Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для развития малого бизнеса в России, которые пока не отвечают интересам хозяйствующих субъектов, потребителям их продукции. Динамика роста данного сектора экономики остается продолжительное время крайне низкой. Она, к сожалению, не соответствует потребностям экономики и, в силу этого, не позволяет малым предприятиям выполнять свою роль в развитии экономической системы страны. В значительной степени это объясняется неэффективностью используемых форм и методов государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием соответствующих стимулов и мотивов к его саморазвитию.
В то же время активное развитие малого предпринимательства соответствует мировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности, и позволяет решить ряд важных социально-экономических задач формирования рыночной экономики. В данной связи исследование динамики развития малого бизнеса в период реформ, влияния государственной политики на этот процесс, разработка механизма модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов как Л. Брентано, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Маршалл, Ф. Найт, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Й. Тюнен, Й. Шумпетер. В современной зарубежной экономической литературе, представленной работами Р.Бруксбэнка, Х.Вели, Ван Хорна, преимущественно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малого бизнеса. Отечественные исследователи экономическое содержание малого бизнеса и его место в российской рыночной экономике по-настоящему стали рассматривать лишь во второй половине 80-х годов, что подтверждают работы В. Афанасьева, Н. Ивановой, А. Колесникова, М. Лапусты, В. Рубе, Ф. Русинова, В. Савченко, А. Цыганова и др.
Значительный вклад в исследование современных проблем малых предприятий вносят ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работы Б. К. Злобина, Л. А. Колесниковой, И. Ф. Суслова и других авторов освещают широкий круг вопросов, связанных с развитием малого бизнеса и определением его роли в современном российском государстве.
В последние годы сокращение числа малых предприятий, сужение сферы их деятельности и выполняемых функций сместили акценты в исследовании от анализа сущности малого бизнеса к изучению факторов, сдерживающих его развитие и поиску эффективных форм его поддержки. Среди наиболее важных результатов в этом направлении обращают на себя внимание работы Е. Бухвальда, А. Виленского, М. Еваленко, О.Оганян, А. Орлова, В. Тореева, Н. Юсупова и др.
Вместе с тем, практика показывает, что, несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам малого бизнеса, и усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства, коренного изменения в данной сфере экономики не происходит. Следовательно, современная система научных знаний о системе управления малым бизнесом и его регулировании на основе государственной поддержки нуждается в дальнейшем развитии.
Цель дипломной работы состоит в рассмотрении содержания экономических отношений в сфере малого бизнеса отечественной экономики, выявлении и оценке современного состояния и тенденций его развития и разработке на этой основе системы мер государственного регулирования указанных процессов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- обобщить теоретические взгляды исследователей на экономическое содержание предпринимательства и бизнеса, а также малого бизнеса как его структурообразующего элемента;
- определить этапы развития малого бизнеса и присущие им основные черты;
- охарактеризовать условия формирования и специфику проявления малого бизнеса в регионах России;
- систематизировать различные подходы к количественному и качественному определению «малого бизнеса» как экономической категории;
- выявить тенденции, характеризующие современную отраслевую и региональную структуру и динамику малого российского бизнеса;
- обобщить зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства, разработать предложения по его применению в России;
- сформировать элементы модели государственного механизма управления развитием малого бизнеса.
Объектом исследования выступают процессы становления и развития малых предприятий и государственного управления ими в условиях рыночной трансформации экономики России.
Предметом работы является совокупность социально-экономических отношений в сфере малого бизнеса, включая связи его государственного регулирования и саморегулирования в процессе экономических преобразований в стране.
Методологической и теоретической основой исследования являются концепции, теоретические положения, представленные в классической и современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам развития малого бизнеса. Работа основывается на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства исторического и логического, структурного, системно-функционального и сравнительного анализа, а также на применении экономико-математических методов.
Эмпирической базой исследования послужили фактические сведения реальной отечественной практики развития малого бизнеса, законодательные и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность малых предприятий и вопросы их государственной поддержки, статистические данные Госкомстата России, материалы, опубликованные в монографиях и периодической печати.
Структура работы отражает общий замысел и логику исследования. Она состоит из введения, основного содержания, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы.
1. Конкретизировано содержание малого бизнеса. Предложено, в частности, рассматривать его комплексно: как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления. При этом его объектом является сама хозяйственная единица, в которой комбинируются факторы производства и посредством изготовления и реализации товаров (услуг) достигаются цели данного субъекта экономики. Бизнес как метод хозяйствования - система отношений по производству и реализации товаров (услуг), направленная на взаимную выгоду участников этих процессов. Бизнес как тип экономического мышления - это процесс познания хозяйственной действительности, выработки модели экономической деятельности в условиях многообразия форм и видов собственности на средства производства, свободы выбора участников производства, взаимодействия на рынке спроса и предложения, конкуренции, стремления субъектов хозяйствования к максимальной прибыли.
2. Определены основные этапы развития малого российского бизнеса, сложившиеся как реакция на меры государственного регулирования, и особенности его функционирования на каждом из них, а именно: первый (1988-1991 гг.) - ориентация государства на развитие малого бизнеса как важнейшего структурного элемента рыночной экономики, применение реальных организационных и экономических мер для развития малого бизнеса; второй (1992 г. по август 1998 г.) - переориентация государства на поддержку крупного капитала и крупных предпринимательских структур, борьба между представителями малого и крупного бизнеса во властных структурах на федеральном уровне и уровне субъектов федерации; третий (сентябрь 1998 г. - настоящее время) - период выживания малого российского бизнеса при ослаблении его государственной поддержки на федеральном уровне.
3. На основе выделения основных функций малого бизнеса дана его характеристика как системы, доказано, что он является одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики; предложены адекватные способы, формы и границы государственного вмешательства в экономические отношения субъектов малого бизнеса;
4. Предложена модель кредитной инфраструктуры малого бизнеса, которая основана на преимущественном использовании механизмов самофинансирования и привлечения частного капитала при снижении бюджетных затрат. В качестве наиболее эффективной институциональной основы для организации микрокредитной деятельности рассматриваются банки и кредитные потребительские кооперативы.
5. Раскрыты элементы совершенствования механизма модели управления развитием малого бизнеса в условиях трансформации экономики региона, с учетом региональных особенностей развития малого бизнеса. Среди них управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса и привлечение инвестиций, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, реинжениринг процессов взаимодействия администрации с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна», планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятия решений и их реализации.
Приоритетными отраслями функционирования малого бизнеса в промышленности являются отрасли, производящие товары средней степени обработки. Максимальное распространение малый бизнес в промышленности получил в тех субъектах России, где наиболее развита пищевая промышленность. Минимальный удельный вес промышленности в общем объеме производства на малых предприятиях характерен для регионов, где промышленная индустрия не играет важной хозяйственной роли, а также в регионах, в которых основу промышленности составляют отрасли с безусловным лидерством крупных корпораций.
Вывод о том, что государственное регулирование малого бизнеса в России носит «барьерный» характер. Это ведет к серьезным экономическим потерям общества: прямым, выражающимся в росте цен, и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов, аргументацию об обязательном создании адаптивной к особенностям региона системы управления развитием малого бизнеса. В качестве основных принципов реализации данной системы являются: доходность программ и проектов поддержки малого бизнеса, информатизация процессов, конкурсный принцип, равенство внешних условий развития субъектов вне зависимости от формы собственности и других характеристик, примат экономических механизмов воздействия, координация процессов поддержки малого бизнеса и развития территории.
В последние годы сектор SMB (предприятия малого и среднего бизнеса) приобретает качественно новую роль в экономике России и ряда зарубежных стран. Тенденция к формированию среднего класса в нашей стране напрямую связана с развитием малого бизнеса, поскольку в условиях нестабильной экономики именно предприятия малого бизнеса, не требующие значительных стартовых инвестиций, способны стимулировать структурную перестройку экономики, создавать дополнительные рабочие места. Только в Москве на таких предприятиях работает более четверти трудоспособного населения. Проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации и финансово-кредитных учреждений. В целях его поддержки и стимулирования вводятся налоговые льготы, банки разрабатывают специальные продукты и программы кредитования.
|