Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия.
Конкурентная среда - условия, в которых предприятие ведет борьбу за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
• конкурентоспособность страны;
• конкурентоспособность отрасли;
• конкурентоспособность товаропроизводителя;
• конкурентоспособность товара.
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость.
Методический аппарат оценки конкурентоспособности страны находится в стадии развития, весьма фрагментарно используются экономико-математические методы и современные инструментальные средства.
В области теории конкуренции среди зарубежных ученых следует выделить работы А. Курно, Л. Вальраса, Ф. Найта, В. Парето, М. Портера, Э. Чемберлина, ф. фон Хайека, Й. Шумпетера, Ф.Эджуорта.
Среди российских ученых, исследующих конкуренцию, следует выделить работы Г.Л. Азоева, Ю.И. Коробова, М.Ю. Матовникова, В.Д. Мехрякова, В.В. Попкова, С.Г. Светунькова, А.М. Тавасиева, А.Ю. Юданова, А.П. Челенкова.
Целью дипломной работы является исследование методов оценки и инструментов конкурентоспособности предприятия.
Исходя из вышеизложенного, в дипломной работе поставлены следующие задачи:
определение сущности, понятия и форм конкуренции;
выявление и характеристика основных положений конкурентоспособности;
рассмотрение российского и зарубежного опыта страны;
отражение путей совершенствования конкурентоспособности.
Объектом дипломной работы выступает предприятие, предметом – конкурентоспособность предприятия.
Теоретической и методологической основами дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти, материалы периодических изданий, статистическая и иная информация Министерства финансов, материалы годовых отчетов и первичного бухгалтерского учета предприятия. В работе нашли применение такие методы исследований как экономико-математическое моделирование, абстрактно-логический, экономико-статистический, детерминированный факторный анализ.
Структура и объем работы обусловлены характером рассматриваемых вопросов, задачами и методами работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в дипломной работе анализ сложившихся подходов к сущности понятия «стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия» свидетельствует, что:
а) наиболее приемлемой методологией исследования и разработки данной категории является системный подход, с точки зрения которого стратегическое управление конкурентоспособностью промышленного предприятия представляет собой систему воздействия субъекта (высшего руководства организации) на объект (конкурентоспособность) с целью перевода этого объекта в желаемое состояние посредством развития параметров процесса объекта;
б) понятия «стратегическое управление» и «конкурентоспособность» связаны между собой единством цели – обеспечение условий для успешного развития организации в будущем на основе формирования конкурентных преимуществ и наращивания конкурентного потенциала;
в) к принципам стратегического управления конкурентоспособностью можно отнести: наличие четких целей, определяемых миссией организации и ее видением будущего, установление связей с окружающей средой, которая включает макросреду (страна, регион), конкурентную среду (отрасль), внешнюю среду на уровне задач (потребители, поставщики, конкуренты);
г) на уровне задач конкурентоспособность предприятия как объект управления зависит от качественных и стоимостных характеристик товаров и услуг, эффективности системы управления. Однако при переходе к более высоким уровням внешней среды (отрасль, регион) конкурентоспособность предприятия во многом определяется эффективностью региональной и отраслевой политики, которые определяют внешние возможности и преимущества организации, необходимые при разработке стратегии ее поведения на рынке.
Следовательно, «стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия» можно определить как систему, предназначенную для воздействия на элементы и процессы, обеспечивающие формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентного потенциала предприятия с целью повышения его устойчивости в условиях роста конкурентного давления и изменения факторов внешней среды. Целями системы являются:
- формирование эксклюзивных преимуществ предприятия, воплощенных в его товарах, способах ведения конкурентной борьбы, организации внутренних процессов и т.п.;
- оперативное и эффективное использование возможностей внешнего окружения, включая появление новых рыночных ниш, слабые позиции конкурентов на каких-либо рынках, достижения НТП, сотрудничество с региональными и государственными органами власти и др.
Многоаспектность понятия «конкурентоспособность предприятия» предполагает необходимость учета интересов потребителей, собственников, инвесторов, позиций конкурентов и др. Поэтому к формированию системы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия может быть применен комплексный подход, основанный на синтезе теорий стратегического менеджмента и маркетинга, управления инновационной деятельностью и качеством. При этом их роль состоит в следующем:
а) стратегического менеджмента - в установлении целевых ориентиров, стратегическом позиционировании предприятия с учетом внешних и внутренних возможностей, угроз, недостатков и преимуществ, определяющих его конкурентные преимущества и потенциал, выборе стратегии поведения на рынке;
б) стратегического маркетинга – в определении целевых сегментов, способов и методов удовлетворения потребностей потребителей и соперничества с конкурентами на них;
в) инновационного менеджмента – в совершенствовании деятельности организации на основе технологических, продуктовых, организационных инноваций, позволяющих предприятию приобретать и развивать эксклюзивные конкурентные преимущества и формировать собственные рынки;
г) менеджмента качества – в повышении эффективности текущей деятельности.
Основным фактором увеличения объема продаж и повышения конкурентоспособности является увеличение объема выпуска. Также это можно обеспечить:
• уменьшив объем продаж в кредит; используя такие меры по работе с дебиторами как, разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией, прямые телефонные переговоры, выезды к контрагентам, оформление договоров цессии, применение факторинга, ужесточение системы штрафных санкций и др.;
• ускорив оборачиваемость готовой продукции, применяя дифференцированную сбытовую политику на основе региональной дистрибьюции и прямых контактов с покупателями;
• применяя гибкую систему скидок: при 100 % предоплате продукции - скидки до 10 %; для покупателей, закупающих продукцию в больших объемах, - скидку в 7 %; для посредников - функциональную скидку в размере 5 %.
Кроме того, одним из резервов увеличения суммы прибыли, а также средством реализации разработанной модели максимизации рентабельности оборотного капитала, является производство более качественной продукции, имеющей более высокую цену.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что предприятие ООО Денвер-МК наращивает объемы реализации продукции, вследствие этого выручка увеличилась на 5,74 %, деятельность является прибыльной, размер прибыли уменьшился на 89,82 %. Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств. Долги потребителей продукции предприятию снизились на 16,19 %, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции и о выборе подходящей политики продаж и предоставления потребительского кредита покупателям.
Задолженность самого предприятия возросла на 28,70 %, преобладающими в структуре кредиторской задолженности являются его обязательства перед поставщиками и подрядчиками. Необходимо обратить внимание на то, что предприятие за счет неплатежей своим кредиторам предоставляло отсрочки платежей должникам. Об этом свидетельствует пассивное сальдо задолженности, показывающее превышение кредиторской задолженности над дебиторской.
Анализ финансовой устойчивости ООО Денвер-МК позволяет говорить о незначительном запасе прочности, обусловленном низким уровнем собственного капитала (фактического), который в 2005 году составил 0,396 при рекомендуемом не менее 0,600. таким образом, у предприятия имеются ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств.
При необходимости предприятие не сможет погасить в краткосрочном периоде свои текущие обязательства перед бюджетом и поставщиками за счет собственных денежных средств, производственных запасов, готовой продукции, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. Об этом свидетельствует коэффициент покрытия.
Сроки выполнения обязательств предприятия еще не истекли или у предприятия хватит ресурсов, чтобы расплатиться с кредиторами в течение установленного срока, поскольку показатель длительности оборота краткосрочной задолженности по денежным платежам, рассматриваемый как индикатор платежеспособности в краткосрочном периоде, не превышал 180 дней, установленных для исполнения денежных обязательств.
|