Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель финансового анализа - получение наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами . Для того чтобы хозяйствующие субъекты могли постоянно контролировать финансовое состояние компании, успешно развиваться, используя доступную финансовую информацию, необходимо систематическое ведение финансовой отчетности и проведение ее финансового анализа. Это позволяет оценить, насколько правильно компания ведет свой бизнес, поскольку основная цель финансовых специалистов - максимально повысить стоимость фирмы, ее акций, если они котируются на фондовых рынках. Финансовый анализ позволяет получить небольшое количество наиболее информативных характеристик, создающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов.
В основе аналитических методов лежат базовые понятия бухгалтерского учета и финансового анализа показателей отчетности. Если бухгалтерам необходимо знать, как составлять финансовые отчеты, то всем, кто занят в бизнесе, необходимо знать, как их интерпретировать. Основной базой финансового анализа являются финансовые отчеты, представляемые хозяйствующим субъектом внешним пользователям, включая инвесторов. Под инвесторами понимаются как учреждения (банки, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.), так и физические лица.
Система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Финансовая отчетность - это установленные законодательно документы, отражающие активы, реальное имущество компании, источники их финансирования. Отчетность является информационной базой аналитического обоснования решений финансового характера.
Для того чтобы данные отчетности могли использоваться для принятия решений, они должны быть достоверными, релевантными, надежными, интерпретируемыми. Достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается тремя критериями получения данных, приведенных в отчетности:
1) учет ведется в строгом соответствии с действующими нормативными актами;
2) для всех операций имеются оправдательные документы;
3) отчетность составлена по данным первичных документов.
В настоящее время существует большое число методик анализа и оценки финансового состояния предприятия. Большинство из них построены на основе анализа финансовых коэффициентов и дают возможность оценки текущего финансового состояния предприятия. Результатами такого анализа, как правило, могут воспользоваться только внутренние службы предприятия для принятия определенных управленческих решений. Но данные финансового анализа важны и необходимы и для внешних пользователей информации (банков, потенциальных клиентов, инвесторов и т.д.). В этой связи возникает потребность в создании методики анализа финансового состояния, отражающей не только уровень текущего финансового состояния предприятия, но и кредитоспособность организации, степень развития предприятия .
В экономической литературе советского периода планирование как основа административно-командной системы отражено в работах Л.Я.Берри, М.П.Лебединского, В.И.Ленина, Т.Е.Малофеева, А.В.Моисеева, С.С.Шаталина, М.С.Кунявского, а также Я.М.Урисона, Б.Е.Меньшова и др.
Финансовые аспекты планирования российской экономики переходного периода, построенной на нормативной основе, рассматриваются в работах В.А.Яковлева. Стратегическим вопросам макропланирования при переходе к рынку посвящены работы Е.Н.Ведута, Л.А.Ворониной, В.А.Самойленко, С.Н.Воронина, В.М.Полтеровича и др. В работах И.Ансоффа, М.Г.Портера, В.А.Волконского, О´Шонесси, И.Н.Герчиковой, М.Мескона, Ф.Котлера, М.К.Старовойтова, Е.С.Стояновой изучаются отдельные функциональные подсистемы управления предприятиями, особенности их формирования в рыночных условиях развитых стран. Новые тенденции в планировании и финансовом управлении рассматриваются в работах Дж.Форрестера, Р.Пиндайка, У.Шарпа, А.Томпсона и др.
Цель дипломной работы состоит в создании механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющая обеспечить:
рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, снижения себестоимости продукции;
повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции, увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала.
В работе поставлены следующие задачи:
• разработать механизм оценки инвестиционной привлекательности предприятия во взаимосвязи с эффективностью его хозяйственной деятельности, устойчивостью финансового состояния и конкурентоспособностью;
• оценить важнейшие критериальные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия и эффективности реализованных инвестиционных проектов, увязанных с оценкой его инвестиционной привлекательности;
• рассмотреть и проанализировать практику применения новых теорий, связанных с формированием бизнес-процессов, бюджетирования, инжиниринга, и определить их влияние на системы управления предприятием.
Опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Проблема является синтетической, междисциплинарной, охватывающей по крайней мере три области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление.
Разумное управление финансами предприятия, как в финансовом планировании, так и при проведении финансового анализа предполагает учет интересов всех групп владельцев предоставленных предприятию ресурсов - как акционеров, так и кредиторов, к которым можно отнести банки, поставщиков и подрядчиков, бюджет и внебюджетные фонды, персонал и др.
Объектом дипломной работы выступает предприятие ООО «Компания Прогресс М», предметом являются экономические отношения, возникающие в процессе управления предприятиями на основе реализации функций диагностики, прогнозирования и финансового планирования.
Теоретико-методологической основой работы послужили фундаментальные положения в области теории управления, законодательные и нормативные акты, разработки предприятия, методы системно-функционального, экономико-математического и экономико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования.
Структура и объем работы обусловлены характером рассматриваемых вопросов, задачами и методами исследования. Дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основную часть в структуре имущества ООО «Прогресс М» занимают оборотные активы, и опережение темпов их роста над внеоборотными активами свидетельствует о расширении производственной деятельности предприятия. Доля основных средств в имуществе показывает мобильность активов, в анализируемом периоде структура внеоборотных активов оставалась достаточно стабильной, так как предприятие не использовало прочие внеоборотные активы в своей финансово-хозяйственной деятельности. Оборотные активы стабильно росли, что произошло за счет увеличения следующих составляющих: запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов. Рост оборотных средств и ускорение их оборачиваемости свидетельствуют о расширении производства и выборе правильной хозяйственной стратегии.
В качестве меры ликвидности и инвестиционной привлекательности ООО «Прогресс М» выступает рабочий капитал, который представляет собой превышение текущих активов над текущими обязательствами. По своему экономическому содержанию этот показатель отражает наличие собственных оборотных средств, которые направляются, прежде всего, на формирование производственных запасов, т.е. запасов материалов, сырья, незавершенного производства и готовой продукции. Недостаточная величина чистого оборотного капитала для формирования производственных запасов может привести к появлению зависимости от кредиторов, а в конченом счете, к остановке производства. Соответственно при этом очень низка инвестиционная привлекательность.
Норматив коэффициента текущей ликвидности составляет 2, т.е. на данном предприятии значение ниже нормативного и продолжает снижаться в анализируемом периоде, и является менее привлекательным для инвесторов. Конечно, нормативное значение коэффициента текущей ликвидности не может быть единым для всех предприятий, оно определяется отраслевыми особенностями и должно быть обосновано экономическим расчетом в каждом конкретном случае.
Реальная ликвидационная стоимость активов может быть больше или меньше указанного выше значения выручки. Она во многом зависит от отраслевых особенностей, состояния экономики в целом, умения менеджеров предприятия, структуры и качества активов. Коэффициент текущей ликвидности не является абсолютным показателем способности предприятия возвращать долги, так как при нормальных условиях деятельности предприятие никогда полностью не ликвидирует свои оборотные активы.
Перечисленные недостатки коэффициента текущей ликвидности необходимо учитывать при детализированном анализе динамики данного показателя.
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность капитала, имущества и других средств предприятия, выраженные в денежной форме, которые находятся в распоряжении этого предприятия, используются или могут быть использованы им в процессе финансово-хозяйственной деятельности для выполнения своих функций.
В соответствии с целью и задачами автором конкретизировано понятие «финансовый потенциал компании», под которым понимается не только совокупность всех финансовых ресурсов, которая способствуют достижению стратегических целей, но и результат использования финансовых ресурсов в определенном периоде времени.
Высокая зависимость финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от множества внешних и внутренних угроз, определяют необходимость разработки такой системы управления финансовыми ресурсами, которая бы позволяла выполнять стратегические и текущие целевые установки, т.е. необходимо использование системы сбалансированных показателей эффективности компании (ССП). Методическим принципом построения ССП является положение о том, что управление ресурсами ООО «Прогресс М» может осуществляться на основе системного взаимодействия таких сегментов как: производство, управление персоналом, отношения с потребителями и финансы (финансовые результаты).
|