Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночной экономике присущи различные риски, в том числе имеющие социальный характер. Компенсировать последствия наступления таких рисков призвана система социального страхования, которая является одной из форм социального обеспечения. «Суть социального страхования заключается в распределении социального риска потери либо снижения заработка по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования» [20, с. 32] .
Застрахованными по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» , являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Несмотря на достаточно широкий круг лиц, охваченных обязательным социальным страхованием, основной категорией застрахованных являются наемные работники. Как указывает М.Ю. Федорова, на них, во-первых, распространяются все существующие виды обязательного социального страхования; во-вторых, их доля в структуре застрахованных максимальна в сравнении с самозанятыми лицами; в-третьих, все элементы социально-страховой системы адаптированы к особенностям социально-страхового риска данной категории граждан .
Российская система страхования как важнейшая составляющая социальной политики ответственна за практическую реализацию статей Конституции РФ о социальном государстве. Имеющийся отечественный и мировой опыт подтверждает, что страхование является максимально экономичной и рациональной системой защиты экономических интересов человека . Страхование служит важным элементом макроэкономического и микроэкономического механизмов развития и регулирования социальных процессов, призванным не только компенсировать социальные издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придавая ей социально-ориентированный характер, а также играет важную стратегическую роль в происходящих в стране социально-экономических преобразованиях. Теоретические основы анализа страхования как предпосылки обеспечения экономических интересов «экономического человека» были заложены в трудах представителей классической экономики А.Смита и А.Маршалла.
Формы участия государства в осуществлении страховой политики, трудности развития страхования и функционирования российского страхового механизма достаточно всесторонне разработаны в отечественной науке. Им посвящены работы Ш.Р. Агеева, Л.Ф. Бесфамильной, Н.М. Васильева, В.И. Зубкова, А.Ю. Лайкова, А.К. Шихова, Т.А. Федоровой, В.В. Шахова, В.В. Глущенко, Ю.Н. Тронина, К.Е. Турбиной, Р.Т. Юлдашева, А.А. Цыганова, С.Н. Катырина, Л.А. Орланюк-Малицкой, М.А. Моторина, и других авторов.
Цель дипломной работы состоит в исследовании тенденций и социально-экономических механизмов функционирования системы медицинского страхования, направлений повышения эффективности использования.
Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
– сформулировать теоретические положения для анализа аспектов функционирования медицинского страхования в российском обществе, определения его социально-экономических функций в аспекте экономических интересов субъектов страхования;
– выявить социозащитные возможности медицинского страхования в контексте компенсации социальных рисков и обеспечения социальной безопасности;
– проанализировать социокультурные и экономические предпосылки повышения активности субъектов страхования в трансформирующемся российском обществе;
– рассмотреть иерархию жизненных ценностей и специфику экономических интересов населения, зафиксировать их взаимосвязь и взаимовлияние на формирование стратегий страхового поведения;
Объектом дипломной работы является система медицинского страхования.
Предметом дипломной работы являются закономерности и социально-экономические механизмы функционирования страхования в контексте обеспечения социальной безопасности и экономических интересов населения.
Методологической базой дипломной работы являются: методы сравнительного анализа, экспертных оценок, теоретического моделирования, прогностический метод, метод типологизации. Использованы также социологические методики анализа эмпирического материала – факторный анализ, индексирование, ранжирование, анализ количественных зависимостей между переменными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В содержательном плане она заключается в следующем:
1. Установлено, что страхование представляет собой специфический социально-экономический механизм, осуществляемый как передача рисков субъектами права страховщику на взаимовыгодных условиях при взаимном доверии и взаимных обязанностях, что определяет наличие общественно-значимых функций, дополнительных и раскрытых в исследовании.
2. Выявлено, что страхование обеспечивает минимизацию и компенсацию рисков, связанных с техногенными, экологическими, экономическими, террористическими опасностями, а также является усилителем социальной безопасности. Эта функция страхования может рассматриваться как дополнительный механизм, обеспечивающий воспроизводство трудовых ресурсов, которые являются носителями социального капитала и акторами социально-экономического развития.
3. На основе анализа социокультурных и экономических предпосылок повышения активности субъектов на российском рынке страховых услуг установлено, что усиливающаяся рискогенность в обществе актуализирует потребности населения в защите от социальных опасений, при этом существенными остаются патерналистская надежда на государство и выполняемые государством патерналистские функции, хотя значимым становится осознание собственной роли в освоении страховой культуры и выборе стратегий страхового поведения.
4. Описана иерархия превалирующих ценностей и экономических интересов населения, установлено ее воздействие на формирование страхового поведения и страховых предпочтений.
5. Выявлено, что динамика доминирующих ценностей и потребностей россиян в рискогенном обществе заключается в переструктурировании приоритетов благополучия в сторону обеспечения социальной безопасности, ценности жизни, ценности семьи и детей. Эти актуализированные страховые потребности повлияли на расширение механизмов и услуг страхования.
6. Эмпирическим путем установлены субъективные и объективные факторы, влияющие на формирование страховых предпочтений различных социальных слоев населения, а также изучен характер влияния их социального положения на мотивацию выбора страховой услуги.
Наиболее существенные результаты:
1. Социальная сущность страхования состоит в удовлетворении социально-значимых потребностей личности в стабильной и благополучной жизни: в спокойствии, защите от неблагоприятных воздействий, уверенности в будущем, защите экзистенциональных интересов индивида. Механизмом реализации главного предназначения страхования является передача рисков субъектами права страховщику на основе договора между ними. Акцентированы дополнительные, значимые социальные функции, выполняемые страхованием в процессе социального риск-менеджмента: минимизации социальной напряженности, обеспечения социальной безопасности, стимуляции самореализации.
2. В современном российском рискогенном обществе приоритетная роль системы страхования выражается в обеспечении социальной безопасности и компенсации потенциальных социальных опасностей и угроз: посягательство на жизнь, права на труд и его оплату, лечение, доступное образование и отдых. Данные виды страховых услуг становятся все более приоритетными для населения, но в силу отсутствия финансовых возможностей фактически реализуются недостаточно в системе страхования.
3. Повышение активности субъектов страхования, развитие страхового рынка во многом зависит от страховой культуры населения. На основе эмпирических данных выявлено, что культура страхования находится на низком уровне, у опрошенных устойчивым является представление о том, что в страховании заинтересованы в большей мере страховые компании, а не страхователи.
Это мнение в значительной мере оправдано тем, что интересы страховых компаний максимально защищены, в отличие от интересов индивида. К тому же, страхование является этико-экономическим социальным механизмом, а этические нормы страховых предпринимателей оставляют желать лучшего. Как следствие, понимание «страхового случая» страхователем и страховщиком сильно расходятся, что приводит к неудовлетворенности данным видом услуг.
4. Страховое поведение человека детерминируется субъективными чертами: жизненным опытом, самочувствием, ценностными ориентациями, способностями к социальной адаптации в рискогенной обстановке, которые, после актуализации, приводят к социальному конструированию риска и выбору соответствующих поведенческих стратегий на рынке страхования. Отказ от повторного страхования связан с неудовлетворенным экономическим интересом. Альтернативой формальным практикам страхования выступают неформальные практики, которые являются эффективными в настоящее время.
Огромное влияние оказывают патерналистские стереотипы массового сознания, связанные с надеждой на опеку со стороны государства, что проявляется в недостаточной индивидуальной активности. Все эти факторы являются основным ограничителем спроса на страховые услуги и препятствием развитию страхования во всех его формах.
5. Выявлено, что переструктурирование жизненных интересов и ценностей россиян отличается следующими тенденциями: в целом приоритетными становятся потребности индивидуалистического характера, а среди них доминируют потребности в безопасности, сохранении достойного уровня жизни.
Однако, по социальным категориям населения наблюдаются существенные различия: к услугам коммерческих страховых компаний, как правило, обращаются представители среднего и крупного бизнеса, в то время как мелкие предприниматели и подавляющая часть населения ориентируется на государственную страховую политику, воспринимая её, доверяя ей, мирясь с нею как с еще одним видом налогообложения.
Обоснована необходимость реформирования системы страхования посредством расширения и доступности страховых услуг, формирования страховой культуры населения.
6. Эмпирическим путем установлено, что среди населения региона низкий авторитет страхования обуславливается: недоверием к страховым организациям (61,34%); бездействием государства (24,65%); низкой культурой населения (7,89%); исторической традицией (4,34%). Аналогичное распределение оценок сохранилось у реальных потребителей страховых услуг и об авторитете страхования: мнение не изменилось у 76,33% опрошенных; изменилось в худшую сторону у 15,78% и лишь у 7,9% изменилось в лучшую сторону. Среди причин, побудивших задуматься о страховании, превалирует «общая рискогенная ситуация в России» (10,65%), далее, по степени значимости идут: «убежденность в том, что без страхования невозможно жить и работать» (19,33%); «состояние здоровья» (63%); «тяжелое материальное положение» (10,65%); «семейные проблемы» (7,49%). Оценивая общее отношение к страхованию, 47,14% респондентов считают страхование значимым мероприятием, 26,23% – не значимым мероприятием; 20,13% – затруднились ответить. В то время как 53,45% опрошенных оценивают рискогенность как высокую и всего 8,68% – особых рисков для жизни не испытают.
|