Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации формируется новая совершенно иная система органов местного самоуправления, в ходе проводимой государством реформы были созданы новые муниципальные образования, а именно: муниципальные районы, включающие в себя городские и сельские поселения, а также городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 05.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к собственным доходам местных бюджетов относятся, в том числе доходы от местных налогов и сборов и доходы от использования муниципального имущества.
Стремительные процессы урбанизации в течение всего ХХ века сказались не только на быстром увеличении числа городских жителей, развитии крупных и крупнейших городских систем, но и на усилении территориальной неоднородности социально-экономических и иных характеристик городской среды. Крупнейшие города, к числу которых относится и российская столица, стали сложными, внутренне противоречивыми системами. Суть, поводы и последствия дифференциации основных параметров городской среды начинают все чаще попадать в поле зрения ученых, занимающихся исследованиями проблем крупных городов, политиков и работников городских администраций.
Проекция тенденций социально-экономического развития всей страны на локальную городскую среду демонстрирует связанность многих внутригородских процессов с внешними для города условиями и их трансформацией. Увеличивающаяся экономическая, социальная, экологическая дифференциация городского пространства в настоящее время предъявляет новые требования к структуризации городского пространства, к систематизации методов её изучения и разработке адекватных подходов к регулированию городского развития.
Актуальность рассматриваемой проблемы усилилась в последнее время в связи с активизацией новых факторов внутригородской дифференциации, что целесообразно рассматривать в контексте отнесения Москвы к числу городов мирового значения: в данном случае для Москвы становятся актуальными проблемы, связанные с нарастанием внутренней поляризации и мозаичности и с неотработанностью методов гармонизации городской среды в этих условиях. Проблемы регулирования неоднородностей в развитии крупных городских систем становятся все более актуальным и самостоятельным направлением урбанистических исследований, выявляющих закономерности внутренней организации социально-экономической среды городов.
В качестве объекта исследования в работе выступает крупнейший город как сложная социально-экономическая система, конкретные её особенности рассматриваются на примере Москвы.
Предмет исследования – функциональная, структурная и пространственная дифференциация городской социально-экономической среды.
Целью дипломной работы является выявление причин и последствий территориальной неоднородности социально-экономической системы города и определение на этой основе возможностей её регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
• обобщить и систематизировать существующие подходы к исследованию внутренней структуры городских систем;
• определить новейшие факторы формирования внутренней неравномерности развития городских систем на примере крупнейших городских агломераций мира и на их основе определить возможные направления изменения пространственной структуры Москвы;
• провести анализ уровня и степени дифференцированности основных параметров системы крупнейшего города на примере г. Москвы;
• оценить возможности формирования новых функциональных ядер городской среды, реструктуризации существующих зон градообразующей специализации, использования потенциала института местного самоуправления и других подходов к смягчению негативных последствий и использования преимуществ территориальной неоднородности и повышению гармоничности городской среды.
Исследование основывается на работах отечественных и зарубежных специалистов в области урбанистики: экономистов (Л.И. Абалкина, П.И. Бурака, А.Г. Гранберга, И.А. Ильина В.Н. Лексина, Д.С. Львова, В.Я. Любовного, Ю.С. Попкова, В.И. Ресина), экономико-географов (У. Алонсо, Г.М. Лаппо, К. Линча, И.М. Маергойза, Е.Н. Перцика, Н.А. Слуки Дж. Форрестера и др.) специалистов в сфере градостроительства (В.В. Владимирова, П. Геддеса, А.Э. Гутнова, З.Н. Яргиной) и др. Использовалась отраслевая литература по архитектуре и градостроительству, периодические издания.
В качестве информационных источников выступали также ведомственные материалы, градостроительная документация, достоверные Интернет-источники. Данные, характеризующие основные социально-экономические параметры г. Москвы взяты из сборников Росстата и Мосгорстата.
Методы исследования. При решении поставленных задач широко применялись методы системного анализа градостроительных решений, статистического и экономико-географического анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие выводы, которые заключаются в обосновании объективного характера усиления внутригородской территориальной дифференциации социально-экономического и инфраструктурного потенциала крупного города под воздействием новых факторов экономической и социальной активности в конце ХХ – начале ХХI вв., в системном исследовании этого явления и в выработке ряда рекомендаций по его регулированию в интересах населения. В соответствии с этим в дипломной работе:
• сформированы научные представления о социально-экономическом и инфраструктурном аспектах внутригородской территориальной неоднородности,
• разработан комплексный методический подход к анализу территориально неоднородной системы крупного города,
• выявлены новейшие проявления территориальной неоднородности размещения социально-экономического и инфраструктурного потенциала крупнейших городов (на примере г. Москвы),
• обоснованы возможности регулирования социально-экономических проблем, вызванных усилением пространственной неоднородности городской среды.
1. Показано, что в современном крупном городе как объекте системного исследования целесообразно выделить три взаимосвязанные подсистемы: «население», «экономическая база» и «сфера жизнедеятельности», изменение пропорций которых является главным фактором позитивных или деструктивных тенденций развития городской среды.
2. Предложена концепция формирования указанных пропорций под воздействием современных явлений повышенной мобильности населения, изменения форм собственности и других факторов изменения экономической и социальной активности.
3. Показано на примере г. Москвы формирование новых зон размещения экономических объектов, отличающихся различной степенью «нагрузки» на территорию города и участия в формировании его финансовых ресурсов.
4. Показано, что процессы социальной и экологической дифференциации городской среды связаны друг с другом более тесно, чем ранее с дифференциацией размещения промышленного производства.
5. Обоснованы предложения по возможным методам гармонизации городской среды, подвергающейся воздействию новых факторов её территориальной дифференциации. Среди них особое место занимают комплексная реструктуризация территории «центра» и прежних промышленных зон с широким участием населения в выборе конкретных решений по этим вопросам, в том числе с более активным задействованием института местного самоуправления.
Проведенный анализ муниципального образования с позиций различных методологических подходов позволил дать комплексную, всестороннюю оценку его и раскрыть сущность муниципального образования. С позиций общеэкономического подхода, реализующего философское единства целого и части, муниципальное образование рассматривается как составная часть территориальной структуры хозяйства страны, выступающей в качестве ее первичного звена. Воспроизводственный подход раскрывает содержание муниципального образования с позиции единства размещения производства и расселения населения на определенной территории с целью осуществления производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе вовлечения местных ресурсов в экономический оборот. Субъект-субъектный подход к муниципальному образованию представляет муниципальное образование как структурированную совокупность субъектов управления, расположенных на соответствующей территории и объединенных общей целью и общими интересами дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования. С позиции системного подхода муниципальное образование рассматривается как сложная социально-экономическая система, локализованная на определенной территории, являющаяся одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем.
Системный подход к анализу муниципального образования позволил сформулировать авторскую трактовку сущности муниципального образования в качестве сложившейся в определенных территориальных границах социально-экономической системы, представленной как совокупность взаимодействующих и взаимозависящих элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления.
2. Дано определение устойчивого развития муниципального образования и выявлены объективные и субъективные факторы, воздействующие на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования.
Под устойчивым развитием муниципального образования следует понимать социально-экономическое развитие муниципального образования, которое позволяет без включения дополнительных ресурсов и сокращения основных финансовых активов государства сохранять заданные темпы и траекторию социально-экономического развития, осуществляя экономию и сохранность естественно-природных ресурсов и реализуя процесс расширенного воспроизводства в заданных границах на основе инновационно-предпринимательской активности, наукоемких инженерных технологий.
К объективным факторам необходимо отнести следующие:
– развитие экономической базы муниципальных образований как в результате экономической деятельности хозяйствующих субъектов производственно-хозяйственного комплекса, сформированного в границах муниципального образования, так и за счет перераспределения ресурсов между уровнями власти. Показателями экономической эффективности и устойчивости хозяйствующих субъектов являются: выручка от продажи товаров и услуг за вычетом НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи; чистая прибыль; прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет (для унитарных муниципальных предприятий); дивиденды, подлежащие перечислению в местный бюджет (для открытых акционерных обществ); чистые активы;
– реализация принципа экономии на масштабе при организации производства капиталоемких легко измеряемых и регулярно не востребованных муниципальных услуг;
– бюджетная обеспеченность и финансовая устойчивость муниципального образования;
– учет позитивных и негативных эффектов «перелива» при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
– становление и развитие межмуниципального сотрудничества.
К субъективным факторам относятся:
– формирование малозатратной, гибкой и адаптивной территориальной структуры управления в целях реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и эффективного исполнения местных и государственных полномочий, делегированных на муниципальный уровень;
– реализация принципов субсидарности, оперативного реагирования, справедливости, доступности и подотчетности в территориальном управлении;
– формирование организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием, основанного на принципах децентрализации территориального управления и включения представителей местного сообщества в процесс территориального самоуправления.
3. Раскрыто содержание муниципального сотрудничества как системы экономических отношений, складывающихся между муниципальными образованиями по поводу эффективного использования земельных и природных ресурсов, рационального использования и распоряжения объектами муниципальной собственности, по поводу реализации совместных объектов, направленных на укрепление и развитие экономической базы муниципального образования, развития предпринимательства и привлечения инвестиций.
4. Доказана роль муниципального сотрудничества в обеспечении устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований:
– формирование межмуниципального сотрудничества как системы взаимодействия муниципальных образований в целях совместной реализации стратегически важных объектов в рамках стратегии социально-экономического развития территории и достижения синергетического эффекта при совместном использовании объединенных средств;
– учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в целях совместного обеспечения населения материальными благами и услугами и создания новых рабочих мест для обеспечения занятости населения;
– создание некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов в целях укрепления взаимодействия коммерческого и некоммерческого секторов экономики на муниципальном уровне, обеспечивающего повышение устойчивости и стабильности развития муниципального образования;
– участие в общероссийском объединении муниципальных образований и в советах муниципальных образований субъектов Российской Федерации в целях повышения статуса муниципальных образований и участия в обсуждении и реализации планов дальнейшего развития местного самоуправления.
5. Доказано, что в основе организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием лежит взаимодействие управляемой и управляющей подсистем. Управляющая подсистема представляет структурированную совокупность субъектов управления, включающую органы местного самоуправления, представителей местного сообщества, объединенных общей целью и интересами. Управляемая подсистема представлена объектами муниципального хозяйства, социальной сферой.
Эффективность механизма управления оценивается степенью взаимодействия и соответствия управляемой и управляющей подсистем муниципального образования, а также использованием стратегического и программно-целевого методов управления с опорой на фискальные инструменты управления.
6. Предложены основные направления совершенствования управления устойчивым развитием муниципального образования:
– разработка стратегии межмуниципального сотрудничества;
– совершенствование управления на базе сочетания стратегического и программно-целевого методов управления;
– подготовка специалистов-управленцев для муниципальных служб, владеющих современными методами муниципального управления;
– создание структуры в системе экономических служб муниципальных образований, осуществляющих стратегическое планирование развития муниципальных образований и координацию межмуниципального сотрудничества.
|