Аннотация: |
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать хозяйственную деятельность, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализом коммерческой деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.
Анализ коммерческой деятельности в рыночной экономике является одной из важнейших функций эффективного управления. Овладение методами системного комплексного финансово-экономического анализа является органической частью профессиональной подготовки финансистов, аудиторов, бухгалтеров, что и обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.
Анализ коммерческой деятельности базируется на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов коммерческой жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.
В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
Цель работы заключается в изучении методов системного анализа коммерческой деятельности предприятия с целью его финансового оздоровления и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить специальную литературу по данной проблематике;
- рассмотреть теоретические аспекты анализа коммерческой деятельности предприятия;
- провести анализ коммерческой деятельности на примере ООО «Фирма Денвер-МК»;
- предложить пути повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Предметом анализа явились финансовые процессы предприятия и конечные коммерческие результаты его деятельности.
Объектом исследования явилось общество с ограниченной ответственностью «Фирма Денвер-МК».
Работа состоит из введения, заключения, 2-х глав. Первая глава представляет собой анализ теоретической базы анализа коммерческой деятельности, а во второй дан анализ деятельности ООО «Фирма Денвер-МК» и предложены направления развития ее деятельности.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов: Г.В. Савицкой, А.З. Шеремета, Балабанова И.Т. и других.
В исследовании применялись основные методы финансового анализа - горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный. В совокупности, использованные в работе методы позволили обеспечить достоверность экономического анализа.
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.
В ходе написания работы нами ставилась цель – раскрыть теоретические основы финансово-коммерческой деятельности предприятия, охарактеризовать состояние анализа деятельности на ООО «Фирма Денвер-МК».
В ходе исследования нами выявлено, что предметом анализа коммерческой деятельности является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Объектами анализа коммерческой деятельности являются экономические результаты коммерческой деятельности. На промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовые состояние предприятия.
Задачи анализа коммерческой деятельности:
- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
- научное обоснование текущих и перспективных планов;
- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;
- поиск резервов повышения эффективности производства;
- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе коммерческой деятельности.
Проведенный анализ деятельности ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» за 2005-2007 года позволил сделать следующие выводы:
1. Согласно полученным результатам, можно говорить о том, что предприятие ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» производит продукцию, которую может успешно реализовать. В 2006 году объем производства увеличился по сравнению с 2005 г. на 419,12 млн. руб. (110,30 %), а в 2007 году по отношению к 2006 году на 395,68 млн. руб. (108,82%). Объем реализации так же имеет тенденцию к увеличению: на 794,92 млн. руб. (119,39 %) в 2006 году и на 802,92 млн. руб. (116,40 %) в 2007 году.
2. Среднесписочная численность работников ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» уменьшается: в 2006 году по сравнению с 2005 г. на 2027 человек, в 2007 году еще на 1525 человек. Число работников по всем категориям структуры трудовых ресурсов ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» уменьшается. Тем не менее, производительность труда растет: в 2006 году наблюдался прирост на 47,75 %, в 2007 году еще на 41,74 %. Прирост заработной платы не опережает прирост производительности труда.
3. Анализ фонда оплаты труда и средней заработной платы показал, что ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» достаточно эффективно использует средства фонда оплаты труда. С каждым г. увеличиваются объемы валовой и чистой прибыли на руб. зарплаты, производится больше продукции. Выручка на руб. заработной платы из года в год увеличивается: в 2005 году – 6,45; в 2006 году – 6,92; в 2007 году – 7,65.
4. Актив баланса предприятия в течение всего анализируемого периода увеличивается. Согласно анализу состава, структуры и динамики пассивов, величина собственного капитала ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» с каждым г. растет: на 6,34 % в 2006 году и на 19,25 % в 2007 году. В то же время более быстрыми темпами возрастает и величина заемного капитала организации: в 2006 году на 18,65 %, в 2007 году на 89,89 %. Общая величина заемных средств заметно превышает сумму собственного капитала. Соотношение собственного и заемного капитала в 2005 году составляет 0,53, в 2006 году 0,47, в 2007 году 0,29.
5. Анализ структуры себестоимости показал, что наибольший удельный вес в составе себестоимости продукции ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» за анализируемый период занимают материальные затраты: 2005 год – 70,46 %, 2006 год – 60,15 %, 2007 год – 67,90 %. Затраты на оплату труда с каждым г. растут. Полная себестоимость продукции увеличивается.
6. Так как затраты на руб. произведенной продукции в ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» меньше единицы, то производство продукции является рентабельным.
7. Результаты, полученные в ходе факторного анализа прибыли от реализации продукции, свидетельствуют о том, что в итоге все рассматриваемые факторы, за исключением коммерческих расходов, имели положительное влияние на изменение величины прибыли от продаж.
8. Анализ использования прибыли показывает: наибольший удельный вес в составе расходов, осуществляемых за счет прибыли ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» за анализируемый период составляют проценты к уплате: 2005 год – 55,38 %; 2006 год – 54,13 %; 2007 год – 36,87 %. Меньшую долю составляют налоги и экономические санкции по платежам в бюджет: 15,35 % в 2005 году; 17,92 % в 2006 году; 19,95 % в 2007 году. На долю чистой прибыли приходится соответственно: 29,27 %, 27,95 % и 43,18 %.
9. Результаты поэтапного анализа влияния факторов на рентабельность продаж ООО «ФИРМА ДЕНВЕР-МК» за 2005-2007 года говорят о положительном влиянии факторов выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов на рентабельность продаж.
Недостатки, выявленные в работе:
1. Фактическая прибыль, ниже плановой в 2006-2007 гг.
2. Общая величина заемных средств заметно превышает сумму собственного капитала.
3. Коэффициент финансовой зависимости не соответствует нормативу. Можно говорить о том, что в 2005-2007 гг. превышена доля заемных средств в общей величине источников финансирования деятельности организации.
По результатам полученных выводов предлагается:
1. Снизить себестоимость производимой продукции за счет: снижения расходов на энергию, уменьшения амортизационных отчислений, снижения расходов на хранение продукции, уменьшения затрат на оплату труда, сокращения материальных затрат в целом. При снижении данных факторов на 10 %. Прибыль от реализации продукции увеличится на 55,1 %.
2. Предложены следующие возможности экономии материальных ресурсов в производстве:
- снижение веса производимых деталей;
- повышение износостойкости путем рационального конструирования деталей, защиты метала от коррозии, упрочнения их термической обработкой;
- изменение технологии литейного производства;
- изменение технологии в кузнечно-штамповочном производстве.
3. Так как улучшение качества производимой продукции является одним из путей увеличения прибыли, для повышения качества продукции на предприятии должны ежегодно разрабатываться соответствующие мероприятия, включаемые в план повышения эффективности производства цехов и завода в целом.
4. Так как поставщики способны уменьшить прибыль предприятия через повышение цен на поставляемые ресурсы или посредством ухудшения их качества, необходимо грамотно подходить к выбору партнеров. При выборе поставщиков необходимо отдавать предпочтение тем, которые способны точно и в срок по согласованному графику поставлять продукцию или материалы в соответствии с заказом, если их продукция отвечает оговоренным стандартам качества, и соблюдаются требуемые объемы поставок и выдерживаются согласованные цены.
5. В соответствии с планом развития предприятия на 2007 г. предложенные мероприятия должны дать следующий экономический эффект:
1. уменьшение расходов на энергию на 18 879,05 руб. (5%)
2. уменьшение амортизационных отчислений на 6 639,4 руб. (10 %)
3. уменьшение затрат на оплату труда на 7 440,3 руб.
4. уменьшение материальных затрат на 296 757,8 (10 %)
5. увеличение прибыли от продаж на 48,1 %
6. увеличение рентабельности продукции на 9,85 %
|