Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным для развития общей теории и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, определяющих ее факторов, и отражение этих процессов в сознании россиян.
Важным компонентом социальной мобильности в современном обществе становится профессиональная мобильность. Это представляется закономерным, поскольку именно изменения профессионального статуса человека в наибольшей мере определяют его принадлежность к тем или иным социальным группам (стратам), отличающимся содержанием трудовой деятельности, уровнем престижа, доходов, материальными и культурными условиями жизни, положением в системе властных отношений.
Изучение профессиональной мобильности молодых специалистов становится особенно актуальным в связи с тем, что эта категория населения более других подвержена воздействию стихийных факторов социальной дифференциации, представленных в сфере трудовых отношений. Особенно актуальна данная проблема по отношению к выпускникам гуманитарных вузов. В настоящее время значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления. В связи с этим - на рынке перепроизводство специалистов с гуманитарным высшим образованием. И прогнозы экспертов сбываются: три четверти выпускников гуманитарных факультетов невостребованы экономикой .
Т.о. особенно актуальной и в научном, и в практическом отношениях представляется эта проблема в условиях современной России. Вопросы демократии, неравенства, возможностей социальной мобильности крайне остры в условиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка труда заставляют с особенным беспокойством относиться к тому, как складываются жизненные пути молодых специалистов. В первую очередь потому, что сегодняшняя молодежь – это, по существу, наше общество завтра. Черты, свойства, которые проявляются в оценках, в предпочтениях, в поведении молодых специалистов сегодня, завтра в значительной мере будут определять облик России .
Объектом настоящего дипломного исследования является изучение перспектив профессиональной мобильности выпускников вузов в условиях модернизации российского общества.
Предметом настоящего дипломного исследования автор определяет изучение факторов, определяющих специфику и перспективы профессиональной мобильности выпускников вузов.
Методологической основой построения данной работы выступает системный подход к анализу содержания профессиональной мобильности и ее стратифицирующей функции на рынке труда на основе принципов теоретического и эмпирического анализа исследуемой проблемы, изучаемой отечественными (З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, Д.Л. Константиновский, И.П. Попова, П.А. Сорокин, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин и другие) и зарубежными (П. Блау, Д. Голдторп, О. Дункан, Д. Трейман и другие) исследователями.
Цель настоящей работы – всесторонний социологический теоретико-эмпирический анализ содержания и механизмов профессиональной мобильности, а также определение детерминирующих факторов, влияющих на перспективы профессиональной мобильности молодых специалистов в современном обществе.
Реализация поставленной цели предполагает осуществление следующих задач:
сформулировать проблему изучения профессиональной мобильности на основе опыта исследования данного вопроса в отечественной и зарубежной научной литературе;
осуществить теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная мобильность», определить основные особенности профессиональной мобильности молодых специалистов;
выявить роль высшего образования как фактора вертикальной мобильности в современном обществе;
охарактеризовать социальное положение выпускника вуза на современном рынке труда и оценить его предпосылки к профессиональной мобильности;
рассмотреть профессиональное трудоустройство молодых специалистов с высшим образованием как проблему социологической науки;
провести эмпирическое исследование состояния и перспектив развития выпускников гуманитарного ВУЗа на примере факультета социологии Российского Государственного Социального Университета (РГСУ);
разработать рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студентов с целью повышению их профессиональной мобильности.
Гипотеза исследования: чем большим количеством и объемом ресурсов обладает семья, тем выше шансы на получение детьми востребованного на современном рынке труда и дающие ясные материальные и социальные перспективы образования, и как следствие этого – хорошее трудоустройство и высокие перспективы профессиональной мобильности. Однако следует учитывать, что современный ВУЗ обладает возможности в процессе проведения учебного процесса оптимизировать уровень профессиональной мобильности всех студентов.
Новизна исследования в определенной мере обусловлена обращением к недостаточно изученной в отечественной науке области исследования, а также выбором аспекта изучения проблемы – выявление факторов, определяющих специфику и перспективы профессиональной мобильности выпускников вузов. Также уточняются понятия профессиональной мобильности, профессионального трудоустройства молодых специалистов, определяется специфика их профессиональной мобильности.
Практическое значение данной работы может состоять в получении информации об образовательных стратегиях выпускников гуманитарного вуза с целью социального прогнозирования для оценки эффективности профессионального обучения. Также разработка на этой основе рекомендаций для повышения эффективности социальной политики.
Данная работа имеет также и прогностическую направленность. Изложение материала от истоков изучения профессиональной мобильности до краткого анализа современных исследований позволяет рассмотреть многие аспекты данной проблемы.
Структура работы. Работа состоит из введения (где определяется выбор темы, ее актуальность и значимость), основной части, состоящей из двух глав, заключения (где автор делает краткие выводы на основе изложенного материала), а также приложения, где используются таблицы и схемы результатов самостоятельно проведенного автором исследования по данной проблеме для более яркого и полного освещения темы.
Заключение
На основе проведенного исследования автор следует сделать ряд выводов:
Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности
Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась еще в середине прошлого века. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.
Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.).
Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии.
Основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.
Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями.
Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность – это интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию, установки на оптимистическое восприятие действительности, смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивиргентность, критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний.
При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебно – профессиональной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими, умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.
Анализ профессиональной мобильности выпускников после окончания факультета социологии Российского Государственного Социального Университета можно выделить три группы выпускников, соответствующие трем выделенным уровням профессиональной мобильности: высокому, сниженному и гипермобильности, причем второй по многочисленности группой является группа со сниженной профессиональной мобильностью. Данное положение требует коррекции в системе образовательного процесса.
Перспективным для повышения профессиональной мобильности выпускников гуманитарного ВУЗа видится использование моульно – компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образования ориентирован на формирование компетенций. Высшее профессиональное образование еще не осуществили переход на компетенции, которые позволяют измерить соответствие работника требованиям рабочего места и учет которых обеспечивает гибкость образовательных траекторий и возможность более оптимального и экономически эффективного рабочего места на другое.
|