Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых драматических событий ХХ века стал распад Советского Союза. Бывшие советские республики обрели самостоятельность и объединились, за исключением прибалтийских, в Содружество независимых государств, которое включает в себя в настоящее время 12 суверенных стран. В крупных исторических масштабах развернулся переход, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, от социалистической модели общественного развития к новым формам экономического, политического, гуманитарного, социального и культурного сотрудничества.
В этой связи актуальность темы состоит:
во-первых, в том, что на примере двух бывших крупнейших республик СССР – России и Украины, рассматривается процесс межгосударственных, внешнеполитических и социально-экономических связей с 1991 по 2005 годы, поэтому актуальное значение имеет научный анализ переходного периода от советского «развитого социализма» к качественно иному типу, который призван вобрать в себя опыт длительной эволюции предшествующих форм общественного развития человечества;
во-вторых, актуальность исследуемой темы определяется также той важной ролью, которую играют Россия и Украина в политических, экономических, гуманитарных и культурных отношениях на мировой арене. В этой связи большое значение имеет вклад этих двух стран в интеграционные процессы в ближнем и дальнем зарубежье;
в-третьих, в условиях нарастания тревожных тенденций в Европейском и закавказском регионах, развертывания процессов глобализации и появления новых для постсоветского пространства международных очагов напряженности, выработка взаимоприемлемой линии политического поведения России и Украины в отношении друг с другом и с другими государствами СНГ становится насущей необходимостью.
в-четвертых, в контексте двустороннего взаимодействия и сотрудничества двух стран исследование накопленного в 1991-2005 годы опыта этого сотрудничества способно сыграть позитивную роль в решении многих проблем внутреннего социального и национально-государственного развития, такой опыт взаимо обогащает наши страны и народы, в новых условиях интенсифицирует традиции их давней дружбы, солидарной заинтересованности в решении назревших задач;
в-пятых, комплексный анализ проблем актуального среза российско-украинских отношений, решенных, решаемых и ждущих своего решения в ходе двусторонних контактов в области межгосударственных отношений, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, гуманитарной и социально-культурной сфер, также является актуальной задачей исследования сотрудничества Российской Федерации и Украины в наступившем XXI веке.
Хронологические рамки исследования определены в соответствии с поставленной целью работы. Со времени распада СССР, Российская Федерация и Украина строят свои отношения на принципиально новой основе, позволяющей проследить механизм становления, развития и совершенствования международного сотрудничества между этими государствами в совершенно новых исторических условиях. Именно в 1991-
2005 годы Российская Федерация и Республика Украина прошли довольно сложный, и в некоторых отношениях противоречивый путь от поиска новой модели межгосударственных отношений до интеграции двух стран в политической, экономической, гуманитарной, научно-технической и социально-культурной сферах.
Комплексное исследование основных направлений этих проблем позволило автору рассмотреть в динамике двустороннее сотрудничество России и Украины с учетом общих закономерностей их движения по пути прогресса и национальных особенностей данного процесса, а также современные проблемы их взаимоотношений и сотрудничества.
Научной основой исследования стали принципы исторической науки: историзм, объективность, всесторонность изучения, достоверность, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку исторических фактов. Принцип историзма – традиционный принцип исторического исследования, который требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связи и взаимосвязи каждого из этих элементов с другими. Принцип объективности позволяет понять основные ценности, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные явления исторического процесса.
Любой исторический факт, исследуемый в работе, рассматривается в развитии, на фоне конкретно-исторической обстановки, что предполагает применение метода сравнительно-сопоставительного анализа.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых драматических событий ХХ века стал распад Советского Союза. Бывшие советские республики обрели самостоятельность и объединились, за исключением прибалтийских, в Содружество независимых государств, которое включает в себя в настоящее время 12 суверенных стран. В крупных исторических масштабах развернулся переход, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, от социалистической модели общественного развития к новым формам экономического, политического, гуманитарного, социального и культурного сотрудничества.
В этой связи актуальность темы состоит:
во-первых, в том, что на примере двух бывших крупнейших республик СССР – России и Украины, рассматривается процесс межгосударственных, внешнеполитических и социально-экономических связей с 1991 по 2005 годы, поэтому актуальное значение имеет научный анализ переходного периода от советского «развитого социализма» к качественно иному типу, который призван вобрать в себя опыт длительной эволюции предшествующих форм общественного развития человечества;
во-вторых, актуальность исследуемой темы определяется также той важной ролью, которую играют Россия и Украина в политических, экономических, гуманитарных и культурных отношениях на мировой арене. В этой связи большое значение имеет вклад этих двух стран в интеграционные процессы в ближнем и дальнем зарубежье;
в-третьих, в условиях нарастания тревожных тенденций в Европейском и закавказском регионах, развертывания процессов глобализации и появления новых для постсоветского пространства международных очагов напряженности, выработка взаимоприемлемой линии политического поведения России и Украины в отношении друг с другом и с другими государствами СНГ становится насущей необходимостью.
в-четвертых, в контексте двустороннего взаимодействия и сотрудничества двух стран исследование накопленного в 1991-2005 годы опыта этого сотрудничества способно сыграть позитивную роль в решении многих проблем внутреннего социального и национально-государственного развития, такой опыт взаимо обогащает наши страны и народы, в новых условиях интенсифицирует традиции их давней дружбы, солидарной заинтересованности в решении назревших задач;
в-пятых, комплексный анализ проблем актуального среза российско-украинских отношений, решенных, решаемых и ждущих своего решения в ходе двусторонних контактов в области межгосударственных отношений, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, гуманитарной и социально-культурной сфер, также является актуальной задачей исследования сотрудничества Российской Федерации и Украины в наступившем XXI веке.
Хронологические рамки исследования определены в соответствии с поставленной целью работы. Со времени распада СССР, Российская Федерация и Украина строят свои отношения на принципиально новой основе, позволяющей проследить механизм становления, развития и совершенствования международного сотрудничества между этими государствами в совершенно новых исторических условиях. Именно в 1991-
2005 годы Российская Федерация и Республика Украина прошли довольно сложный, и в некоторых отношениях противоречивый путь от поиска новой модели межгосударственных отношений до интеграции двух стран в политической, экономической, гуманитарной, научно-технической и социально-культурной сферах.
Комплексное исследование основных направлений этих проблем позволило автору рассмотреть в динамике двустороннее сотрудничество России и Украины с учетом общих закономерностей их движения по пути прогресса и национальных особенностей данного процесса, а также современные проблемы их взаимоотношений и сотрудничества.
Научной основой исследования стали принципы исторической науки: историзм, объективность, всесторонность изучения, достоверность, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку исторических фактов. Принцип историзма – традиционный принцип исторического исследования, который требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связи и взаимосвязи каждого из этих элементов с другими. Принцип объективности позволяет понять основные ценности, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные явления исторического процесса.
Любой исторический факт, исследуемый в работе, рассматривается в развитии, на фоне конкретно-исторической обстановки, что предполагает применение метода сравнительно-сопоставительного анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В свою очередь на основе выводов, сделанных в работе, предлагается решить следующие задачи:
1. привлечь возможности идеологической пропаганды российского государства, чтобы донести до каждого его жителя правду и разоблачить фальсификаторов истории, религии, языка и новой «нации»;
2. Привлечь к «украинской проблеме» лучших историков, лингвистов и наиболее авторитетных религиозных деятелей России. Современная Украина должна стать местом их государственной работы, а «украинская тема» — точкой мобилизации всей думающей русской элиты;
3. Активизировать научную работу в целях полномасштабной научной оценки политических и общественных процессов, происходящих на Украине с помощью Зарубежья. Необходимы исследования, научно доказывающие нелепость теорий «самостийников». И то, и другое должно печататься и распространяться за государственный счет;
4. Поднять действенность культуры с учетом того, что современная культура играет важнейшую роль в информационной войне. Если «украинская партия» на деньги своих западных покровителей финансирует масштабные исторические блокбастеры, возвеличивающие предателя Мазепу, то этому продукту пропаганды должен быть противопоставлен десяток других — о роли Богдана Хмельницкого, истории украинского казачества, истории Крыма и т.д., соединявших, а не разъединявших российский и украинский народы. Эти киноленты необходимо демонстрировать в каждом украинском кинотеатре, продаваться в записях на видео и DVD. Россия богата талантами и они смогут найти эффектные сюжеты, убеждающие зрителя в невозможности вражды с русскими. Та же идеологическая направленность должна стимулироваться государством и в других областях культуры — от литературы до балета;
5. Направить информационную деятельность на разоблачение галичанских сепаратистов. На каждое выступление, каждый тезис, брошенный ими в информационное или общественное пространство, должна следовать немедленная реакция российской стороны;
6. Обеспечить доступ граждан Украины к основным каналам российского телевидения - «Первому каналу», каналу «Россия» и НТВ и др. Для этого можно сформировать специальный пакет НТВ+ «Украина» и сделать его бесплатным для каждого человека, проживающего на территории от Харькова до Львова, тем более НТВ принадлежит «Газпрому», большая часть акций которого, в свою очередь, — российскому государству;
7. Активно использовать русские телеканалы в Крыму, которые вещают на современную Украину, имеют большую аудиторию ее населения;
8. Объявление взаимоотношений с Украиной вопросом первостепенной важности в межгосударственных отношениях России и Украины. 9. Публичное и открытое озвучивание цели «украинской политики России» —налаживание добрососедских, дружеских отношений между Россией и Украиной. Все актуальные темы — от цен на энергоносители до сотрудничества с Ираном в области атомных технологий — необходимо поставить в зависимость от нашего главного требования — полного, безоговорочного ухода США и Европы из украинской политики. Нам надо брать пример с Китая, решительно и последовательно озвучивающего необходимость и неизбежность присоединения к нему Тайваня, хотя сделать это практически невозможно по ряду объективных причин;
10. Поддержка соотечественников. Государственная поддержка русских общин на Украине, общественных организаций и политических партий, выступающих за улучшение отношений с Российской Федерацией;
11. Оказание Россией поддержки русским на Украине в их борьбе за свои права, в первую очередь, за признания русского языка вторым государственным;
12. Оказание регулярной финансовой помощи Украинской православной церкви Московского патриархата, содействовать ей в строительстве новых православных храмов взамен захваченных униатами, содействовать в организации их охраны силами частных охранных предприятий. Поддержка в распространении научной и проповеднической литературы на религиозную тему, пропагандирующей веру Канонической церкви и осуждающей раскольников и т.д.
Таким образом, активизация межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Украиной является важнейшей задачей не только правительств, но и народов этих стран.
|