Аннотация: |
Введение
Актуальность темы дипломного исследования. После распада СССР произошли кардинальные изменения в политической, экономической, социальной жизни страны. Возникла потребность изменения рядов институтов семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г. Государственной Думой РФ была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г.
Особое внимание уделено установлению отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, т.к. правовое положение детей, родившихся от родителей, не состоящих в браке, представляет значительную социальную проблему и большую историю. Так, по некоторым данным, в настоящее время в различных регионах России от 10% до 27% детей рождаются вне брака .
От того, как сегодня сложится судьба наших детей, каким будет их детство, в каких условиях они будут расти, зависит не только их собственное благополучие, но и наше завтра. Воспитание детей, создание благоприятных условий для их всестороннего развития всегда считалось одной из важнейших проблем государства.
Известно, что лучшие предпосылки для воспитания создаются там, где все члены семьи взаимосвязаны благотворными узами любви и уважения, где их объединяют взаимные обязанности , забота о детях , готовность разделить радость и горе, помочь в сложных жизненных ситуациях. В такой атмосфере личность ребенка формируется с самого раннего детства на здоровой и гармоничной основе. Наиболее трогательное, ласковое, доброе отношение к детям проявляется в тех семьях, где родители и дети связаны между собой кровными узами.
«Семейное законодательство наряду с другими целями, призвано содействовать тому, чтобы семейные правоотношения соответствовали фактическим отношениям родства, что в большей степени обеспечивает охрану интересов детей, родителей и других близких родственников» .
Чаще всего записи, произведенные органами ЗАГС правильно фиксируют происхождение ребенка от определенных лиц. Однако, на практике встречаются отклонения от этого положения. Установлению действительного происхождения ребенка в этих случаях и помогает такой институт семейного права как установление материнства.
Особенную актуальность данной теме придает распространение суррогатного материнства. В настоящее время в отечественной юридической литературе практически не существует теоретических исследований правовых проблем ВРТ (репродуктивных технологий). Вся библиография по теме сведется к нескольким статьям и отдельным параграфам в учебной литературе. Не выработаны позиции по наиболее принципиальным вопросам. Основной мыслью данной работы является выработка того или иного понимания в области применения методов ВРТ, на основе имеющейся системы взглядов на проблемы в данной области.
Темпы внедрения вспомогательных репродуктивных технологий в повседневную медицинскую практику опережают развитие правовой базы в этой области, причем не только в России, но и во всем мире. Счет зачатых и рожденных детей методами ВРТ идет на десятки тысяч. Назрела необходимость корректировки в СК РФ норм права, регулирующих вопросы установления отцовства и материнства при применении ВРТ. Налицо объективные причины появления пробелов, так как в момент издания СК РФ не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании, в связи с развитием медицины.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа правового регулирования отношений, связанных с установлением материнства и разработке предложений, направленных на усовершенствование (повышение эффективности) данного правового регулирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
а) изучение и анализ работ ученых-правоведов по общим вопросам установления родства родителей и детей с целью определения основных начал современного российского законодательства, регулирующих данную процедуру,
б) исследование особенностей установления материнства с учетом источрии и современного состояния российского законодательства;
в) анализ проблемы установления материнства, связанных с несовершенством современного российского законодательства и разработка мер, направленных на устранение указанных недостатков.
Методологической основой настоящей работы является системный подход к изучению дел данной категории и диалектико-материалистический метод. Частными методами, которые использовались в дипломном исследовании являются: сравнительно-правовой, формально-логический.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых-процессуалистов, а также специалистов в области семейного права.
Структура работы обусловлена решением поставленных задач. Она включает: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
В результате проведенной работы авторов сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Современный порядок установление происхождения детей у матерей, находящихся вне брака является нарушением п. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка 1989 г., в которой говорится о принципе общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Таким образом, вместо термина «одинокая мать» лучше использовать - «мать ребенка, не состоящая в браке в момент рождения ребенка».
2. Современное российское законодательства с точки зрения современных подходов к правам и свободам человека, содержит некоторый перекос в сторону обязывания матерей нахождения в медицинских учреждениях в момент родов. По мнению автора настоящей работы, выходом в данной ситуации будет разработка обще-заявительного порядка установления материнства, с привлечением свидетелей и иных мер доказательства материнства лишь в случае возникновения спора при установлении материнства при рождении ребенка вне медицинского учреждения.
3. В российское семейное законодательство необходимо внести понятие суррогатного материнства. Суррогатную мать можно определить как здоровую женщину, давшую согласие (на основе договора), после искусственного оплодотворения (генетическим материалом родителей, одного из них), выносить и родить ребенка для другой семьи.
4. Представляется необходимым дополнить ч. 3 ст. 3 СК РФ: «Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие семейные отношения, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом», а в статью «Установление происхождения детей при применении методов ВРТ» включить положение о том, что вопросы порядка и условий применения методов ВРТ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, регулирующим медицинские аспекты применения данных методов.
5. Действующим законодательством предусмотрено преимущественное право суррогатной матери установления родительских прав в отношении ребенка (п. 4 ст. 51 СК РФ). Но стоит отметить, что данное право не должно нарушать право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Таким образом, если суррогатная мать состоит в законном браке и отказывается передать ребенка нареченным родителям, ее супруг должен в императивном порядке признаваться отцом ребенка. Для чего необходимо дополнить п. 2 ст. 48 СК РФ «супруг суррогатной матери, давший согласие на имплантацию эмбриона, при заключении договора суррогатного материнства, в случае отказа суррогатной матери передать ребенка нареченным родителям, признается отцом ребенка».
Заключение
Правовые отношения между ребенком и его матерью возникают в силу факта их кровного родства. Для удостоверения происхождения ребенка от матери (материнства) не имеет значения, рожден ею ребенок в браке или нет. Заявление в орган загса о регистрации рождения ребенка вправе подать как мать ребенка, рожденного в браке, так и мать ребенка, рожденного вне брака (одинокая мать). Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Запись родителей ребенка в книге записей рождений (в органах ЗАГСа) происходит по правилам ст.51 СК РФ, в соответствии с которой, отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
Поскольку семейное законодательство исходит из принципа равенства супругов (см. п.3 ст.1, п.2 ст.31 СК РФ), каждый из них вправе обратиться в орган загса с заявлением о регистрации рождения ребенка. Присутствие при этом второго супруга не является обязательным. Факт состояния в браке должен быть подтвержден свидетельством о браке.
Однако современный порядок установление происхождения детей у матерей, находящихся вне брака является нарушением п. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка 1989 г., в которой говорится о принципе общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Таким образом, вместо термина «одинокая мать» лучше использовать - «мать ребенка, не состоящая в браке в момент рождения ребенка».
Запись о матери производится на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка. Запись об отце ребенка производится на основании предъявленного в органы загса свидетельства о браке родителей ребенка. Запись об отце ребенка, родившегося от лиц, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка. Если один из родителей по уважительной причине не может явиться лично в орган загса для регистрации установления отцовства, то его (ее) подпись под совместным заявлением может быть нотариально удостоверена.
Запись об отце ребенка на основании заявления одного отца производится только в случаях, предусмотренных п.4 ст.48 СК. По решению суда запись об отце производится в том случае, если отцовство было установлено в судебном порядке (см. ст.49-50 СК).
Совместное заявление о записи родителей может быть подано и в том случае, если родители или один из них не достигли совершеннолетия. Это прямо предусмотрено п.3 ст.62 СК, в соответствии с которым несовершеннолетние родители имеют право признавать свое отцовство и материнство на общих основаниях.
Удостоверение материнства производится органом загса, как правило, на основании документа, подтверждающего рождение ребенка конкретной женщиной. Это документ установленной формы о рождении (медицинское свидетельство), выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой проходили роды, или документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов. Документ о рождении может выдать лицо, занимающееся частной медицинской практикой (частнопрактикующий врач), если роды проходили вне медицинской организации. В документе о рождении наряду с данными о ребенке и датой рождения ребенка обязательно указываются фамилия, имя и отчество матери. При рождении двойни или более детей на каждого из них должно быть представлено отдельное медицинское свидетельство о рождении.
Такой же порядок и основания установления материнства распространяются на случаи рождения ребенка в результате искусственного оплодотворения женщины или имплантации эмбриона при условии предварительного письменного согласия супругов или одинокой женщины на производство такой операции.
Особый порядок ведения и выдачи медицинских документов о рождении может применяться лишь в ситуациях, когда женщины-усыновительницы в целях обеспечения тайны усыновления имитируют беременность и роды.
В случаях рождения ребенка вне медицинского учреждения без оказания матери медицинской помощи законом предусмотрены и иные основания записи о его матери, то есть установления материнства. Речь идет о свидетельских показаниях. Материнство может быть подтверждено и зарегистрировано органом загса на основании заявления лица, присутствовавшего при родах вне медицинской организации, о рождении ребенка. Такое заявление может быть сделано лицом, присутствовавшим во время родов, устно или в письменной форме работнику органа загса, производящему государственную регистрацию рождения.
Закон не исключает установления материнства и при представлении иных доказательств, перечень которых не приводится. В частности, если ребенок родился во время нахождения матери на морском, речном или воздушном судне, а также в поезде, то капитан (командир судна, начальник пассажирского поезда) может составить акт о рождении ребенка.
Возможна ситуация, когда отсутствуют как документы установленной формы о рождении или другие документы, подтверждающие факт рождения ребенка, так и свидетельские показания о материнстве. В подобных случаях в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация рождения ребенка и соответственно удостоверение материнства производятся только на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.
Т.о. современное российское законодательства с точки зрения современных подходов к правам и свободам человека, содержит некоторый перекос в сторону обязывания матерей нахождения в медицинских учреждениях в момент родов. По мнению автора настоящей работы, выходом в данной ситуации будет разработка обще-заявительного порядка установления материнства, с привлечением свидетелей и иных мер доказательства материнства лишь в случае возникновения спора при установлении материнства при рождении ребенка вне медицинского учреждения.
В настоящее время с развитием современных медицинских технологий искусственное оплодотворение уже не является редкостью. Таким образом решается достаточно сложная и распространенная проблема - проблема бездетности.
Как предусматривает ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Данные операции осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов или одинокой женщины. Сведения о проведенном искусственном оплодотворении или имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Таким образом закон предусматривает право любой незамужней женщины стать одинокой матерью, получив необходимую квалифицированную медицинскую помощь. В данном случае женщина не знает и не вправе знать, кто является биологическим отцом ее ребенка. В случае рождения ребенка сведения об отце записываются по указанию матери, т.е. с ее слов, в указанном выше порядке, и она имеет равные права со всеми одинокими матерями.
СК РФ предусмотрены правовые последствия и для супругов, дети которых рождаются с применением указанных выше медицинских технологий. Так, если лица, состоящие в браке между собой, дали в письменной форме свое согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, то в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов они записываются его родителями. Однако если при применении данных методов с письменного согласия супругов ребенок был рожден другой женщиной (суррогатной матерью), они могут быть записаны родителями ребенка только с согласия этой женщины. Следовательно, если при указанных обстоятельствах женщина, родившая ребенка, не согласна отказаться от материнства, она вправе требовать, чтобы ее записали матерью такого ребенка со всеми вытекающими последствиями в отношении их взаимных прав и обязанностей.
В российское семейное законодательство необходимо внести понятие суррогатного материнства. Суррогатную мать можно определить как здоровую женщину, давшую согласие (на основе договора), после искусственного оплодотворения (генетическим материалом родителей, одного из них), выносить и родить ребенка для другой семьи.
Представляется необходимым дополнить ч. 3 ст. 3 СК РФ: «Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие семейные отношения, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом», а в статью «Установление происхождения детей при применении методов ВРТ» включить положение о том, что вопросы порядка и условий применения методов ВРТ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, регулирующим медицинские аспекты применения данных методов. |