Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Своевременная российская экономика представляет собой совокупность сложных, неустойчивых и противоречивых процессов. Эти процессы затронули все отрасли национальной экономики, в том числе и оптовую торговлю. По существу, оптовая торговля уже становится самостоятельной отраслью рыночной экономики, которая постоянно приспосабливается к нуждам целевых потребителей и ищет пути сокращения издержек по всему циклу своей производственно-хозяйственной деятельности. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий розничной торговли в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики регионов.
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре розничной торговли системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов торговли и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий.
Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли на основе современных средств менеджмента и маркетинга не получивших до настоящего времени соответствующего решения.
В российской экономической литературе проблемам эффективного функционирования предприятий различных отраслей национальной экономики в современных условиях посвящено немало научных исследований. Это работы Абалкина Л.И., Аванесова Ю.А., Багиева Г.Л., Голикова Е.А., Мешкова А.А., Мильнера В.З., Пригожина А.И., Стаханова В.И., Кабакова В.С., Хруцкова В.А. В области теории конкуренции среди зарубежных ученых следует выделить работы А. Курно, Л. Вальраса, Ф. Найта, В. Парето, М. Портера, Э. Чемберлина, ф. фон Хайека, Й. Шумпетера, Ф.Эджуорта.
Среди российских ученых, исследующих конкуренцию, следует выделить работы Г.Л. Азоева, Ю.И. Коробова, М.Ю. Матовникова, В.Д. Мехрякова, В.В. Попкова, С.Г. Светунькова, А.М. Тавасиева, А.Ю. Юданова, А.П. Челенкова.
Целью дипломной работы является изучение теоретических и методических положений по формированию системы управления конкурентоспособностью предприятий питания на базе маркетинговой концепции, адекватных требованиям рыночной экономики и практики хозяйствования, позволяющих повысить эффективность функционирования предприятий и улучшить их конкурентное положение на рынке.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
- выявление роли потенциала предприятия питания в повышении его конкурентоспособности;
- уточнение содержания понятия конкурентоспособности торгового предприятия;
- определение факторов формирования конкурентных преимуществ предприятий питания;
- анализ основных подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия питания;
- уточнение и систематизация принципов и функций маркетингового управления конкурентоспособностью предприятия;
- обобщение и сравнительная характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия питания;
- разработка методических положений по формированию организационного механизма управления маркетинговой стратегии развития конкурентных преимуществ предприятий питания;
- обоснование необходимости повышения уровня организационной культуры предприятия и усиления социального взаимодействия в сфере питания.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и методических вопросов формирования системы маркетингового управления конкурентоспособностью предприятий питания.
В качестве объекта рассмотрено предприятие – ресторан «Макдональдс», функционирующие в условиях конкурентного рынка.
Теоретической основой дипломной работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления, маркетинга, организации торговой деятельности, теории конкуренции.
В качестве инструментов исследования использовались: системный подход, методы экономико-математического анализа, экспертных оценок, методы вариантной проработки управленческих решений и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью развития предприятий быстрого питания в Москве является улучшение уровня обслуживания москвичей и гостей столицы в сфере общественного питания, предоставление им качественных и разнообразных услуг быстрого питания по доступным ценам по месту жительства, работы, отдыха с учетом выявленных потребностей и современных требований.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- качественное преобразование сети предприятий быстрого питания, обеспечение предприятий быстрого питания соответствующим фондом стационарных сооружений высокого качества, соответствующих международным стандартам;
- повышение территориальной доступности предприятий быстрого питания для населения города, увеличение плотности сети и равномерности ее распределения;
- достижение к 2006 году обеспеченности населения предприятиями быстрого питания не менее 10 мест на 1000 жителей;
- удовлетворение потребности в развитии сети предприятий быстрого питания в Москве на перспективу с учетом основных направлений социально-экономического развития Москвы, роста населения города, повышения уровня жизни населения и возрастающих потребностей разных слоев населения в предприятиях быстрого питания путем увеличения обеспеченности населения предприятиями быстрого питания к 2020 году до 23-26 мест на 1000 жителей;
- разработка схемы развития и размещения предприятий быстрого питания;
- разработка и реализация мероприятий по совершенствованию структуры предприятий быстрого питания по видам объектов, развитие сети специализированных предприятий быстрого питания;
- развитие сети предприятий быстрого питания местного уровня обслуживания;
- развитие предприятий быстрого питания в локальных городских центрах;
- развитие предприятий быстрого питания в зоне общегородского центра;
- создание благоприятных условий для привлечения средств инвесторов к реализации концепции и схемы развития предприятий быстрого питания.
Приоритетными направлениями развития предприятий быстрого питания в Москве являются:
1) создание новых стационарных предприятий быстрого питания:
- городского уровня обслуживания на центральных магистралях и площадях города (в зоне общегородского центра);
- городского уровня обслуживания в составе крупных объектов и комплексов транспортной инфраструктуры, потребительского рынка и услуг, рекреации (в зданиях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, крупных торговых центров и комплексов, парках и зонах отдыха);
- городского уровня обслуживания в локальных городских центрах (расположенных в радиусе доступности до 1000 м от мест проживания населения);
- местного уровня обслуживания непосредственно в местах проживания населения;
2) развитие сети "народных ресторанов" с использованием новых прогрессивных технологий, обеспечивающих широкие слои населения питанием высокого качества по низким ценам в пределах пешеходной доступности от мест работы, больших транспортных развязок и в зонах отдыха.
|