Аннотация: |
Введение
Актуальность. Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности.
Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое актуальное значение приобретает система договоров перевозки, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним.
Правовое регулирование в Гражданском кодексе РФ отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь 17 статей (для сравнения: глава 30 о купле-продаже насчитывает более ста статей).
Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами.
Если проанализировать только внешние стороны перевозочного процесса, то можно прийти к выводу о том, что договор перевозки ничем не отличается от других договоров. В частности, выполнение работы по перемещению грузов охватывается направленностью и предметом договора подряда. Тем же договором охватываются и выполняемые транспортными предприятиями погрузочно-разгрузочные работы. Обеспечение сохранности перевозимых грузов соответствует направленности договора хранения.
Тем не менее, перевозочные отношения имеют специфику, не позволяющую эффективно регулировать их нормами указанных договорных институтов, что обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Главная специфика перевозки, требующая, установления специального правового режима, заключается в характере выполняемой работы: пространственное перемещение грузов или пассажиров осуществляется с использованием транспортных средств. Особенности перевозки, обусловленные использованием в процессе работы транспортных средств, настолько серьезны, что не позволяют применять к ней нормы, установленные для договоров подряда и возмездного оказания услуг.
Предмет исследований подставляет собой совокупность нормативно – правовых актов регламентирующих процесс перевозки, а также возникающие в связи с ним перевозочные отношения.
Объект исследований составляет специфика и особенности договора перевозки груза, пассажиров и багажа, а также договоры по организации перевозки груза.
Цель дипломной работы - раскрыть сущность перевозки, основные аспекты договоров перевозки в рамках правового регулирования.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и систему договоров перевозки;
2. Выделить виды договоров перевозки;
3. Определить правовой статус участников перевозки;
4. Выявить особенности договора перевозки пассажира;
5. Охарактеризовать порядок заключения и прекращения договора перевозки пассажира;
6. Раскрыть содержание договора перевозки пассажира;
7. Рассмотреть понятие и виды договоров перевозки грузов;
8. Обозначить порядок заключения договора перевозки груза;
9. Исследовать содержание договора перевозки груза;
10. Проанализировать особенности договора об организации перевозок грузов.
Структура дипломной работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав и заключением. Первая глава раскрывает общие положения договоров перевозки. Вторая глава анализирует договор перевозки пассажира. Третья глава исследует особенности договоров перевозки грузов и организации перевозки грузов.
Методология, использованная в работе т.е приемы, способы, подходы, для познания предмета работы и получения научных результатов. включает общеправовые методы: исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного исследования, анализ и синтез законодательства и практики и др., и специальные научные методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному т. е. индукции и дедукции, системный метод, структурный подход.
Степень изученности. В ходе исследований проанализированы: научно – методическая литература, законодательство РФ: Граждански кодекс РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и др.; а также различные учебники и комментарии, периодические издания, статьи.
Заключение
В дипломной работе были проанализированы нормативно – правовые акты, регламентирующие отношения перевозки, выделены особенности договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также договоры по организации перевозки грузов. Специфика и основное отличие перевозки от других договоров заключается в том, что договор перевозки направлен на выполнение работы по пространственному перемещению груза (пассажира) при помощи транспортного средства. В заключении целесообразно еще раз остановиться на основных момента договоров перевозки.
В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, гл.40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ГК осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В отличие от законодательства периода плановой экономики ГК РФ не предусматривает возникновения перевозочных отношений из плана или иных административных актов, предусматривая в качестве обязательного основания этих отношений договоры между участниками перевозки. Перевозка грузов, а также возникновение прав и обязанностей перевозчиков, отправителей и получателей, связанных с подачей транспортных средств, погрузкой и выгрузкой грузов, организацией перевозок осуществляется на основании договора перевозки.
Основная цель договора - согласование объемов перевозок и регулирование взаимоотношений сторон по созданию необходимых условий для предстоящих перевозок.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
В главе 40 ГК РФ отдельно выделяются также договор фрахтования(чартер), договор перевозки транспортом общего пользования, договор об организации работы по обеспечению перевозок грузов
Следует отметить, что перевозка почты, которая имеет значительные особенности, в гл.40 ГК не упоминается. Поэтому почтовая перевозка должна регулироваться нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и издаваемыми в их развитие специальными правилами перевозки почты.
В гл.40 нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций, как международные договоры, имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п.2 ст.7 ГК). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК и транспортных уставов и кодексов.
Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ подчинены особому режиму. Для железнодорожных грузовых перевозок по договоренности между странами СНГ предусмотрено распространение на эти перевозки Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС). В отношении перевозок пассажиров применяются правила внутреннего сообщения. Перевозки между странами СНГ другими видами транспорта должны признаваться международными и осуществляться по правилам соответствующих международных договоров. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их ранее применявшимися транспортными документами внутреннего сообщения.
|