Аннотация: |
Введение
С чего начать упорядочение управления бизнесом? Таким вопросом задаются руководители российских предприятий и организаций, решивших навести порядок в корпоративном управлении. Некоторые закупают компьютеры и проектируют информационную систему, другие начинают со стратегического планирования или построения организационно-функциональной структуры. Это все стороны одной медали – корпоративного менеджмента, фундаментом которого является информационная система.
В течение последних лет значительная часть дискуссий, касающихся развития корпоративного менеджмента, протекает в ракурсе практического применения современных информационных технологий. Проблематика построения комплексных управленческих систем выросла в отдельную ветвь науки об управлении и стала причиной развития целой отрасли высоких технологий. При этом иногда складывается впечатление, что все нынешнее информационное изобилие развивалось и продолжает развиваться таким образом, что становится способным ввести в заблуждение не только неподготовленных читателей, но и самих специалистов в области управления. С одной стороны, это не удивительно, если подходить к данной проблеме с научной точки зрения, так как для любых дисциплин на первоначальном этапе развития характерно отсутствие единой системы терминов и понятий, наличие принципиально разных научных школ и подходов, а также масса других недостатков, вызванных отсутствием достаточного практического опыта. Однако если принимать во внимание интересы всех существующих и потенциальных заказчиков информационных систем, на предприятиях которых производятся дорогостоящие и зачастую плачевные опыты по обкатке и адаптации существующих решений, то фокус необходимо сместить из научно-методической области в область бизнеса. Практика наведения порядка в управлении большинства российских компаний говорит о большом разрыве между работами по постановке менеджмента и внедрению информационных технологий. Крупные компании закупают дорогое зарубежное программное обеспечение, не имея даже предварительной концепции наведения порядка в корпоративном управлении. В большинстве компаний автоматизировать приходится хаос. Информационные системы зачастую проектируются «на рыхлой почве», когда отсутствует даже утвержденная организационно-функциональная структура.
Руководители зачастую предполагают, что закупка фирменной программной среды автоматически наладит управление, «отформатирует как надо» управленческую документацию. В результате, постановка менеджмента становится уделом кого угодно: информационных технологов, бухгалтеров, кадровиков – но только не высшего руководства компании. Все эти специалисты обычно приступают к описанию корпоративных бизнес-процессов и уже на этом шаге процесс наведения порядка в управлении начинает пробуксовывать. Встает вопрос оптимизации бизнес-процессов, а без выработки корпоративной стратегии этот вопрос не решается. Однако выработка стратегии – это компетенция руководства компаний и высших менеджеров.
Прежде всего целесообразно подумать о гармоничном совмещении работ по постановке менеджмента и внедрению информационных технологий.
Любой процесс управления предприятием, цель деятельности которого получение прибыли сводится к следующим операциям:
- Сбор информации;
- Анализ собранной информации;
- Определение целей деятельности и планирование и контроль.
В сложившихся условиях предприятию, желающему преуспевать в своей деятельности просто необходимо иметь постоянно оперативную информацию о внешней среде и о состоянии дел на самом предприятии. Все вышесказанное определяет актуальность данной темы.
Предметом данной работы является изучение основных аспектов использования современных информационных систем и
информационных технологий в корпоративном управлении.
Объектом работы является ООО «Глория».
Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты использования современных информационных систем и
информационных технологий в корпоративном управлении.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты использования информационных технологий в корпоративном управлении;
Провести анализ деятельности ООО «Глория»;
Рассмотреть особенности и процесс внедрения корпоративной информационной системы управления в ООО «Глория».
Заключение
Сейчас на российском рынке услуг в области корпоративного управления обособленно выделяются услуги по постановке менеджмента и услуги по созданию корпоративных информационных систем. В этой области пока нет необходимой гармонии. Однако для ее реализации есть все необходимые предпосылки, включая методические и программно-информационные.
Современная действительность вносит свои коррективы, и если раньше такие понятия как «планирование», «выполнение плана» отождествлялись только с негативным восприятием эпохи плановой экономики, то в настоящее время все больше российских предприятий решают задачи не только оперативного планирования, но составляют перспективные прогнозы и формируют стратегические планы.
Одним из наиболее популярных и современных инструментов управления в нашей стране является система корпоративного управления, предназначенная для планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Анализ показывает, что ИТ корпоративного управления используются в российских компаниях крайне редко. Это объясняется нестабильностью инфляционных процессов, налогового законодательства, высокой степенью неопределенности на российском рынке и другими объективными ограничивающими факторами, а также субъективными - нежеланием многих руководителей вкладывать денежные средства в малоэффективный, по их мнению, процесс, недостаточной квалификацией управляющих и служащих, отсутствием обоснованной методической базы.
Если у компании нет четко выработанных стратегических целей, то ее система корпоративного управления не будет эффективной. Поэтому перед тем как создавать модель корпоративного управления, руководство должно четко определить цели и показатели, характеризующие их достижение. Система корпоративного управления принесет существенную практическую пользу только как инструмент реализации стратегических целей компании, сформированных и сбалансированных в ее бизнес-плане.
В ходе работы было выявлено, что для того, чтобы система корпоративного управления на предприятии была эффективным инструментом управления, она должна отражать специфику бизнес-процессов компании и ее деятельности.
Руководитель сталкивается с необходимостью управлять уникальным предприятием, а для этого нужен уникальный инструмент управления. Кроме того, следует учитывать, что любая модель корпоративного управления будет неэффективна, если в компании отсутствует четкая структура разделения полномочий, то есть неизвестно, кто и за какие бизнес-процессы отвечает. В таком случае к внедрению корпоративного управления можно переходить лишь после реорганизации бизнес-процессов в компании.
Корпоративная система управления играет роль центрального информационного ресурса для руководства и сотрудников компании, ее заказчиков, поставщиков, дистрибьюторов, партнеров и акционеров. Оперативный обмен необходимой информацией обеспечивает более тесную связь между всеми группами сотрудников и подразделениями.
Использование корпоративной системы управления позволит в полной мере применить технологию управления знаниями (Knowledge Management), которая во всем мире признана наиболее эффективной формой взаимодействия сотрудников. Любой работник достаточно легко сможет найти и использовать различные отчеты, сводки, статьи, библиографические справочники, новости, методики, регламенты, аналитические обзоры и исследования вне зависимости от того, где и кем они были созданы. Накопление и сортировка всей этой информации позволит создать и использовать "базу знаний" компании, охватывающую большую часть корпоративной информации.
Интеграция корпоративной системы управления с другими компонентами информационной системы предприятия (финансово-учетные и сбытовые программы, хранилища данных, электронный документооборот и т.п.) открывает новые возможности анализа деловой информации, сегментирования рынка и позиционирования, планирования и прогнозирования, выполнения ряда иных функций. Соответственно, менеджеры компании смогут принимать более эффективные решения, учитывающие все нюансы конкретной ситуации.
Деятельность ООО «Глория» основывается на оптово-розничной торговле продуктами питания.
Основными целями деятельности предприятия являются:
- реализация товаров;
- обеспечение и повышение социальных гарантий членов трудового коллектива;
- получение прибыли и рост доходов.
Для совершенствования деятельности предприятия и обеспечения устойчивой работы предприятия на ООО «Глория» было принято решение о внедрении эффективной информационной системы корпоративного управления.
Предложенная система имеет целый ряд достоинств и в настоящее время является одним из наиболее передовых методов управления предприятием, применение которого принесет серьезный эффект во многих областях деятельности ООО «Глория»:
6) В области финансового менеджмента этот метод будет единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
7) В области управления коммерческой деятельностью этот метод заставит руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что будет способствовать лучшему знанию ситуации на предприятии, определению наиболее целесообразных и эффективных коммерческих мероприятий в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
8) В области организации общего управления этот метод четко определит значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволит обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставит эти службы действовать совместно для достижения утвержденных результатов;
9) В области управления затратами этот метод будет способствовать более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивать контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся;
10) В области общей стратегии развития предприятия этот метод станет средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и будет сигнализировать руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем выявления отклонений фактических результатов от прогнозных показателей.
|