Аннотация: |
Введение
Актуальность темы настоящей работы определяется, в первую очередь тем, современное международное частное право претерпевает в настоящее время серьезные изменения. Развитие международного автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения, средств массовой информации, рост туризма и международного коммерческого оборота породили такие ситуации, которые в той или иной степени связаны с возникновением обязательств из причинения вреда и коллизией правопорядков. При этом постоянно растущее международное разделение труда, а также быстрое появление и развитие новых форм предпринимательской деятельности все более усложняют локализацию гражданского правоотношения с помощью традиционных формул прикрепления.
Каждый юрист, сталкивающийся с подобными вопросами, знает о многочисленных сложностях коллизионного порядка, которые могут возникнуть в результате, например, причинения вреда чести, достоинству гражданина или репутации юридического лица, осложненных иностранным элементом, последствий, вызванных импортом недоброкачественной продукции из-за границы и т.п. Новые коллизии возникают, в том числе, в связи с расширением сферы гражданской ответственности без вины, широким применением страхования гражданской ответственности, усилением влияния коллизионного начала "автономия воли сторон" . Эти тенденции прослеживаются в развитии зарубежного законодательства, в международной договорной практике. Кроме того, в литературе указывается на такие изменения, как "расширение числа гибких коллизионных норм, распространение автономии воли сторон в сфере ... деликтов" .
В настоящее время развитие новых видов технологий, в том числе информационных, ставит перед юристом - международником ряд непростых вопросов, в том числе в отношении определения права, применимого к правоотношениям сторон, возникшим и развивающимся в сфере глобальной информационно - коммуникационной сети Интернет. Темпы роста количества пользователей этого средства быстрой и эффективной передачи информации постоянно увеличиваются, и в этой связи неуклонно возрастает важность правового регулирования отношений участников информационного обмена как на национальном, так и на международном уровне.
Несмотря на все эти обстоятельства, вопрос о выборе права при разрешении споров, вытекающих из деликтных правоотношений, нельзя назвать привлекающим серьезное внимание отечественных авторов .
Безусловно, урегулированность условий, определяющих договорные отношения, в целом чрезвычайно важна для развития экономических отношений, в том числе для успешного развития коммерческого оборота. Однако думается, что деликтные правоотношения чаще затрагивают интересы наименее экономически защищенных субъектов права - физических лиц.
Все сказанное выше определяет актуальность темы настоящей работы, целью которой является раскрыть вопрос об ограничении ответственности в международном частном праве.
Поставленная цель определяет задачи, которые необходимо выполнить в настоящей работе для ее достижения: …
Цель и задачи настоящей работы определили ее внутреннюю структуру: работа состоит из введения, основной части, структурированной в соответствии с поставленными выше задачами, заключения и списка использованной литературы.
Объектом исследования настоящей работы являются правоотношения, связанные с ограничением ответственности участников международного коммерческого оборота за совершенные ими деликты и невиновное причинение вреда а так же договорной ответственности.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы международного права, применяемые в отношении субъектов ВЭД нашей страны, ограничивающие их ответственность за виновно или невиновно причиненный вред и договорную ответственность, а так же научные разработки отечественных ученых-правоведов, исследовавших этот вопрос.
Теоретическую и методологическую базу настоящей работы составили нормативно-правовые акты, научные труды и публикации в юридической прессе, полный перечень которых приведен в списке использованной литературы в конце настоящей работы.
Заключение
Общий вывод настоящей работы состоит в следующем:
Ответственность, которую несут субъекты международного частного права ограничена обязанностью возмещать ущерб лишь от тех обстоятельств, которые она могла или должна была предвидеть. То есть, первым ограничением ответственности является то, что субъект международного частного права не несет ответственности за форс-мажорные обстоятельства, если при этом субъект, нарушивший свои обязательства не совершил этого намеренно или по грубой небрежности.
Ограничение ответственности в международном частном праве устанавливается и регулируется: во-первых, применимым внутригосударственным правом; во-вторых нормами международного частного права, непосредственно регламентирующими вопросы ограничения ответственности в некоторых отдельных группах правоотношений.
Проведенное исследование позволяет сказать, что такой областью, прямо урегулированной нормами международного права, несомненно, являются правоотношения, связанные с международными перевозками.
Такое положение дел представляется вполне естественным, поскольку международные перевозки являются одной из немногих групп общественных отношений, в правовом регулировании которых более рациональным является ввести общие международные правила, чем пользоваться национальным законодательством. При международных перевозках сам процесс регулируемой правом человеческой деятельности происходит на территории минимум двух (а часто – большего количества) государств и может быть результатом договора между субъектами, имеющими не только отличающиеся друг от друга личные законы, но и личные законы, отличающиеся от законодательства государств, через территорию которых происходит международная перевозка.
В целом, завершая настоящую работу, можно сказать, что ее цель достигнута путем выполнения поставленных во введении к ней задач.
Сама же тема настоящего исследования содержит в себе очень значительные перспективы для научных исследований, поскольку не только является исключительно сложной по своей природе, но и имеет достаточно быстро меняющийся, вместе с развитием мировой экономики, предмет исследования.
|