Аннотация: |
Введение
Актуальность темы дипломного исследования. Сердечно-сосудистые заболевания являются актуально проблемой здравоохранения и имеют тенденцию к росту в последние [2,5,7]. Среди них высокий удельный вес имеет гипертоническая болезнь и связанные с ней осложнения – инфаркт миокарда, инсульт, гипертонические кризы. По материалам ВОЗ от 8 до 18% взрослого населения стран Европы, США, Азии страдают артериальной гипертонией, причем наблюдается увеличение ее распространенности не только среди лиц среднего, но и молодого возраста. Гипертоническая болезнь составляет одну из ведущих проблем современной медицины не только из-за широкой распространенности, но и того места, которое она занимает в структуре общей смертности. Наиболее частым осложнение гипертонической болезни являются гипертонические кризы, отмечающиеся у 20-34% пациентов и возникающие на всех стадиях заболевания[12; 192].
Связь артериальной гипертонии с различными психо-эмоциональными перенапряжениями и личностными особенностями больных была показана в ряде работ отечественных ученых, ставших классическими и подтверждена более поздними исследованиями. Поэтому понятен большой интерес, проявленный непосредственно к особенностям личности лиц, страдающих гипертонической болезнью.
В последние годы в клинической практике все шире используются методики психологического тестирования личности в целях оценки психологического состояния лиц с различной соматической патологией. К числу наиболее ценных методов психологического обследования относятся методики MMPI, СМОЛ, «16-PF». Именно эти методики получили наибольшее распространение при исследовании личностных особенностей больных гипертонической болезнью. Однако в доступной литературе практически не отмечается работ, посвященных изучению психологического статуса лиц, страдающих гипертонической болезнью, а также не исследуются особенности психологического сопровождения лиц, страдающих гипертонической болезни применительно к их условиям профессии.
Тесное переплетение и взаимовлияние соматических и психических расстройств обусловливает высокую теоретическую значимость и практическую актуальность разработки проблемы психосоматических взаимоотношений [1]. Патология сердечно-сосудистой системы занимает особое место в регистре психосоматического реагирования не только в связи с тем, что является наиболее частой причиной смерти в современных условиях, но и потому, что эта система является самым тонким эффекторным органом, отражающим психологическое состояние человека [2–4]. Накопленный в литературе опыт позволяет считать, что патогенное значение имеют различные по характеру особенности структуры личности, способствующие нарушению возможностей психологической защиты, пролонгированию эмоциональных реакций и, в конечном итоге, нарушению адаптации человека к условиям внешней среды. Именно особенности личности выступают в качестве фактора, обусловливающего неадаптивное поведение вегетативных реакций при психологическом напряжении [5, 6]. При этом некоторые формы социальной регламентации поведения человека, выраженная зависимость личности от оценок других приводят к увеличению степени отклонения вегетативной активности при эмоциональном стрессе [7, 8].
Ряд исследований посвящен психологическим нарушениям у лиц, страдающих гипертонической болезнью. Показано положительное значение применения психотропных препаратов в лечении больных гипертонической болезнью и купировании гипертонических кризов.
Все это обуславливает необходимость дальнейшего изучения гипертонической болезни, а также исследования психологического сопровождения людей с гипертонической болезнью.
Объект настоящего дипломного исследования является психологические особенности течения гипертонической болезни у людей, работающих в медицинских учреждениях.
Предмет исследования – особенности психологического сопровождения людей, больных гипертонической болезнью, работающих в медицинских учреждениях
Цель настоящей дипломной работы: разработать программу психологического сопровождения людей с гипертонической
болезнью, работающих в медицинских учреждениях.
Задачи настоящего дипломного исследования:
1. выявить личностные особенности людей с гипертонической болезнью, работающих в медицинских учреждениях;
2. выявить личностные особенности людей с гипертонической болезнью, работающих в медицинских учреждениях.
3. разработать и апробировать технологию или программу психологического сопровождения людей с гипертонической болезнью, работающих в медицинских учреждениях.
Гипотеза исследования: особенности личности гипертонического больного, работающего в медицинском учреждении, обуславливают необходимость создания специфической, отличной от иных, программы психологического сопровождения.
Научная новизна исследования: в настоящем дипломном исследование проведен анализ особенностей личности при влиянии двух обстоятельств – гипертонической болезни и работы в медицинском учреждении, а также разработана программа психологического сопровождения с учетом указанных обстоятельств.
Заключение
Меры профилактики гипертонической болезни являются предметом интенсивных и глубоких исследований. Гипертоническая болезнь, как показали наблюдения, - одно из самых распространённых сердечно-сосудистых заболеваний во многих странах.
Больные гипертонической болезнью в большей мере предрасположены к возникновению атеросклероза, особенно артерий мозга, сердца, почек. Всё это указывает на необходимость систематического проведения мер личной и общественной профилактики данного заболевания, его своевременного лечения.
Эпидемиологические исследования показали, что у трети больных гипертоническая болезнь протекает скрыто.
Гипертоническая болезнь заслуживает самого серьёзного внимания особенно потому, что она ведёт к сильному понижению, а иногда и к потере умственной и физической работоспособности в зрелом возрасте, когда человек может принести максимальную пользу обществу. Кроме того, гипертоническая болезнь является одной из основных помех здорового долголетия.
О роли нервных механизмов в происхождении гипертонической болезни свидетельствуют следующие факты: в подавляющем большинстве случаев у больных удаётся установить в прошлом, до начала болезни, наличие сильных нервных «встрясок», частых волнений, психических травм. Опыт показывает, что гипертоническая болезнь значительно чаще встречается у людей, подверженных многократным и длительным нервным перенапряжениям. Таким образом, огромная роль нарушений нервно-психической сферы в развитии гипертонической болезни является бесспорной. Конечно, имеют значение особенности личности и реакция нервной системы на внешние воздействия.
В настоящей работе предложен способ коррекции психоэмоциональных и психосоматических расстройств у больных гипертонической болезнью, включающий анализ анамнеза, проведение рациональной психотерапии и релаксации, отличающийся тем, что коррекцию проводят по пяти личностно-ориентированным программам: первую и вторую программы осуществляют в остром периоде болезни и стресса, третью - в подостром периоде, четвертую - в хроническом периоде посттравматического стресса и пятую - в адаптации, каждая коррекционная программа учитывает возраст, состояние здоровья и самочувствие больного, его психологические особенности, ведущую и личностно значимую психическую деятельность, его развитие, тяжесть болезнир и стрессового фактора и включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей больного; установочный блок включает создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок включает повышение мотивации на выздоровление и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, в рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии снимают остроту переживаний, активизируют больного, создают условия для перевода событий травмы из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у больного ролевую позицию в достижении выздоровления, проводят упражнения по освоению профессиональных и трудовых действий, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляют мышечную релаксацию, а на 3-5 программах плавно переводят больного в гипнотическое состояние с проговариванием лечебных формул самовнушения; оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости; при этом переход от одной программы к другой осуществляют при успешном достижении пациентом желаемых результатов.
|