Аннотация: |
Введение
Процесс интеграции мировых финансовых рынков еще более обострил конкуренцию на них. В настоящее время на российском рынке банковских услуг также наблюдается острая конкурентная борьба за клиентов между финансовыми организациями, как отечественными, так и зарубежными. В этой связи, перед российскими коммерческими банками с особой актуальностью встает задача выживания в конкурентной борьбе с ведущими зарубежными банками, имеющими большой опыт работы в таких условиях. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит совершенствованию управления российскими банками, и, прежде всего, управления их маркетинговой деятельностью. Действительно, успешное управление финансовой организацией в настоящее время не представляется возможным без тщательного изучения внешней и внутренней среды, в которой действует эта организация; без определения основных характеристик потребителей финансовых продуктов и услуг и выделения, на этой основе, сегментов целевого рынка; без построения эффективной маркетинговой службы; без формирования четких планов и организации работ по созданию и продвижению на рынок продуктов и услуг, в которых нуждаются клиенты банка.
С середины 80-х годов 20-века произошла глобальная реорганизация мировой банковской системы. Снижение доходности традиционных банковских операций, ужесточение конкуренции на мировом финансовом
рынке (как на межбанковском, так и на других, связанных с ним: страховом, инвестиционном, торговом), появление принципиально новых финансовых услуг (виртуальные банки, услуги дистанционного доступа), интеграция мирового экономического пространства - все это привело к необходимости пересмотра принципов управления коммерческими банками. Результатами этой реорганизации стало: снижение банками себестоимости своих продуктов и внедрение новых, более современных и рентабельных, которые с одной стороны, увеличивали количество источников доходов банков и их финансовую устойчивость, с другой стороны, направляло развитие банков в сторону универсализации, укрупнения, превращало их по существу в "супермаркеты финансовых услуг" с огромной сетью филиалов. Такого рода процессы, происходящие во внешней среде деятельности банков, требовали от их управленческого персонала четкого знания рынка, постоянного анализа действий клиентов и конкурентов, организации и проведения глубоких маркетинговых исследований, создания и продвижения на рынок новых банковских продуктов, открытия новых и слияния действующих филиалов, объединения с другими банками и финансовыми организациями и т.д.. Решение указанных управленческих задач, носящих стратегический характер, требует четкой организации системы маркетинга в банке.
Сегодня на повестку дня встает задача подробного изучения западного опыта организации банковских систем в таких странах, как Германия, США, Франция, Великобритания. Возникает потребность в анализе практических наработок в области банковского маркетинга многих крупных иностранных банков.
При создании данной работы автор опирался на широкий теоретический и практический материал. В частности были изучены труды многих зарубежных и отечественных ученых, специалистов по банковской деятельности, а также по управлению и банковскому маркетингу. Например, работы таких авторов, как: Ван Хорн Дж. К., Котлер ф., Мескон А., Поллард А., Уткин Э.А., Жуков Е.Ф., Кондратьев А.А., Колесников В.И., Левицкий Н.В., Перешивкин СВ. и др..
Были также проанализированы материалы, содержащиеся в периодических научных и научно-популярных изданиях, таких как The Banker, Banque et Enformatique, Le Monde, "Банковское дело", "Деньги", "Рынок ценных бумаг", "Финмаркет" и др.
Несмотря на обилие методической и научной литературы, практические вопросы построения отечественными банками современной системы финансового менеджмента и маркетинга остаются еще плохо изученными.
Банки являются одним из самых динамично развивающихся элементов финансовой системы в любой стране. В то же время, это достаточно консервативная сфера, веками сохраняющая свои традиции. Как показывает опыт, предоставление традиционных банковских услуг на основе применения современных технологий, способов и методов их реализации является наиболее эффективным и для кредитно-финансового учреждения, и для его клиентов.
Порой совершенно рядовые на вид банковские услуги таят в себе неожиданную современную «начинку», сулящую их пользователям немалые выгоды.
В процессе трансформации российской экономической системы в состояние развитых рыночных отношений одно из центральных мест занимает создание и развитие соответствующих финансовых институтов. Дело в том, что в развитых рыночных экономических системах принципиально изменились взгляды на роль и место банков на рынке финансовых услуг в силу расширения спектра их деятельности.
Успешное экономическое развитие государства невозможно без хорошо развитой банковской системы. На современное состояние банковской системы Российской Федерации оказывают влияние экономическая и политическая ситуации внутри страны и изменения, которые претерпевает мировая банковская система. Эти изменения являются следствием глубинных макроэкономических процессов в мировой экономике (интеграция, либерализация, резкий научно-технический подъем) и затрагивают все банки, независимо от уровня их развития.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение основных аспектов расширение ассортимента предоставляемых услуг в коммерческом банке.
Объектом работы является ОАО АКБ «Глобэкс».
Целью работы – является изучение теоретических и практических аспектов расширения ассортимента предоставляемых услуг в коммерческом банке.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты ассортимента услуг и основные направления его расширения в коммерческом банке;
- Провести анализ ассортимента услуг ОАО АКБ «ГЛОБЭКС»;
- Рассмотреть направления расширения ассортимента предоставляемых услуг в ОАО АКБ «ГЛОБЭКС».
Заключение
Несмотря на широкий выбор предоставляемых современными банками услуг, тем не менее, многие банки стремятся к его постоянному увеличению, объясняя свое стремление, прежде всего тем, что клиенты все ещё не видят в банке учреждения, способного удовлетворить все их финансовые требования, и обращаются в другие кредитно-финансовые институты с целью получения услуг по страхованию, ипотечному кредиту, деловым консультациям, обслуживанию туристических поездок и др.
Стратегия развития ассортимента услуг предполагает решение двух важнейших задач: оптимизации структуры ассортиментного набора оказываемых банком услуг с учетом текущей стадии жизненного цикла и разработка продуктов-новинок.
Исследование ассортимента осуществляется на основе изучения уровня сбыта каждой услуги, относительных показателей доли рынка, величины издержек и уровня рентабельности, относящихся к данной услуге. Структура продуктового ряда должна быть сбалансирована как с точки зрения уровня прибыльности, так и с точки зрения сочетания старых и новых услуг
Автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению этой задачи. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов воздействует на конкурентную позицию банков, являются сокращение издержек и повышение качества обслуживания.
Рост объёма банковских операций увеличивает документооборот, количество коммерческой и финансовой документации, находящейся в распоряжении банковских структур. Поэтому, для организации эффективной работы в условиях развития рыночных отношений и совершенствования банковского дела важно максимально компьютеризировать банковские операции по обслуживанию и внешнеэкономических, и внутриэкономических связей. А для этого необходимо создание специализированных программных продуктов, которые могут быть как собственными, так и других организаций, и передаваться как через свои, так и через чужие каналы доставки.
Используя передовые банковские технологии, поддерживая с клиентами отношения партнерства и доверия, создавая гибкие и индивидуальные схемы работы с клиентами, ОАО АКБ «Глобэкс» заботится о развитии бизнеса своих клиентов.
Стремясь к максимальной открытости, ОАО АКБ «Глобэкс» считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики:
- банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента.
- банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно исполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией.
- банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров.
- банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы.
- банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим.
- банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип разумного консерватизма.
- банк дорожит своими сотрудниками, создает условия, при которых каждый работающий в нем может полностью реализовать свои способности, проявляет заботу о своих ветеранах.
- банк чтит старые традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению.
- максимально полно обеспечивать потребности своих клиентов, предоставляя универсальный набор услуг по международным стандартам на территории всей страны и за ее пределами.
- проявлять гибкий подход к запросам корпоративной и частной клиентуры, а также государственных структур и организаций.
- выступать в роли надежного партнера при развитии бизнеса клиентов.
- содействовать реализации важных социально-экономических программ и направлению инвестиций в реальный сектор экономики.
Отличительной чертой функционирования современных автоматизированных банковских систем является необходимость обработки больших объемов данных в весьма сжатые сроки, что предъявляет требования к особой производительности систем управления базами данных и средств, обеспечивающих передачу данных.
Формирование российской банковской сферы продолжается и в настоящее время. Однако очевидно, что будущее банковской деятельности остается за информационными технологиями. В соответствии с естественными законами бытия выживает сильнейший. В современных экономических условиях выжить и остаться при этом на плаву суждено тем банкам и финансовым институтам, которые уже сейчас широко развивают и инвестируют в свою информационно-технологическую деятельность. Российская банковская система вливается в мировую, а борьба с западными конкурентами немыслима без опоры на современные информационные технологии высокого уровня.
|