Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экспрессивные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей диагностики личности. Это касается практически всех аспектов: конструирования экспрессивных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.
Распознание и измерение индивидуально-психологических особенностей человека является практической задачей диагностики личности. Использование методов диагностики личности позволяет успешно и более эффективно решать многие задачи в различных сферах деятельности, везде, где появляется необходимость оценки тех или иных качеств человека: в образовании, медицине, предпринимательстве, политике. При этом эффективность использования методов диагностики личности зависит от многих факторов, но важнейшими остаются квалификация диагноста и «качество» диагностических методик. Только корректная адаптация методик и квалифицированное проведение обследования позволяют получать достоверные и надежные результаты.
Диагностика личности характеризуется широким спектром методических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагностического эксперимента в зависимости от выделяемых разными авторами значимых для классификации атрибутов.
Диагностика личности — прикладная отрасль социопсихологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.
Процедура диагностирования — лишь один из этапов в работе социолога и психолога. Рассмотрим, из чего складывается его деятельность, каковы основные этапы его работы.
Критики экспрессивных методов подвергают сомнению все, что только возможно: по их мнению, валидность и надежность проективных тестов крайне низка, неясны переменные, исследуемые с их помощью; в конце концов, они считают, что не совсем понятны даже теоретические основы экспрессивных тестов . Ниже будет подробно изложена позиция противников применения экспрессивных тестов, сейчас же стоит сказать, что и в лагере их сторонников не все обстоит так хорошо, как хотелось бы. Даже среди них нет единого мнения относительно валидности и надежности тестов, впрочем, их оценки, конечно же, более оптимистичны; не выработана окончательная позиция по поводу методологических основ интерпретации результатов. Ситуация осложняется тем, что на практике экспрессивных тесты используют часто без соответствующей подготовки. Неправомерное, а, точнее, дилетантское, использование экспрессивных методов усугубляет ситуацию.
Выбор темы данной работы и обусловлен теми причинами, что проблемы, о которых сказано выше, (представляется, эти сложности в большой степени связаны с тем, что традиционные подходы к исследуемой проблеме уже исчерпали себя) и по сей день не вполне разрешены, в то время как конструирование новых тестов и использование уже существующих, этого, без сомнения, требует.
Цель исследования – анализ экспрессивных методов диагностики личности.
Объект исследования – группа клиентов психологического клуба «Разумная жизнь», использующего в работе социопсихолога метод «психодрама»
Предмет исследования – применимость экспрессивных методов при диагностики личности.
Задачи исследования :
- определить, что такое «личности»;
- проанализировать основные методы диагностики личности;
- провести теоретический анализ особенностей экспрессивных методов диагностики личности;
- апробировать экспрессивные методы диагностики личности на практике.
Гипотеза исследования – применение экспрессивных методов диагностики в целом, и метода психодрамы в частности, позволяет оптимизировать работу социолога и иных специалистов. Также возможно использование метода психодрамы для решения иных, нежели только психодиагностика, задач, в частности, в качестве метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди молодежи, воспитание нравственной личности и повышение адаптационных способностей молодых людей в современных условиях
Методологической основой работы является общий диалектический метод научного познания и связанный с ним принцип объективности исследования. В эмпирической части исследования применялся метод анализа документов, он позволяет получить первоначальную информацию, необходимую для исследования; теоретическая интерпретация и сравнительный анализ различных источников позволяют исследователю обнаружить и сформулировать закономерности возникновения новых социальных явлений. Следующий метод – анкетирование, выбран, так как он позволяет в короткие сроки получить достаточное количество информации. В исследовании также применялся метод интервью, так как с его помощью можно получить развернутые ответы на интересующие вопросы. Использование методов в их сочетании позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях, в разнообразных деталях и ракурсах, что в конечном итоге дало возможность решить поставленные автором задачи.
Научная новизна исследования – исследование анализирует общие особенности экспрессивных методов диагностики личности, устанавливает зависимости между различными видами диагностики личности, а также доказывает эффективность применения такого экспрессивного метода, как «психодрама». Указанные результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем анализе методов диагностики личности, а также в учебных курсах.
Практическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективности применения метода «психодрама» и обосновании его широкого использования в работе социолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы диагностики личности используются в разных сферах практической деятельности человека. Дифференциация методов диагностики личности по содержанию определяется принципами интерпретации личности. Особое место среди методов диагностики личности занимают проективные методы.
В настоящей работы предлагается следующая классификация проективных методов исследования личности, свободная от недостатков, отмеченных выше:
1. ассоциативные методы (тест Роршаха, метод свободных ассоциаций и пр.);
2. методы вербальной интерпретации (ТАТ, САТ и пр.);
3. конструктивные методы (тест мира, «Деревня»);
4. методы дополнения (методика незаконченных предложений);
5. методы субъективного выбора (тест Сонди, тест Люшера и пр.);
6. графические методы (рисунки на свободную и заданную тему);
7. экспрессивные методы (психодрама).
В основу классификации положен принцип действий испытуемого с предложенным ему стимульным материалом.
Психодрама состоит из театра и психологии, их симбиоза и взаимовлияния. Отцом этого психокоррекционного метода групповой работы, возникшего немногим менее ста лет назад, является австрийско-американский психолог, психотерапевт и философ Якоб Леви Морено (1889-1974).
Единого определения психодрамы не существует. Однако, можно использовать такую формулировку: «Психодрама (от греч. «психо»разум, душа и «драма»-действие, т.е. «психодействие») – это метод групповой психотерапии, предполагающей использование театрализованной импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира». Проще говоря, это метод психотерапии, в ходе которого человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент.
Методические приемы и процедуры психодрамы используются в различных групповых моделях: например, группы встреч, трансакционного анализа, гештальт-терапии и тренинга умений используют методы ролевой игры. В плане терапевтических целей психодрама применяется при лечении алкоголиков, наркоманов, в работе с делинквентами, стационарными больными и детьми. Она является наиболее демократичным и доступным методом решения внутри- и межличностных проблем.
Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли «терапевта».
Вспомогательные (или дополнительные) «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе Морено построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.
Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный психодраматический процесс.
В настоящей работы было проведено исследование анкетирование участников клуба «Разумная жизнь», использующего метод психодрамы, для анализа эффективности использования метода психодрамы.
Большинство респондентов проведенного в настоящей дипломной работы исследования - люди в возрасте 18-25 лет (65%). Причем у лиц мужского пола также преобладающим является возраст 26-30 лет (20%), а представительниц женского пола в этих возрастных рамках почти в 4 раза меньше (6,67%). Лица в возрасте 31-35 лет встречаются реже (7,14%), а лиц старше 36 лет в нашем исследовании представляют лишь 2,85%(все эти респонденты мужчины). Таким образом, участниками психодрамы являются, в большинстве своем, представители молодежи.
Большинство респондентов имеют незаконченное высшее образование (48%) или высшее образование (23%). Причем среди девушек доля тех, кто имеет незаконченное высшее образование выше, чем среди респондентов мужского пола и составляет 63,33%.
Большинство респондентов, как мужчины, так и женщины, являются учащимися ВУЗов (45%) и работающими(43%). Причем доля тех, кто работает, среди мужчин выше, чем среди женщин.
Таким образом, большинство респондентов являются студентами ВУЗов и работающими с законченным высшим образованием. Среди представительниц женского пола преобладают студентки ВУЗов. Среди лиц мужского пола преобладают работающие люди с законченным и незаконченным высшим образованием. Таким образом, участники опроса обладают достаточно высоким интеллектуальным развитием.
Больше всего респондентов пришли в движение 1-3 года назад (38%), причем большинство из них являются людьми в возрасте 18-20 лет (80,78%). Респонденты в возрасте до 18 лет стали использовать психодраму в основном менее 1 года назад (54,55%) или 1-3 года назад (36,36%). Участники опроса в возрасте 18-20 лет в большинстве своем стали практиковать метод психодрамы 1-3 года назад (80,78%). Люди, чей возраст варьируется в рамках 21-25 лет, стали использовать его преимущественно 4-7 лет назад (48,72%), меньшая часть из них начала заниматься психодрамой 1-3 года назад (25,64%) и более 7 лет назад (23,08%). Почти все респонденты в возрасте 26-30 лет стали использовать психодраму более 7 лет назад (75,0%). Примерно третья часть респондентов, участвовавших в данном опросе, в возрасте 31-35 лет стали использовать указанный метод 1-3 года назад (33,33%), оставшаяся часть респондентов - люди, использовавшие более 7 лет назад (66,66%), но здесь необходимо учитывать то, что в нашу выборку вошли лишь шесть представителей этой возрастной категории. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство респондентов используют в возрасте 17-20 лет.
Чаще молодые люди попадают в клуб через друзей (41%), либо узнают о движении как таковом и приходят в клубы (27%). Девушки приходят в движение благодаря друзьям и прочитанным книгам (просмотренным фильмам). В общем, таким образом в клуб попадают 25% респондентов. Еще 7% ответивших в варианте «Другое» указали, что случайно попали в клуб. Книги и фильмы не являются основным стимулом поступления новых людей для использования в диагностике писходрамы.
На вопрос относительно наличия каких либо увлечений, не связанных с участием в деятельности клуба, 74% участников ответили, что такие увлечения есть, причем содержание этих увлечений варьируется в широком спектре (в открытом вопросе участники указали: управление предприятиями, работа с молодежью, футурология, спелеология, рисование, фотография, туризм, автостоп, танковые сражения, театр, литература, поэзия, философия, компьютер, спортивные танцы, нумизматика, музыка, боевые искусства, психология, история, иностранные языки, игра на гитаре, различные виды спорта). У респондентов мужского пола преобладают увлечения, связанные с военно-исторической тематикой, у представительниц женского - связанные с искусством. Следовательно, можно говорить о разносторонности интересов клиентов клуба. Однако, при всем вышесказанном, можно отметить определенную связь между деятельности по диагностике с использованием психодрамы и указанными увлечениями, следовательно, контингент клуба обладает специфическим кругом интересов.
Наиболее значимой жизненной ценностью клиенты клуба считают дружбу (67% ответивших), далее следуют такие ценности как любовь (51%) и сама жизнь (48%). Среди превалирующих жизненных ценностей девушки больше указывают саму жизнь 76,67%), здоровье (56,67%) и любовь (50%), юноши также выбирают любовь (51,43%), кроме того для них важнейшим является уважение окружающих (47,14%), Родина (48,57%). Также среди часто указываемых ответов упоминаются варианты «здоровье» (38% респондентов) и «семья» (31%). В ответе «свой вариант» 4% респондентов указали в качестве значимой ценности свободу. Итак, учитывая, что «дружба» является превалирующим вариантом ответа на данный вопрос, можно говорить о сплоченности участников и о том, что по отношению к окружению оно является системным образованием (по отношению к окружающему миру рассматривается как нечто целое). Также можно говорить о том, что те, кто использует метод психодрамы для диагностики и решения своих внутренних проблем делают предпочтение духовным, нравственным ценностям перед материальными.
Большинство респондентов имеют цель в жизни (76%). Цели, указанные респондентами, сильно варьируются в зависимости от возраста. В более раннем возрасте основные цели так или иначе связаны с продолжением получения образования, а в более старшем возрасте на первый план выходят цели, связанные с семьей и работой. Кроме того, 10% респондентов указывали творчество, материальное благополучие, политику, а также отмечали, что их цели связаны со всеми перечисленными сферами, и то, что участники планируют добиться успеха во всем. Можно сказать, что среди жизненных целей также встречаются цели, связанные с получением разносторонних знаний помимо академического образования.
Все респонденты строят планы на будущее, причем в основном долгосрочные. Для участников в возрасте 21-25 лет существует ситуация при которой чаще строятся планы на ближайшее будущее (46,15%). Возможно, это связано с тем, что на данном этапе они находятся в ситуации выбора своей профессиональной и иной дальнейшей деятельности после окончания учебы, так как они являются в своем большинстве студентами ВУЗов. Возможно, подобная ситуация складывается сейчас у всей молодежи в целом.
Среди качеств, ценимых участниками указывают честность (58%). Также часто упоминаются такие качества, как чувство юмора (52%), доброта (50%), преданность (46%), искренность (38%), целеустремленность (34%), отзывчивость (32%) и эрудиция (30%). Таким образом, наряду с ценимым молодежью вообще чувством юмора среди участников Психодрамы также ценятся такие качества как честность, доброта, искренность. Следовательно, в первую очередь среди респондентов ценятся у людей не качества материального благополучия, а качества морально-личностного развития.
Психодрама является методом диагностики с рядом положительных «побочных» эффектов. Так, использование указанного метода в работе клуба «Разумная жизнь» показало, что психодрама положительно влияет на тех, в отношении кого применяется тем, что:
- моделирование ситуаций, связанных с применением житейской мудрости либо со сложной моральной проблемой дает школьникам возможность приобретать опыт и познавать не только интеллектуальные, но и этические ценности;
- метод психодрамы – здоровая форма проведения досуга молодого поколения, стимулирующая в том числе и познавательную деятельность;
- метод психодрамы – это еще и возможность самовыражения, не используя при этом психоактивных веществ, что на сегодняшний день является большой проблемой в молодежной среде (в смысле их употребление), а также не вступая в противоречие с законом, и еще совершать подвиги не только на клавиатуре компьютера.;
- метод психодрамы способствуют воспитанию у молодежи духа патриотизма, так как в них моделируются ситуации, которые содержат элементы, способствующие формированию у участников ценностных ориентаций и нравственных установок.
Таким образом цель работы достигнута, задачи работы решены, гипотеза исследования подвердилась.
|