Аннотация: |
Введение
Проблема настоящего исследования основывается на том, что семья – микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру люде и представления о характере межличностных связей. «Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка» . Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют решающее значение в развитии ребенка. Структура родительско-детского взаимодействия насыщает субъективны опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие.
Актуальность настоящего исследования. Проблема возникновения и развития эмоциональных нарушений у детей является очень актуальной. Проявление эмоциональных нарушений можно наблюдать повсеместно в практике семейного воспитания. Родители ребенка опосредуют его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни. Предположительно, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей. Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие в целом, и на уровень его тревожности и самооценки в частности. Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Научная новизна исследования: в работе проанализирована взаимосвязь (зависимость) стилей семейного воспитания и эмоциональные (эмоционально-личностные) особенности старшего на примере тревожности и самооценки.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут применяться в практике семенного консультирования для анализа и коррекции стиля семейного воспитания с учетом его влияния на эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: зависимость эмоционально-личностных особенностей ребенка от стиля родительского воспитания.
Целью настоящего дипломного исследования является изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть исследования по вопросу влияния семьи на личность ребенка в психолого-педагогической литературе.
2. Проследить развитие личности у ребенка.
3. Подробно проследить влияние семейных отношений на личность ребенка в зависимости от стиля воспитания, позиции родителей и их личностных качеств.
4. Провести практического исследование указанной зависимости.
Гипотеза исследования: личность ребенка зависит от стилей родительского воспитания, их позиций по отношению к ребенку, а также личностных качеств родителей.
Методы исследования: опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера, В. Юстицкис, Методика РОД (родителей оценивают дети) - создана на базе методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ) И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным, Методика диагностики родительских отношений (А. Я. Варга и В. В. Столин), Методика на выявление самооценки (Дембо – Рубинштейн), Метод «Рисунок семьи» (в качестве независимых переменных выступает возраст и стиль воспитания, дополнительная переменная – уровень тревожности и самооценка).
Заключение.
Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные, эмоциональные и социальные качества личности также закладываются в семье. Поэтому в данной работе рассматривалось влияние семьи на личность ребенка, влияние стилей воспитания, позиции родителей, а также влияние отношения родителей на личность ребенка.
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем.. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6-7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Понимание, любовь и отношение к детям как к равным – вот главные союзники взрослых, а импульсивность и авторитарность – их главные враги. Большинство родителей, конечно, любят своих детей и различия существуют только в том, как часто и насколько открыто они выражают это чувство. Весьма отрицательно сказывается проявление со стороны родителей безразличия к ребенку. Даже ругая и наказывая его, родители наносят меньший вред, нежели проявляя к нему полное безразличие. Высокой самооценке ребенка препятствует высокая авторитарность в отношениях родителей с детьми. В целом нужно иметь в виду, что взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, проще говоря, его личности.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
В целом, эмоционально неблагополучный характер межличностного взаимодействия с родителями оказывает наиболее весомое влияние на развитие тревожности у детей. Негативная обратная связь со стороны родителей, которая осмысливается и переживается данными детьми, способствует у них снижению самоуважения, развитию негативного самоотношения и личностной тревожности.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности и повышения самооценки.
|