Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая тема дипломной работы, на мой взгляд, носит очень актуальный характер и представляет собой важное практико-правовое исследование.
Актуальность данной темы заключается в огромном значении рассмтариваемых в ней институтов. Действительно, правовой статус личности, его взаимоотношение с государством – сегодня пожалуй одна из центральных проблем российской правовой действительности. Актуальность этой темы обуславливается и основные тенденциями в построении правового государства. Такие направления как защита прав и свобод граждан, развитие конституционных гарантии их реализации, повышение социально-экономического уровня и статуса граждан РФ, их активная политико-правовая позиция – вот одни из главных и базовых аспектов проводимых сегодня в РФ конституционных реформ.
Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Защита прав человека - вечная и постоянно возобновляемая тема не только в российской юриспруденции. Отрадно, что в отечественном правоведении интерес к "вечной теме" проявляют специалисты из различных отраслей права. Повышается значение межотраслевых исследований в области прав человека. Большое значение приобретает изучение влияния международных и особенно европейских стандартов в области прав человека на российское законодательство и правоприменительную практику. Охрана и защита прав и свобод личности с позиций конституционной юриспруденции - сравнительно новое правовое явление в свете действия положений Конституции РФ 1993 г.
Также актуальность рассматриваемой темы заключается и в практическом взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданами РФ. Отдельно актуальность темы обуславливается предстоящими выборами органов Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ конце 2007г, и 2008 годах. Это обстоятельство напрямую связано с изучением взаимоотношения личности и государства в РФ.
Таким образом, объект исследований в данной работе формируют конституционно-правовые основы взаимоотношения личности и государства в лице его различных органов. Можно сказать, что гарантии статуса личности в РФ и есть объект исследований.
Предмет работы – теоретико-правовые доктрины о взаимоотношений личности и государства. Однако в предмет работы включены не только теоретические концепции. В работе также кратко анализируется и законодательство РФ, закрепляющее взаимоотношение личности и государства. Прежде всего, это Конституция РФ, а также ряд федеральных и федерально-конституционных законов, в которых урегулированы вопросы взаимоотношений граждан РФ с органами власти РФ.
Цель работы – определить основы правового статуса человека и гражданина в РФ и проанализировать особенности взаимоотношений личности и государства в РФ.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие и конституционно-правовые основы статуса личности в государстве.
2. Исследовать принципы взаимоотношений личности и государства.
3. Изучить основные личные, политические и социально-экономические права граждан в РФ.
4. Осветить значение и роль уполномоченного по права человека в РФ в реализации взаимоотношений личности и государства.
При написании работы использованы нормативные материалы, как международные, так и российские. Также использованы работы российских и зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые нами вопросы. Применялись распространенные учебники по теории государства и права и конституционному праву РФ, комментарии к Конституции РФ, различные публикации и статьи в правых изданиях. При этом использовались такие методы исследований как анализ действующего законодательства, исторический подход, структурно-логический метод, формально-юридический метод и пр.
Следует отметить таких авторов как: Еникеева З.Д., Исаенкова О.В., Кучинский В.А., Лозбинев В.В., Мелков М., Морозова Л.А., Мюллерсон Р.А., Нерсесянц В.С., Низовцев В.В., Новиков М.В., Пчелинцев С.В., Снетков В.Н., Хаманева Н.Ю., Эбзеев Б.С. и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытки решения в теоретическом плане задачи ограничения власти некими разумными рамками и минимизации ее злоупотреблений имеющимися полномочиями вопреки интересам личности предпринимались издавна. Соображения о необходимости внедрения принципа "разумности" и справедливости власти, а также исключения произвола с ее стороны высказывались М. Боссюэтом, Т. Гоббсом, Г. Гроцием, Дж. Локком, Б. Спинозой, Х. Томазием и другими учеными.
В последующем идеи ограничения власти и необходимости ее сочетания с интересами всех и каждого были существенно развиты в трудах Вольтера, В. Гумбольдта, Д. Дидро, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта и других западно-европейских ученых. Обновление государства как весьма важного субъекта исторических перемен рассматривалось в век Просвещения в качестве важного условия реализации прав человека.
По объективным причинам проблема исследования пределов вмешательства государства в сферу личной свободы человека начала приобретать особую актуальность и значимость в начале 90-х гг. прошлого века, в начале переходного этапа строительства обновленной России, когда существенно стали изменяться представления о соотношении притязаний личности, общества и государства.
на переходном этапе (от авторитаризма к демократии) принципиальные направления конституционных процессов в различных странах по объективным причинам (а они заключаются в переосмыслении исторического опыта диктатуры в новых условиях демократии) сходны и явно выражаются в господстве идеи общечеловеческих ценностей.
Проблема ограничения прав человека как составляющая общего процесса определения и правового закрепления разумного баланса интересов личности, общества и государства также обостряется на переходных этапах общественного развития.
В проблеме сбалансированности взаимоотношений государства, личности и общества важным является вопрос о пределах осуществления и защиты субъективных прав, прямо связанный с проблемой ограничений прав. О том, что социальной основой для конституционных ограничений прав и свобод является лично-собирательный характер общества, весьма убедительно говорят многие правоведы, поскольку человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей, в котором сталкиваются различные интересы, включая субъектов основных прав и общества в целом. Этим объясняется актуальность правового регулирования оснований и условий возможных ограничений прав и свобод, которые могут вызываться необходимостью обеспечения совместимости индивидуальной свободы с благом общества, а блага общества - со свободой личности. Подтверждением объективности такого подхода являются сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции, согласно которым при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать необходимые и строго обусловленные этими целями меры обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов.
Из содержания статей 1 и 7 Конституции РФ следует необходимость достижения баланса личности, общества и государства, "гармонизации власти в отношении со свободой" как при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства, так и в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому основу современного конституционализма и, соответственно, конституционно-правовых характеристик современного государственно-образованного общества составляет соотношение власти и свободы как взаимосвязанных, взаимозависимых и при этом чаще всего конкурирующих, а нередко и конфликтующих ценностей.
В обеспечении развития отношений между государством и личностью решающая роль принадлежит закону, определяющему рамки (пределы) деятельности граждан и власти и разумное соотношение полномочий властей и прав личности без умаления интересов обоих сторон взаимоотношений.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации сделана попытка сформулировать понятие интересов личности, общества и государства следующим образом:
а) интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
б) интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
в) интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах представляет собой в концентрированном виде национальные интересы России, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с гражданским обществом.
Изложенные материалы позволяют сделать вывод о том, что ограничения прав и свобод граждан являются важной составляющей обеспечения оптимального баланса интересов личности, общества и государства. Наиболее высокую актуальность эта проблема приобретает в условиях чрезвычайных ситуаций, когда возникающие особые отношения требуют сочетания в себе, с одной стороны, строгого соблюдения прав и свобод физических и юридических лиц, установленных нормами внутригосударственного и международного права, а с другой - ограничения этих прав и свобод и наложения на субъектов права дополнительных обязанностей и повинностей в целях сосредоточения главных усилий на устранении последствий или нейтрализации чрезвычайных ситуаций. |