Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего исследования. Принципиально новые условия жизни, интенсивное социальное развитие общества кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоотношении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека. Все большее значение в самоотношении человека приобретают его личностные свойства. Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных подростков: 1.) между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте; 2.) между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка; 3.) между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.
Теории развития самоотношения сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития самоотношения независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других. Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Причем в старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотношение подростка.
В гендерном подходе, который сегодня широко используется в исследованиях, подчеркивается не природная, а социокультурная причина половых различий. Процесс гендерной социализации новых поколений зависит как от реальной структуры взаимоотношений полов, так и от представлений, распространенных в обществе. Несмотря на широко распространенное представление о маскулинности современных типов культур, о доминировании маскулинности в структуре социальных отношений, на деле происходят изменения гендерного порядка, затрагивающие природу маскулинности.
Социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин в современном мире претерпевают значительные изменения, а значит, меняются и базовые гендерные критерии, что, в свою очередь, меняет более тонкие психологические установки. Исходным пунктом анализа этих изменений должны быть не психология и культурология, а гендерная стратификация. Гендерная стратификация в современном социуме связана с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, семье, характере мужской и женской социализации. Эти изменения преломляются в культуре и массовом сознании и формируют индивидуально- психологические различия.
Цель исследования: гендерных аспектов самоотношения подростка в системе личностных отношений.
Гипотезы исследования: 1) гендерные различия полоролевой идентичности проявляются в ее возрастной динамике; 2) особенности идентичности подростка в системе межличностных отношений связаны с особенностями психосоциальной роли.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретически определить факторы, определяющие самоотношение подростка в системе межличностных отношений;
- теоретически исследовать гендерные особенности самоотношения подростка в системе межличностных отношений;
- экспериментально подтвердить/опровергнуть выводы, сделанные в теоретической части исследования.
Объект исследования - гендерная составляющая самоотношения подростка.
Предмет исследования возрастно-психологические и гендерные особенности самоотношения в системе межличностных отношений.
Методологическую и теоретическую основу работы составили культурно-историческая теория Л.С.Выготского, положение о социально-исторической обусловленности психики человека в онтогенезе и формировании высших психических функций путем интериоризации в сотрудничестве со взрослым, как носителем социо-культурного опыта.
Методы исследования: метод КИСС, метод локус-контроля, теста смысложизненных ориентаций, сбор информации о семейной системе посредством методики интервью, методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша, тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью общего замысла исследования, а также репрезентативностью выборки, сравнением полученных результатов с данными других авторов.
Научная новизна заключается в том, что определена зависимость самоотношения подростка от его пола.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы для коррекции семейных и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков.
Структура исследования: настоящее дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение
Все философские системы, ставшие методологической базой исследования, объединены идеей гуманизма. Определить сущность понятия «самоотношение» помогли такие смысловые эквиваленты: «самость», «рефлексия», «жизненный опыт», «самосознание», «самоотношение». Анализ научной литературы показал, что самоотношена трактуется как элемент самосознания (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата), что «Я» включает в себя представление о себе и свою самоотношение, а самосознание характеризуют как целостное представление о себе и связывают с «Я-концепцией».
Определить роль, особенности и значимость самоотношения в личностном становлении подростка помогли работы Р. Бернса, Т.В. Драгуновой, Л.С. Выготского. А.И. Липкиной, Л.А. Рыбак, Д.И. Фельдштейна; зависимость и взаимозависимость результатов деятельности от самоотношения показаны в работах А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана. Зависимость уровня самоотношеняи от акта рефлексии как главного механизма самоизменения и саморазвития отмечают В.А. Лекторский, Г.П. Щедровицкий, А.В. Мудрик. Самоотношение как способ выражения потребностей, переживаний, отношений рассматривают А.Г. Здравомыслов, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев, В. Франкл. Влияние самоотношения на самоопределение, социальное и личностное определение в фазе подросткового возраста отмечается в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, В.И. Слободчикова.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль и значение самоотношеня возрастает в подростковый период: она влияет на личностное становление и самоопределение подростка. В настоящем дипломном исследовании самоотношение представлена как форма переживания человеком своей личности, где происходит открытие самого себя, где выражается самоотношение, смысл «Я». Положительная самоотношенте рассматривается как эмоционально личностное переживание подростком собственной самости: Я нравлюсь, Я способен, Я защищен.
В осмыслении полноты и сложности формирования самоотношение как продукта самосознания личности значительную помощь оказали работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.В. Столина, Э. Эриксона. Основой развития самосознания личности является общение и опосредованная им деятельность, а также осознание собственного Я, которое возникает в результате переживания своей «самости», ведущей к познанию и отношению к своему собственному миру и социальной ситуации.
В основе личности, определяющей ее направленность, лежат социальные и духовные потребности, которые представляют собой источники самодвижения.
В ходе эмпирического исследования рабочая гипотеза нашего исследования о том, что 1) гендерные различия полоролевой идентичности проявляются в ее возрастной динамике; 2) особенности идентичности подростка в системе межличностных отношений связаны с особенностями психосоциальной роли, - подтвердились.
Сравнительный анализ данных полученных при изучении различий в содержании характеристик самоотношения юношей и девушек и данных значимости определенных характеристик самоотношения для успешности личностного самоотношения обнаружил следующую интересную закономерность : как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоотношение.
Психологическая интерпретация этого феномена может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоотношения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.
Реализуемый подход к практическому изучению характеристик личностного самоотношения в ранней юности через показатели осмысленности жизни личности представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ исследований по этой проблеме. |