Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Цена является сложной экономической категорией. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики страны. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров и услуг, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода. Экономисты потратили десятилетия на изучение цены. Несмотря на это, ее установление по-прежнему основывается на предположениях, которые очень часто подвергаются ревизии, если они оказываются некорректными. Кроме того, далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар.
Если, например, товар не дифференцирован, а конкуренция является интенсивной, предприятие не обладает рыночной силой и, соответственно, должно принять цену, которую определяет рынок. Если же предприятие имеет существенные конкурентные преимущества, которые позволили ему приобрести рыночную силу, установление цены – это решение, имеющее большое значение для успеха предприятия на рынке. Ранее решения по ценам принимались, как правило, в рамках чисто финансового подхода, то есть определялись на основе издержек и нормы прибыли.
Экономическая неопределенность изменила положение дел: рост цен на потребительские товары и факторы производства, государственный контроль над ценами, глобализация, рост интенсивности конкуренции - все эти и другие факторы усилили стратегическую роль ценообразования в хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, анализ сложившихся в отечественной и зарубежной практике подходов к ценообразованию и ценовых стратегий, исходящих из издержек, конкуренции и спроса, является чрезвычайно актуальным.
Значительный вклад в развитие теории определения цен внесли такие классики экономической мысли, как: У. Петти, Ж.Б. Сэй, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, У. Джевонс.Ф., Визер, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, В. Парето, Л. Эрхард и др. Их труды охватывают широкий диапазон в области анализа ценообразования, начиная с разработки теории трудовой стоимости, теории предельной полезности и завершая современными направлениями неоклассического синтеза, которые составляют теоретико-методологическую основу современных исследований рыночной экономики.
Наибольший интерес среди исследований, посвященных разработке стратегических решений в области ценообразования, представляют научные труды Алтухова А.И., Богомоловой И.П., Джоббера Д., Дойля П., Дэя Дж., Ламбена Ж. Ж., Коха Р., Липсица И., Черчилля Г. и др.
Тем не менее, практика социально-экономического развития страны свидетельствует о недостаточной разработанности многих теоретических и практических вопросов ценообразования и государственного регулирования цен в современной экономике России.
Объектом дипломной работы выступает сеть магазинов «Универсал»
Предмет дипломной работы – экономические отношения, возникающие между субъектами рынка в процессе установления цен на товары и услуги.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе системного анализа основных подходов к установлению цен выявить и обосновать пути повышения эффективности процесса ценообразования в рыночной экономике.
Для реализации и осуществления выдвинутой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать экономическую сущность цены, ее ключевые функции в современной экономике и роль в стратегии развития предприятия;
- проанализировать существующие на современном этапе в рыночном секторе экономики страны модели ценообразования и выявить возможности их применения в обострившейся конкурентной борьбе:
- выявить детерминанты чувствительности к цене в рамках ценностного ценообразования;
- рассмотреть факторы, ограничивающие установление цены с точки зрения конкуренции;
- уточнить принципы классификации издержек, методов их группировки и обобщения в интересах повышения эффективности установления цены на основе издержек;
- определить и обосновать пути совершенствования процесса ценообразования в рыночной экономике.
В дипломной работе используются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные макро- и микроэкономике, маркетингу, ценообразованию и финансам предприятий. Среди них такие авторы, как: М.С. Абрютина, В.В. Бочаров, Р. Брейли, Дж. Ван Хорн, Л.М.Гужавина, С.В.Казанцев, К.Б. Козлова, Ж.Ж. Ламбен, Ф.И. Левшин, И.В. Липсиц, С.М. Никитин, И.К. Салемжанов, В.А. Слепов, Г.А. Тактаров, Ю.М. Чеботарь, Г.Н. Чубаков, Н.Н. Шаш и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие выводы:
- уточнены сущность категории «цена» и ее роль в стратегии развития предприятия;
- дана подробная характеристика существующих моделей ценообразования и выявлены возможности их применения в обострившейся конкурентной борьбе;
- выявлены достоинства и недостатки наиболее применяемой в отечественной экономике затратной модели ценообразования;
- обосновывается положение о том, что в условиях рынка ценностная модель ценообразования является наиболее перспективной;
-разработана классификация издержек производства, рассматриваемая как информационная основа принятия ценовых решений, а также обоснованы информационные возможности механизма ценообразования, от качества которого зависит эффективность действий субъектов рынка;
-сформулированы конкретные предложения и практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования издержек производства в интересах установления конкурентной цены.
В последнее время развитие приобрело новый смысл и динамику. Были во многом пересмотрены многие стратегические для развития цели и критерии расположение товаров на торговых площадях, ассортимент был серьезно расширен и кардинально пересмотрена ценовая политика, следствием чего явилось серьезное увеличение покупательской аудитории, суммы чека и удобство поиска необходимого товара. Также компания переняла западный опыт, и расширяет свои технологии продаж (тематические акции, сезонные, совместные продукты, гибкая система скидок). Широчайшее ассортиментное предложение дополняется развитием различных торговых форматов. На сегодняшний день в работе стратегия по широкой экспансии в регионы, открытие супермаркетов, которые в дальнейшем станут нашими точками распространения сети в регионе непосредственно. Все это поможет стать еще ближе к покупателям, а также существенно укрепить позиции на рынке, снизив риски и существенно увеличить чистый товарооборот. Наряду с этими достижениями и планами компания поставила перед собой задачу по оптимизации финансовой деятельности.
Розничная торговля на сегодняшний день находится в начальной стадии своего развития, несмотря на серьезную динамику развития розничного бизнеса, торговых площадей по-прежнему не хватает и они расположены в основном в центральном регионе. В связи с этим компании приходиться не только приобретать уже существующие объекты недвижимости, но и включаться в девелоперские проекты на начальных этапах приобретения земли и дальнейшего строительства торговых площадей. Розничная торговля развивается гигантскими темпами и этот период, по прогнозам Компании, продлится еще довольно долго. Потребность населения в торговых площадях высока, а рынок далек от насыщения. Основным фактором, влияющим на состояние отрасли является покупательский спрос населения. Эмитент достиг больших результатов на рынке розничной торговли. Об этом свидетельствует его рейтинг, количество магазинов, обороты. Можно смело сказать, что на сегодняшний день, группа компаний «УНИВЕРСАЛ» занимает лидирующее положение на рынке.
Предприятие развивается не менее динамично, чем вся отрасль в целом. Развитие наблюдается не только в росте компании, но и в улучшении качества обслуживания, внедрения в регионы и в росте конкурентоспособности.
Причины, обосновывающие полученные результаты деятельности (удовлетворительные и неудовлетворительные результаты):
- высококвалифицированный менеджмент, адаптированный к условиям российского рынка;
- высокий уровень технологий используемых эмитентом.
Существуют затруднения в развитии, которые связаны с несовершенством рынка недвижимости. Торговых площадей приспособленных к открытию супермаркетов катастрофически не хватает, в связи с чем компании приходится отвлекать средства на инвестиции.
Факторы и условия, влияющие на деятельность эмитента и результаты такой деятельности.
На деятельность эмитента очень сильно влияют факторы инфляционных ожиданий и нестабильности валютного рынка, которые ведут за собой резкое изменение цен и покупательских возможностей. Также условия жесткой конкуренции, которые подстегивают компанию к более динамичному развитию. И одним из немаловажных факторов является нехватка торговых площадей, которые отвлекают значительные средства на не профильные для компании девелоперские проекты.
|