Аннотация: |
Введение
Предлагаемая к защите дипломная работа направлена на изучение современного Государственного и административного управления как сложной, политико-правовой системы. Данная тема, на мой взгляд, носит актуальный характер и представляет собой важное. Прежде всего, актуальность темы обуславливается теоретико-правовым и практическим значением исследования форм и методов государственного управления. Государственное управление – фундаментальное и важнейшее направление функционирования исполнительной власти. Без него невозможно практическое осуществление руководства страной, возникновение административно-правовых отношений. Оно обеспечивает соблюдение прав и свобод граждан, наведение порядка в органах власти и режима безопасности и законности в стране.
Изучение таких вопросов важно и потому, что при таком исследовании анализируются многие практические аспекты правоприменительной административной деятельности должностных лиц, органов исполнительной власти имеющих соответствующие полномочия.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает его социальность, т.е. наполненность общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
И в 1985–1991 годы, и в 1991–1996 годы наблюдался значительный рост центрального управленческого аппарата. Этому росту не могли помешать ни распад структур государственной службы бывшего СССР, ни быстрая децентрализация государственного управления в 1991–1992 годах, когда многие властные полномочия (особенно в области образования и здравоохранения) были переданы органам местного управления. Отчасти он объяснялся возникновением новых центральных структур (и дополняющих их территориальных подразделений), необходимых для становления рыночной экономики (таких как Министерство государственного имущества, Фонд федеральной собственности, Министерство по антимонопольной политике, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Комиссия по контролю над денежным обращением, органы, регулирующие деятельность естественных монополий). Однако главной причиной роста управленческого аппарата стало резкое увеличение числа контрольно-финансовых ведомств и разбухание их штатов (достаточно назвать Министерство налогов и сборов, Федеральное казначейство, Налоговую инспекцию). Вероятно, следует отметить и тот факт, что на практике далеко не все ведомства — как вновь созданные, так и старые, расширившие свои функции, — смогли наладить качественную работу и эффективно выполнять возложенные на них обязанности. Впрочем, до какой-то степени рост аппарата управления компенсировался параллельным сокращением числа структур «административно-командной экономики».
Вместе с тем можно утверждать, что изменение роли государства не повлекло за собой радикальных перемен в структуре правительства и отдельных министерств и ведомств. Вновь назначенное руководство (представленное на начальном этапе, как правило, немногочисленными реформаторами) было вынуждено приступить к работе в учреждениях, не претерпевших серьезных организационных и кадровых трансформаций. В ряде случаев новое руководство фактически не смогло обеспечить управление соответствующими министерствами и ведомствами. В отличие от многих стран Центральной и Восточной Европы, в России структура высших и средних эшелонов власти, унаследованная от бывшего Советского Союза, оставалась, по крайней мере до недавнего времени, практически нетронутой. Точно так же новые министерства и ведомства «рыночной экономики», включенные в систему органов государственного управления, в некоторых случаях не смогли оказать достаточно ощутимого влияния на деятельность «государственной машины» в целом и на ее центральный аппарат (прежде всего это выразилось в их неспособности наладить поступление ресурсов из центра и обеспечить необходимый для эффективной работы уровень сотрудничества с другими министерствами и ведомствами).
Начавшееся в 1995–1996 годах значительное сокращение руководящего персонала практически не затронуло давно сложившиеся министерства и ведомства, однако для некоторых вновь созданных структур (например, Министерства по антимонопольной политике и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству) оказалось весьма болезненным.
Структура правительства претерпела значительные изменения, касавшиеся в основном числа министерств и ведомств, а также, в меньшей мере, их функций. Подобные изменения являются исключительной прерогативой президента. Первый Президент России создавал, упразднял и по-разному перегруппировывал должности первых заместителей и заместителей премьер-министра, поступая так отчасти для того, чтобы не нарушить равновесия сил в борьбе, которую вели группы давления. Здесь следует принимать во внимание сущность политической и конституционной системы России: источником власти и влияния правительства неизменно остается президент, а органам законодательной власти оно подотчетно лишь в небольшой степени. Многие министры и сейчас являются не столько политиками, сколько чиновниками-технократами. Эти и многие другие процессы свидетельствует о важности непосредственном практическом значении расстраиваемых проблемы в функционировании российской государственности.
Таким образом, объектом исследований данной работы является государственно-административное управление в РФ как сложный комплексный институт, а также как особая система связей и отношений различных органов власти.
Предмет работы – система органов власти, реализующих государственное управление в РФ.
Цель работы - всестороннее проанализировать понятие и сущность государственного управления в РФ, а также осветить особенности реализации и проблемы функционирования современной системы государственно-административного управления.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты понятия и сущности государственного управления.
2. Проанализировать основные формы государственного управления.
3. Осветить основные методы государственного управления.
4. Исследовать особенности современной системы органов, реализующих государственно-административное управления.
5. Проанализировать основные проблемы функционирования системы органов государственного и административного управления.
Методология работы представлена совокупностью наиболее распространенных приемов и методов исследований. Среди них можно отметить такие как анализ и синтез законодательства в рамках темы, использование формально-юридического метода, структурно-логическое изложение исследуемого материала, сравнительно-правовое исследование.
Источниковую базу работы составили законодательство РФ, учебная литература, комментарии к административному законодательству, научные работы отечественных правоведов, а также некоторые стати и публикации практикующих юристов в юридических правовых изданиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сфере государственного управления осуществляется деятельность множества лиц, организаций и органов. Так как в этой сфере происходит реализация задач, функций и полномочий исполнительной власти, на первый план выдвигается проблема форм деятельности субъектов этой ветви государственной власти. Через познание этих форм появляется возможность углубленного понимания самой, государственно-управленческой деятельности – основного субъекта административного права.
Различные действия, совершаемые названными субъектами, выражают, по существу, содержание деятельности по управлению, дают представление о том, как практически решаются управленческие задачи, как выполняются функции управления, т.е. как осуществляется государственно-управленческая деятельность
Изложенное позволяет ответить на вопрос: что же понимается под формой управленческой деятельности (формой управления)? Она представляет собой внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Конкретные действия этих органов (лиц) достаточно разнообразны по своему характеру, назначению и вызываемым ими последствиям.
Таким образом, при анализе форм управления необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:
а) форм реализации исполнительной власти;
б) форм деятельности внутриаппаратного характера. Первые непосредственно выражают внешнее юридическое воздействие. Они являются формами управления в собственном смысле.
В настоящее время российские власти реализуют масштабную программу реструктуризации и реформирования системы государственного управления и государственной службы. Эта программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на создание сильного государства (причем не просто сильного, а такого, которое содействовало бы становлению рыночной экономики). Намеченная реформа предполагает:
1) реальное, быстрое и неуклонное повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
2) создание независимого и профессионального государственного управления и центральной государственной службы, штат которых комплектуется на основе квалификации и деловых качеств сотрудников;
3) повышение качества обслуживания и создание системы государственного управления, ориентированной на конечного потребителя услуг;
4) совершенствование взаимодействия между правительственными чиновниками и частным сектором (устранение административных барьеров).
Современная система государственного управления необходима России для того, чтобы успешно конкурировать с другими странами на мировых рынках, создать инвестиционный климат, привлекательный для российского капитала и российских инвесторов, существенно увеличить прямые иностранные инвестиции, сделать более благоприятными условия для малого и среднего бизнеса, который должен стать двигателем экономического роста, как это произошло в соседних странах. Только так можно значительно ускорить общий рост экономики и ее реформирование. Каждая группа потребителей услуг российского государственного управления вполне заслуживает — и все настойчивее требует — создания системы управления, отвечающей международным стандартам. Такая система нужна и политикам (для анализа и оценки текущей экономической ситуации, а также для своевременной и эффективной реализации государственных программ), и российским и иностранным предприятиям и банкам, осуществляющим прямые инвестиции в российскую экономику (чтобы иметь точное представление об инвестиционном климате в России и о сохраняющихся элементах государственного регулирования экономической деятельности), и обычным гражданам, пользующимся услугами этой системы и общественными благами.
В настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ. Основное направление реформирования — кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу (становлению рыночной экономики), повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособность профессии государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда.
Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить создание целостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.
Реформирование системы государственной службы РФ в соответствии с замыслом создаваемой ныне концепции всей системы власти предполагает:
— определение и уточнение функционирования государственной службы.
— создание системы органов по управлению государственной службой РФ («кадровой вертикали»)
— создание единой системы нормативных правовых актов, регулирующих государственную службу РФ, а также отмена тех положений, которые противоречат целям и задачам реформ. В частности, предполагается принятие федерального закона «О федеральной государственной службе» (название условно), Кодекса государственной службы, разработка Этического кодекса государственной службы;
— принятие неотложных финансово-экономических мер и совершенствование материально-технического обеспечения государственной службы.
— изменение образовательной системы первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Вместе с тем, сегодня организация государственной службы и ее кадровая основа требуют реформирования, так как не соответствуют полностью целям и задачам социально-экономического развития государства и общества, что отрицательно проявляется практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.
Государственная служба как особый вид трудовой деятельности должен развиваться и обеспечиваться согласованной государственной политикой и внутренне непротиворечивой системой норм, последовательно регламентирующих различные стороны (элементы) служебных отношений. Построение единой методологической основы правового регулирования в этой области предполагает обязательное использование всех "кирпичиков" - норм из различных отраслей права и несущих конструкций, создающих стройное, завершенное здание этого института российского законодательства.
В Российской Федерации сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ. Основное направление реформирования — кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу (становлению рыночной экономики), повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособность профессии государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда. Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить создание целостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.
|