Аннотация: |
Введение
Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права, охраняя имущественные, нравственные, духовные интересы автора и культурно-просветительские права самого общества.
Проблемы авторского права являются предметом острых научных дискуссий как на национальном, так и на мировом уровне, что приобретает особенную актуальность в плане гармонизации законодательств, в котором заинтересованы не только страны Европы, но и все мировое сообщество на этапе перехода к информационному обществу.
Одной из важных составляющих человеческого бытия является духовная жизнь индивида. В связи с этим совершенно естественно, что право, будучи социальным феноменом, призвано предоставить надлежащую охрану посредством своего особого механизма регулирования общественных отношений тем результатам творчества, что создаются человеческим гением.
Существующая система правовой охраны результатов интеллектуального творчества начала складываться сравнительно недавно.
Лишь с принятием в Англии в 1623 г. первого закона об охране изобретателей и в 1710 г. так называемого Статута Королевы Анны было положено начало созданию такого механизма правовой защиты произведений творчества.
Ныне, в начале XXI в., можно говорить уже о так называемой полисистемности правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Во-первых, это закрепление в международно-правовых документах универсального характера, таких как Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., положений о необходимости правовой охраны произведений творчества. Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 27 провозглашает, что «каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Указанное положение находит дальнейшее развитие в ст. 15 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Во-вторых, в настоящее время сложился целый комплекс международно-правовых соглашений универсального характера, касающихся интеллектуальной собственности.
Начало ему было заложено в конце XIX в., когда в 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, а в 1886 г. – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
В 1893 г. на основе указанных конвенций были созданы Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (указанная организация больше известна по ее французскому сокращению - БИРПИ).
В свою очередь уже на базе этих Объединенных бюро была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Конвенция о ее учреждении была подписана в 1967 г. в Стокгольме и вступила в силу в 1970 г.
Ныне в этот комплекс нормативно-правовых актов входит ряд международных соглашений, административные функции в отношении которых выполняют Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО).
К указанным соглашениям можно отнести такие международно-правовые акты, как Всемирная конвенция об авторском праве (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.), Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г., Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) 1996 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) 1996 г., Договор о законах по товарным знакам (TLT) 1994 г., Договор о патентном праве (PLT) 2000 г., Соглашение ТРИПС и др.
В-третьих, можно говорить о сложившейся системе национально-правового регулирования результатов творческой деятельности.
Говоря о сегодняшнем дне, необходимо, как нам кажется, остановиться на опыте Европейского Союза в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, тем более это актуально в связи с тем, что Европейский Союз являет собой одну из наиболее успешно функционирующих и динамично развивающихся международных региональных организаций, обладая значительной спецификой как институционального плана, так и политико-правового характера.
Сказанное определяет актуальность темы настоящей работы, основной целью которой является исследование вопроса о защите авторских прав в сфере компьютерных технологий с точки зрения Эстонского законодательства.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе предстоит выполнить следующие задачи: во-первых, раскрыть общие положения об эволюции авторских прав в мире, и общие положения о признании авторских прав в Эстонии; во-вторых, подробно остановиться на международно-правовых аспектах правового регулирования защиты авторских прав в сфере компьютерных технологий, затем – осветить положение дел в Эстонии, включая описание действующих в нашей стране правовых механизмов защиты авторских прав в сфере компьютерных технологий.
Поставленная цель и определенные выше задачи настоящей работы определили ее внутреннюю структуру. Настоящая работа состоит из введения, основной части, структурированной в соответствии с поставленными выше задачами, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическую и методологическую базу настоящего исследования составили международные правовые акты, правовые акты нашей страны, комментарии и следования ученых-правоведов по вопросам авторского и смежных прав, полный перечень которых приведен в списке использованной литературы в конце настоящей работы.
При этом, объектом исследования настоящей работы является обширная область урегулированных правом общественных отношений, складывающихся в области установления и защиты авторских прав в сфере компьютерных технологий.
Предметом исследования настоящей работы явились названные выше правовые акты и уже проведенные этой области правовые исследования.
Заключение
Но сегодня, на наш взгляд, необходимо избрать кардинально иной подход в сфере правовой охраны результатов творческой деятельности, так как существующий механизм во многом является неэффективным.
Современный мир характеризуется целым рядом интеграционных процессов, находящих свое проявление в различных сферах политической, социально-экономической, культурной и, конечно же, правовой жизни. В нашем случае, когда мы говорим об эффективности правовой охраны творческого гения человека, необходимо признать, что ни универсальные международные соглашения, ни исключительно национально-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности не достигают указанной цели.
Выход видится в активизации такого элемента полисистемного комплекса правовой охраны произведений творчества, как международный региональный правовой механизм.
Несмотря на то, что как мы уже отмечали выше, первые шаги к созданию такого правового механизма Эстония сделала, нашей стране нельзя останавливаться на достигнутом. Правовую базу защиты авторских прав в сфере компьютерных технологий необходимо расширять и совершенствовать.
В отношении настоящей работы можно сказать, что ее цель достигнута путем выполнения поставленных во введении к ней задач и вопрос о правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в области защиты авторских прав в сфере компьютерных технологий нами раскрыт.
|