Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловлена быстрым ростом внешней торговли России в последние годы, усилия правительства по увеличению доли наукоемкой продукции в экспорте и результаты новейших технологий в импорте, а также необратимый процесс интегрирования отечественной экономики в мировое хозяйство - делают особенно актуальным научно-обоснованный подход к вопросам совершенствования механизмов государственного регулирования товарооборота, особая роль среди которых отведена, как известно, таможенной системе страны.
При рассмотрении ряда аспектов организационно-экономического и таможенного регулирования и развития таможенной инфраструктуры с привлечением в эту сферу государственных унитарных предприятий, использованы результаты, полученные такими отечественными и зарубежными учеными, как С.В. Барамзин, Н.М. Блинов, А.С. Булатов, А.Л. Гапоненко, Д.А. Дюмулен, С.И. Долгов, В.Н. Зарубин, Н.Д. Кондратьев, Г.Б. Клейнер, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, В.В. Куликов, Л.А. Лозбенко, Б.З. Мильнер, А.Д. Некипелов, В.В. Орешкин, В.С. Паньков, Ю.В. Пресняков, В.В. Сабельников, А.А. Синягов, Дж. Стиглиц, И.П. Фаминский, А.Б. Фрумкин, Ю.И. Черный, Ю.В. Яковец, А. Янгсон и др.
Цель дипломной работы состоит в научном обобщении сложившихся подходов к таможенному администрированию функций перевозчика в сфере внешнеэкономической деятельности, разработки теории организации его инфраструктурного обеспечения и выработке на этой основе принципиально важных направлений развития.
Исходя из данной цели, определены следующие задачи:
сформулировать основные характеристики состояния таможенного администрирования перевозок внешнеэкономической деятельности и инфраструктурных потребностей для его эффективной реализации;
определить ключевые направления влияния международной торговли на национальные таможенные системы;
раскрыть механизмы повышения эффективности таможенных перевозок и их роль в системе таможенных органов экономической безопасности России в условиях глобализации;
обосновать подходы к реализации механизма совершенствования околотаможенной деятельности на основе внедрения и использования зарубежного опыта государственно-частного предпринимательства;
Объектом дипломной работы является ФТС России.
Предметом - таможенный перевозчик как субъект работы.
Теоретической и методологической основой стали фундаментальные научные работы ведущих экономистов России и зарубежных стран, законы РФ по вопросам внешнеторговой деятельности и таможенному делу, в том числе и таможенным перевозкам, Постановления Правительства РФ, приказы ГТК и ФТС России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе определены цели и задачи таможенной инфраструктурной стратегии государства, которые представлены по направлениям:
Защита государственного суверенитета и обеспечение экономической безопасности государства.
Обеспечение социальной устойчивости и защиты социальных интересов.
Стимулирование национальной экономики на осуществление и развитие ВЭД.
Продвижение отечественных товаров на мировой рынок.
Обеспечение эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.
2. Выявлена материальная основа таможенной инфраструктуры, включающая: транспортно-коммуникационную – сети, в которых осуществляется перемещение экспортно-импортных потоков; технологическую – объекты и системы, обеспечивающие таможенный контроль и защитные функции, а также деятельность по эксплуатации той или иной инфраструктурной сети; рыночную - инфраструктурные рынки, предложения на которых формируют требования к пропускной способности сетей поставок, а спрос – объемы потоков поставок.
3. Определены важнейшие функции таможенной инфраструктуры. К ним относятся: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная, экономическая.
Интегрирующая функция инфраструктуры состоит в соединении сфер интересов и деятельности участников ВЭД, таможни, экономических и правоохранительных институтов государства, стран-партнеров по внешнеэкономическим связям.
Регулирующая функция инфраструктуры предполагает воздействие на все стороны ВЭД, обеспечивая его сбалансированность, регулирование трансграничных потоков по объему, структуре, интенсивности.
Стимулирующая функция инфраструктуры – побуждение государства, предпринимательства инвестировать в эту сферу для снижения транзакционных издержек ВЭД.
Ценообразующая функция инфраструктуры – регулятор цен таможенного обслуживания потоков.
Контролирующая функция инфраструктуры – обеспечение таможенного контроля.
Посредническая функция инфраструктуры – обеспечивает коммуникации для экономически обособленных участников ВЭД в процессе осуществления ими внешнеторговых операций и перемещения потоков товаров.
Информационная функция – обеспечение участников ВЭД и таможни необходимой информацией для эффективного осуществления ими деятельности по продвижению потоков товаров.
Функция обеспечения экономичности инфраструктуры – сокращение издержек трансграничного перемещения потоков.
Следовательно, инфраструктура своим существованием и реализуемыми в ней функциями выступает как материальная основа функционирования системы ВЭД, связывая все ее элементы.
4. На основе сложившихся форм и подходов к решению проблем деятельности организаций инфраструктурного обеспечения в таможенной сфере выделен инновационно-интеграционный подход, определяющий корпоративное управление как деятельность по управлению интегрированной структурой и партнерский подход, основанный на гармонизации интересов и отношений государственных и предпринимательских экономических структур.
5. В рамках разработки стратегии коммерциализации защитно-сервисной составляющей таможенного администрирования, с точки зрения реализационного подхода, выявлены следующие составляющие: правовая (властная), организационная (институциональная), экономическая, технико-технологическая, коммуникационная, психоэтическая.
Правовая составляющая - обретение, удержание и использование механизмов администрирования в таможенной сфере. С этой точки зрения, коммерциализированная таможенная сервис-система должна оставаться действенным инструментом реализации комплекса мер, правил регулирования и упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мер административно-властного характера, предоставленных ей государством.
Организационная (институциональная) составляющая регулирования раскрывается через институциональные структуры, которые реализуют таможенные функции, применяя запретительно-разрешитель-ные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.
Экономическая составляющая коммерциализации связана с обеспечением реализации таможенной политики через протекционизм, свободу торговли, преференции и другие средства таможенного регулирования.
Технико-технологическая составляющая – это средства и технологии реализации установочных процедур таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей, обеспечивающих снижение издержек для таможни и участников ВЭД.
Коммуникационная составляющая проявляется через стратегию, тактику и механизмы развития внешних и внутренних коммуникаций таможни, развитие сети консультационных и технических услуг, оформления и контроля.
Психоэтическая составляющая – разработанная система сценариев, определяющих правовой спектр конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении внутренних и внешних противоречий.
6. Обобщен опыт организационно-хозяйственной деятельности ФГУП «РОСТЭК» по решению задач создания, поддержания и развития инфраструктурных объектов ФТС России, выявлению организационно-коммуникационных разрывов, поиску и созданию наиболее оптимальных организационных структур, методов администрирования.
|