инновационную активность инвесторов, существуют и препятствия, связанные с неэффективным управлением предприятия и низким уровнем корпоративной культуры.
Исследованию проблем управления инвестиционными проектами посвящены работы таких зарубежных авторов, как И.Ансофф, Б.Карлоф, Т.Коно, Г.Минцберг, Р.Фостер и многих других. В исследованиях российских ученых, эти проблемы рассматриваются с учетом особенностей экономики переходного периода и предлагаются научно обоснованные рекомендации для их решения. К таким работам следует отнести исследования Винокурова В.А., Виханского О.С., Гончарова В.В., Идрисова А.Б., Кушлина В.И., Липсица И.В., Петрова А.Н., Панкрухина А.П. и др.
Основой работы для оценки стратегии служат не только результаты системного анализа воздействующих на нее внешних и внутренних факторов с учетом их взаимосвязей и обусловленного ими синергетического эффекта, но и комплексность: не только учет и анализ всех воздействующих на нее факторов, но и органичное соединение разных методологических подходов. Результаты исследования существующей стратегии должны отражать степень приспособления предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и реализации его конкурентных позиций по сравнению с одним или несколькими конкурентами.
Цель дипломной работы – изучение и систематизация теоретических знаний по управлению инновационными проектами и разработка практических рекомендаций по управлению проектами на предприятии.
На основании изложенной цели были поставлены следующие задачи:
отражение реальных возможностей субъекта хозяйствования, базирующиеся на достаточно полной и достоверной информации о внутренних и внешних условиях его функционирования;
использование статичных и дискретных оценок возможности предприятия в данный промежуток времени для целей прогнозирования и определения эффективной его стратегии;
создание на уровне предприятия венчурного проекта для обеспечения его выживаемости и предотвращения кризисных ситуаций, только на такой основе может быть разработана эффективная стратегия развития предприятия;
использование принципа оптимальности, в соответствии с которым объектом исследования выступает не только качественный уровень стратегии, но и эффективность способов достижения результатов.
Принцип конструктивности в исследовании стратегии предприятия означает, что приходится определять не только достигнутый уровень стратегических решений, но и конкретные пути его повышения.
Принципиальная схема такого анализа предусматривает:
• выявление степени влияния всех составляющих внешней среды, непосредственного окружения и внутренней среды предприятия, его количественную и качественную оценку;
• группировку составляющих, анализ их внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей;
• оценку влияния выбранных для анализа составляющих на уровень стратегии предприятия, количественное определение этого уровня;
• прогнозирование изменения существующей стратегии под влиянием изменения внешней и внутренней среды;
• определение качественного уровня существующей стратегии предприятия;
• выявление путей и методов перехода к новой стратегии предприятия;
• разработку мероприятий для перехода к новой стратегии предприятия;
• оценку прямых и косвенных затрат, связанных с реализацией разработанных мероприятий с учетом потенциальных возможностей предприятия;
• принятие соответствующих управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы можно сделать вывод, что деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Многие успех деятельности предприятия связывают с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в бурном море рыночной экономики.
Однако значительную роль играет и то, как управляется корабль предприятия в неспокойном море хозяйственных неожиданностей, инфляционных сюрпризов, жесткой конкуренции. Управление в широком смысле как сложный социально-экономический процесс означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.
Переход к рыночной экономике требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для достижения этой цели имеет обоснование факторов формирования показателей эффективности работы каждого субъекта хозяйствования с помощью анализа хозяйственной деятельности.
Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и др.
Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
В области оценки деловой активности коммерческой организации уже наработан определенный опыт, как в теории, так и на практике.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.
Наряду с этими факторами, сдерживающими инновационную активность инвесторов, существуют и препятствия, связанные с неэффективным управлением предприятия и низким уровнем корпоративной культуры. К сожалению, достаточно часто менеджеры компаний действуют лишь в собственных интересах или в интересах узкой группы акционеров. К тому же, по оценкам зарубежных экспертов, в 2000 г. Россия среди 35 стран с развивающейся экономикой занимала второе место в мире по индексу "непрозрачности" компаний (после Китая), которые при российской налоговой системе вынуждены реализовывать "серые" схемы продажи продукции, движения денежных средств, выплаты заработной платы и т. п. О низком качестве корпоративного управления свидетельствуют и многочисленные факты ущемления прав мелких акционеров при определении величины дивидендов, при подготовке и проведении собраний акционеров и др.
Необходимо институциональное обеспечение мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления, в частности: законодательное ограничение возможностей "размывания" капитала в ущерб интересам мелких акционеров, вывода активов из компаний; установление более жесткого контроля над проведением крупных сделок; обеспечение прав акционеров и инвесторов на получение информации о деятельности предприятия и его ценных бумагах; ужесточение контроля над проведением сделок с аффилированными лицами и т.д.
Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний.
Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и добиться заметного повышения его конкурентоспособности.
Повышение уровня доходности ООО «РКФ» основывается на предусмотренном инвестиционным проектом развития предприятия увеличении объемов производства и реализации продукции. План развития предприятия предусматривает увеличение объема производства продукции.
На наш взгляд, методологически обоснованным явилось бы применение такой последовательности при оценке инвестиционных проектов.
1. Определение состава денежных потоков, подлежащих дисконтированию, в зависимости от приоритетов лиц, принимающих решения, инвестиционной истории и особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, от включения предприятия в какой-либо холдинг или иную вертикально- или горизонтально-интегрированную структуру. Принятие для расчета формулы, отражающей все конкретные условия и базирующейся на понятийном аппарате и терминологии тех или иных стандартов финансовой отчетности.
2. Исключение из числа факторов, обусловливающих необходимость дисконтирования и влияющих на выбор его ставки, инфляции и рисков и их учет на последующих этапах.
3. Выбор ставки дисконта и критерия принятия/непринятия инвестиционного проекта (так называемая ставка отсечения - hurdle rate) только исходя из принципа альтернативности вложений.
4. Оценка статистических параметров составляющих денежных потоков исключительно исходя из риск-анализа тех или иных входящих величин.
5. Выбор методов оценки, интегральных показателей и критериев, наиболее приемлемых при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта для предприятия, находящегося на данной стадии жизненного цикла.
6. Дисконтирование денежных потоков.
7. Оценка эффективности инвестиционного проекта и отбор по утвержденным критериям.
8. Учет инфляции как экономического явления (уменьшение покупательной способности полученных денежных средств) только в конце расчетов.
Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:
определенным способом;
определенными работниками;
для определенных потребителей;
при условии гибкости принятия решений.
При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.
К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы:
анализ рынка;
технико-экономический анализ;
финансовый анализ;
общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).
Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики.
Комплексный управленческий анализ необходим для:
повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
оценки достоверности учета и оперативности контроля;
мотивации работников к достижению поставленных целей.
Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:
стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;
определяются параметры, нормативы для организации деятельности;
общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;
закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;
намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;
обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми, выявления отклонений и координирования действий.
|