Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своей деятельности субъект хозяйствования взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления предприятием, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие (внешние) пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия).
Анализ финансового состояния - обязательная составляющая финансового менеджмента любой компании. Он позволяет определить, каково состояние компании сегодня, какие параметры работы являются приемлемыми и их необходимо сохранять на сложившемся уровне, какие являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. Финансовый анализ позволяет любой компании дать ответ на насущные вопросы ее деятельности: каково ее место в отрасли, почему ее состояние ухудшилось и как исправить положение, какие рычаги при этом задействовать.
Развитие рыночных отношений требует от организаций повышенной ответственности и самостоятельности в выработке и принятии управленческих решений. Важным фактором при этом является учет интересов большого числа групп заинтересованных лиц: собственников организаций, потребителей продукции, поставщиков, органов власти, общественных и других организаций. Выполнение организацией своих обязательств, а также реализация ожиданий заинтересованных групп зависят от того, насколько организация способна выявлять эти потребности и ожидания, эффективно их удовлетворять, выдерживая оптимальный баланс привлекаемых ресурсов и создаваемого добавочного продукта.
Указанная способность организации требует эффективной координации действий в различных сферах, привлечения наиболее передовых технологий управления.
Самостоятельность организации в условиях рыночной экономики заставляет учитывать ее конкурентоспособность и заботиться о решении проблем не только роста и развития, но и самосохранения. Проблема самосохранения организации включает вопросы организационного, кадрового, инновационного, производственного, финансового менеджмента, правовой и экологической безопасности, взаимодействия с целевыми аудиториями. Одной из ключевых является проблема эффективного управления финансами.
Законы рыночной экономики требуют постоянного кругооборота средств в народном хозяйстве, основанного на платежеспособном спросе. В этих условиях определение финансовой устойчивости, важнейшими признаками которой являются платежеспособность и наличие ресурсов для развития, относится к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем.
Это связано с тем, что недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятий, к отсутствию у них денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, а при ухудшении финансового состояния - и к банкротству. Избыточная финансовая устойчивость ставит препятствия на пути развития предприятий, отягощая их затраты излишними запасами и резервами.
В связи с вышеизложенным, актуальность проблемы оценки финансовой устойчивости организации, большая ее практическая значимость и необходимость постоянного совершенствования методики расчета данного показателя предопределили выбор темы данной дипломной работы.
Целью дипломной работы является изучение финансово-экономической деятельности ООО «Глобэкс», процедур оценки финансовой устойчивости , а также разработка путей укрепления данного показателя ООО «Глобэкс».
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы категории «финансовая устойчивость»;
- проанализировать действующие в Российской Федерации методики оценки финансовой устойчивости субъекта хозяйствования на примере конкретной организации (ООО «Глобэкс»);
- провести оценку возможных путей укрепления финансовой устойчивости ООО «Глобэкс», также дать прогноз вероятности банкротства объекта исследования.
Объектом исследования настоящей работы является система финансово-экономической деятельности ООО «Глобэкс» и финансовая устойчивость данной организации.
Предметом исследования являются методы оценки финансовой устойчивости ООО «Глобэкс».
В процессе подготовке дипломной работы использовалась справочная и учебная литература, а также отчетность ООО «Глобэкс».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью, поставленной в настоящей дипломной работе, были изучены теоретических основы понятия «финансовая устойчивость предприятия», а также процедуры оценки платежеспособности и ликвидности и разработка путей укрепления финансовой устойчивости ООО «Глобэкс», а также рассчитать вероятность банкротства предприятия.
На основании исследований, проведенных в первой главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
1 Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности субъекта хозяйствования являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния и финансовой устойчивости вопросам рационального использования оборотных средств уделяется основное внимание..
2. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным.
3. Финансовая устойчивость - внутренняя сторона финансового состояния, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Устойчивое финансовое состояние - итог грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.
4. Методы оценки финансовой устойчивости позволяют проанализировать основные аспекты финансовой деятельности и разработать мероприятия по ее усовершенствованию. Для оценки финансовой устойчивости предприятия применяется набор или система коэффициентов.
Кроме коэффициентного метода исследования финансовой устойчивости можно применять методику, которая заключается в расчете показателей, характеризующих обеспеченность запасов источниками их формирования.
5. По степени устойчивости можно выделить четыре типа финансовых ситуаций:
- абсолютная устойчивость финансового состояния;
- нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность;
- неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов;
- кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства.
На основании исследований, проведенных во второй главе дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
1. Анализ средств предприятия показал, что структура активов анализируемого предприятия несколько изменилась:
- в 2005-2006 г.г наблюдается снижение объема основного капитала, т.е внеоборотных активов. За рассматриваемый период объем внеоборотных активы снизились на 2497 тыс. руб;
- также произошло снижение оборотных активов, доля в сфере обращения понизилась на 1,27%, а в сфере производства увеличилась на 1,27% , за счет увеличения объема сданных, но неоплаченных строительно-монтажных работ;
- значительный удельный вес в общей валюте баланса имеют немонетарные активы, это можно рассматривать как положительный фактор. Наличие в валюте баланса большой доли монетарных активов при росте цен и инфляции приносит предприятию финансовые потери из-за обесценивания монетарных активов;
- немонетарные и монетарные активы в 2005-2006 г.г снизились, наибольшее падение наблюдается по немонетарным 2788 тыс. руб.
2. Анализ источников средств предприятия показал, что в ООО «Глобэкс» основной удельный вес в источниках формирования активов составляет заемный капитал и за 2006 год его величина увеличилась на 1774 тыс.руб., что можно рассматривать как отрицательную тенденцию. Это произошло за счёт увеличения доли краткосрочных обязательств. Привлечение заемных капиталов в оборот предприятия – явление нормальное, содействующее финансовому состоянию ООО «Глобэкс» при условии, что эти средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае возникает просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения.
Уменьшение собственного капитала предприятия происходит вследствие роста суммы непокрытого убытка. За 2006 г. непокрытый убыток увеличился на 5360 тыс.руб. Это явление – отрицательная тенденция, так как чем больше величина убытка, тем менее устойчивее финансовое состояние предприятия.
За 2006 год сумма заемных средств увеличилась на 1774 тыс.руб. или на 1,78% (101671/99897 100 – 100). Существенно увеличилась кредиторская задолженность в 2006 г. на 11933 тыс.руб. За счет производимых выплат снизились почти вдвое краткосрочные обязательства по займам и кредитам: на 5499 тыс.руб. В 2006 г. также снижается задолженность по долгосрочным обязательствам. Но увеличились долги перед бюджетом: в 2006 г. они возросли на 8187 тыс. руб. Также за 2006 г. резко увеличилась задолженность перед поставщиками и подрядчиками на 30,44%. Это связано с расширением объема запасов, материалов, увеличением количества основных средств.
3. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости показал, что На анализируемом предприятии величина чистых активов уменьшилась с 13057 тыс.руб. до 7697 тыс.руб. Их доля в валюте баланса также уменьшилась до 7% в 2006 г.
Анализ обеспеченности запасов источниками показал, что ООО «Глобэкс» находится в кризисной финансовой ситуации с тенденцией к ухудшению, поскольку его денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы не покрывают даже его кредиторской задолженности: предприятие в течении 2005 и 2006 года имеет постоянно увеличивающийся недостаток собственных оборотных средств, недостаток долгосрочных источников формирования запасов, недостаток общей величины основных источников формирования запасов.
4. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости подтвердил выводы о том, что ООО «Глобэкс» является финансово неустойчивым предприятием, находится в кризисном состоянии с тенденцией к ухудшению.
На основании проведенных в третьей главе исследований можно сделать следующие выводы.
Расчет коэффициента Альтмана показал, что как в 2005 г., так и в 2006 г., степень вероятности банкротства для ООО «Глобэкс» может быть оценена как очень высокая, с тенденцией к увеличению, так как значение коэффициента значительно ниже показателя 1,8.
Для улучшения финансовой устойчивости ООО «Глобэкс» предлагается рассмотреть ряд мероприятий: совершенствование структуры источников финансирования текущей деятельности и совершенствование методов управления оборотным капиталом предприятия.
Одна из важнейших задач финансового менеджера связана с поиском оптимальной комбинации различных методов краткосрочного финансирования.
Наиболее популярным источником краткосрочного финансирования оборотных средств является коммерческий кредит.
При использовании большинства других форм краткосрочного финансирования фирма должна формально договариваться об условиях займа с кредитором.
В результате привлечения краткосрочного кредита в сумме 5000 тыс.рублей, ООО «Глобэкс» сможет получить дополнительную прибыль в сумме 280 тыс.рублей. Данная сумма даже с учетом выплаты налогов из прибыли существенно позволит пополнить собственные оборотные средства предприятия, значительно укрепит его финансовое состояние, повысит платежеспособность.
Среди множества управленческих решений, принимаемых менеджерами в организациях, главным является решение об объемах производства и реализации, так как от этих показателей непосредственно зависит прибыльность предприятия.
Кроме того, на предприятии есть внутренние резервы, использование которых повлекло бы за собой улучшение финансового состояния: к ним можно отнести запасы сырья и материалов, готовой продукции, задолженность за товары отгруженные, дебиторская задолженность.
Общая сумма по неиспользуемым резервам составила 60210 тыс. рублей. Данная сумма составляет 84,1% от суммы недостатка собственных оборотных средств, которая по состоянию на 01.01.2007 года равна 71567 тыс.рублей.
За счет снижения материальных затрат в планируемом периоде ООО «Глобэкс» может также получить дополнительную прибыль в сумме 114 тыс. рублей.
Дополнительными мероприятиями по укреплению финансовой устойчивости могут стать:
1. Расширение ассортимента продукции.
2. Усовершенствование ценовой политики, внедрение дифференцированной системы скидок.
3. Представлять информация о компании и продукции в СМИ и Интернете. Необходимо разработать регулярную и оригинальную рекламную компанию, с небольшим бюджетом.
4. Продвижение на рынке собственных торговых марок.
5. Предоставление скидок за долгосрочное сотрудничество и долгосрочное партнерство.
6. Внедрение системы поощрений клиентов.
7. Повышение уровня обслуживания клиентов.
Основой для повышения объема реализации может стать рекламная компания.
|