Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социально-политической и экономической основы Российского государства обусловило необходимость радикальной реформы системы государственного управления.
Реформирование системы государственного управления в России – одно из главных условий ускорения социально-экономического развития страны. В качестве основной цели административной реформы в России определяется построение эффективного государства, способного квалифицированно решать задачи управления страной. Одним из важнейших направлений является административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения граждан социальным жильем.
Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях рыночной экономики, определяет необходимость совершенствования жилищного законодательства как неотъемлемой части стабилизации экономики государства. Проблема обеспечения жильем граждан РФ является наиболее острой социальной проблемой, стоящей перед Правительством РФ.
Недостаточный уровень финансирования социальной сферы страны приводит к невыполнению социальных нормативов, сдерживает законодательную инициативу в части решения социальных задач.
Сокращение объемов финансирования капитального строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры в ходе реформ также стало причиной снижения уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы.
Устойчивый рост объемов ВВП с 1999 года создает предпосылки к наращиванию объемов социальных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального и региональных бюджетов России. Это должно привести к увеличению объемов инвестирования социальных объектов, а, следовательно, к увеличению обеспеченности в рассматриваемых отраслях.
Однако сохраняющийся дефицит финансовых ресурсов требует поиска наиболее эффективных вариантов распределения ограниченных ресурсов, обеспечивающих наибольший прирост уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы. С каждым годом, отодвигающим решение данной проблемы, увеличиваются объемы требуемых вложений в связи с износом сооружений, что значительно усугубляет проблему инвестирования в социальные отрасли.
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития рыночных механизмов управления в жилищной сфере, совершенствования взаимоотношений собственников жилья, управляющих организаций и организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги. Значимость исследования возрастает, учитывая действующий процесс формирования современного жилищного законодательства в Российской Федерации и общее ухудшение состояния жилищного фонда в последние десятилетия.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития РФ потребовали принятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Жилищное обеспечение граждан России выдвинуто Президентом РФ в качестве одного из четырёх приоритетных направлений государственной политики, в результате реализации которого должны быть достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан РФ.
Реформирование жилищного сектора (в котором в настоящее время более 60% частного жилищного фонда по сравнению с 33% в 1990г.) преследует цель повысить эффективность строительного комплекса и жилищно- коммунального хозяйства, что, в свою очередь требует совершенствования административно-правовой организации деятельности федеральных и региональных органов власти в данной сфере.
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена необходимостью разработок и важностью принятия норм права регулирующих общественные отношения по предоставлению социального жилья малообеспеченным гражданам, что будет способствовать установлению социальной стабильности общества. В работе рассмотрена сущность административно-правового регулирования в сфере обеспечения граждан социальным жильем и его роль в обеспечении защиты конституционных прав граждан на жилище.
Объектом исследования являются объекты социальной инфраструктуры, финансируемые из бюджетов различных уровней.
Предмет исследования – инструменты и методы оценки эффективности и формирования оптимальной структуры социальных инвестиций.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач, основными из которых являются:
- исследование современного состояния и тенденций развития социальной сферы;
- разработка классификации объектов социальной сферы, позволяющей конкретизировать объект исследования;
- изучение и обобщение теоретических основ и методологических подходов к оценке эффективности социальных инвестиций;
- анализ критериев и методов оценки эффективности и распределения инвестиций в объекты социальной сферы;
- разработка критерия оценки эффективности инвестиций в объекты социальной сферы;
- разработка методики формирования оптимальной структуры социальных инвестиций в условиях ограниченности финансовых ресурсов;
- разработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения процессов оценки эффективности и распределения социальных инвестиций.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют теория экономической эффективности инвестиций, научные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночной экономики, инвестиционной, оценочной и девелоперской деятельности, оценке стоимости и эффективности использования земли и недвижимости, Законы Российской Федерации, а также другие официальные документы и материалы периодической печати.
Объектом исследования выступает ГУП «Управление экспериментальной застройки микрорайонов», предметом выступает позиционирование компании на рынке недвижимости.
Информационной базой являются материалы периодической печати, статистические данные, статьи, монографии и др. труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблематике дипломной работы.
Методологическую основу работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа. В своем исследовании опираюсь на фундаментальные положения теории конституционного права, теории административного и жилищного права, науки управления.
В процессе исследования, при решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы – системного анализа и синтеза, сравнения, математического моделирования, экономико-статистический метод, логический метод, сравнительно-правовой и другие методы планирования и прогнозирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие результаты:
1. Разработана классификация объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающая выделение группы однородных объектов, для которых может быть использован единый критерий оценки эффективности инвестиций(какой?).
2. Сформулированы принципы оценки эффективности социальных инвестиций. (у вас же работа не по инвестициям!)
3. Предложен критерий оценки эффективности социальных инвестиций, определяемый как предельное отношение прироста социальной обеспеченности к дополнительным капитальным вложениям.
4. Разработана методика формирования структуры социальных инвестиций(где?) в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, основанная на оценке состояния социальной сферы и уровня социальной обеспеченности.
5. Разработана структура информационной базы и предложены формы представления информации для анализа уровня социальной обеспеченности и оценки эффективности распределения социальных инвестиций.
Результаты исследования состояния социальной сферы в регионе(в частности жилищной сферы!), содержащиеся в работе, позволили выделить представленные ниже проблемы и особенности ее функционирования и развития на современном этапе:
- дефицит финансовых ресурсов и изменение структуры народонаселения в регионе, вызванное демографическими и миграционными процессами способствует появлению диспропорции в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, как в различных регионах края, так и в разных районах городов края;
- низкий уровень обеспеченности и высокая степень износа объектов социальной сферы наряду с ограниченностью финансовых ресурсов актуализирует проблему эффективного распределения бюджетных источников финансирования капитального строительства в социальной сфере;
- отсутствие полной и достоверной информации о состоянии объектов социальной сферы и демографические изменения в регионе наряду с несовершенным методическим обеспечением процесса распределения источников финансовых ресурсов, направляемых на капитальное строительство, не позволяет решить проблему выравнивания и повышения уровня обеспеченности объектами социальной структуры в регионе;
- сложность и непредсказуемость процессов изменения состояния и потребности в объектах социальной сферы требуют комплексного учета всей совокупности внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на уровень социальной обеспеченности в регионе; - необходимость решения проблемы повышения эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на капитальное строительство в социальной сфере, требует разработки критериев и методов оценки эффективности социальных инвестиций и, соответственно, совершенствование информационного обеспечения.
Предложена концепция формирования институциональной системы ЖКК, базирующаяся на основных положениях неоклассической экономической теории и неоинституционализма, что дает возможность определить принципы развития рыночных отношений в процессе взаимодействия субъектов, факторы спроса и предложения на продукцию ЖКС, а также критерий проведения сегментирования рынка ЖКХ.
Апробирована методология исследования комплексного развития ЖКХ, основанная на системном анализе, маркетинговом и программно-целевом подходах, которая позволила выделить в качестве приоритетных – институциональные, финансово-экономические и организационно-технические мероприятия, предложить модель рынка жилой недвижимости и методику анализа факторов взаимодействия рынков жилищного фонда и ЖКУ с использованием четырехквадрантной диаграммы, дающие возможность более полного учета влияния изменений во внешнеэкономической среде на параметры спроса и предложения указанных рынков.
Предложено модельное представление реализации задач формирования рыночных отношений в ЖКХ, в основе которого лежит маркетинговая концепция управления, рассмотренная на базе комплексного анализа системных причин незавершенности формирования рыночных отношений, структурных изменений в ЖКХ, результатов проведенного экономико-социологического мониторинга и механизма функционирования рынка жилой недвижимости, что позволило выявить диспропорции между спросом и предложением жилья и определить комплекс мероприятий, отвечающих основным стратегическим направлениям маркетинга.
Предложена методика исследования рынка услуг и конкурентной среды в ЖКХ, базирующаяся на разработанном теоретико-методологическом подходе с использованием широкого спектра экономико-математических методов сбора и обработки информации, изучения емкости и конкурентной среды рынка, что повышает достоверность результатов оценки, качество принимаемых стратегических маркетинговых решений для обеспечения повышения эффективности функционирования жилищного фонда и внедрения сетевой модели организации и проведения конкурсов на управление и обслуживание его, позволяющая оптимизировать (планировать) продолжительность выполнения работ.
Обоснованы концептуальные положения повышения эффективности рыночных регуляторов развития ЖКХ, обусловливающие целесообразность создания института уполномоченных управляющих компаний различных организационно-правовых форм, совершенствования механизма финансирования и движения денежных потоков в ЖКС, включая введение обязательного страхования жилья, проведения сбалансированной тарифной политики, учитывающей наряду с изменением действующих тарифов параметры социальной напряженности.
|