Аннотация: |
Введение
Актуальность темы дипломного проекта не вызывает сомнений в силу того, что российская промышленность характеризуется крайне низкой конкурентоспособностью по сравнению с заграничными предприятиями, которая зависит от многих факторов, в том числе и от эффективности использования оборотных средств. В контексте рассмотрения вопроса о вступлении нашей страны в ВТО, вопросы конкурентоспособности приобретают особое значение. Именно поэтому изучение способов повышения эффективности использования оборотных средств приобретает обязательный характер, что отражается в достаточной разработанности данной темы в учебной литературе, выпускающейся в нашей стране.
Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала). Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции промышленное предприятие наряду с оборотными фондами располагает также фондами обращения, которые обслуживают сферу обращения и включают готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства находящиеся в кассе, на расчетных счетах в банках, а также в расчетах.
Оборотные средства предприятия используются для создания производственных запасов, заделов незавершенного, производственных запасов готовой продукции, а также средств в расчетах и остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и кассе предприятия.
Проблемы управления оборотными средствами предприятия привлекают большое внимание со стороны финансовой науки. Это связано с теми процессами, происходящими в российской экономике, развитием не только многообразием форм собственности, но и разнообразием хозяйственного поведения собственников.
В рыночных условиях определение потребности в оборотных средствах становится первейшей задачей как владельцев капитала, так и менеджеров предприятия. И как завышение потребности в оборотном капитале, так и занижение такового одинаково вредно. При завышении потребности предприятие уплачивает дополнительные налоги на имущество и проценты, недостаток оборотных средств отрицательно сказывается на процесс производства и реализации продукции, предприятие терпит убытки и снижается его финансовая устойчивость.
Анализ эффективности использования оборотного капитала предприятия производится значительным числом хозяйствующих субъектов. Однако, финансовая служба, использует стандартный набор показателей, рекомендованный Министерством экономики РФ, Госкомстатом России , в то время, как финансовая наука располагает достаточно широким выбором методик анализа эффективности использования оборотных средств.
Предмет дипломной работы – оборотные средства и их роль в управлении запасами.
Объект дипломной работы – ОАО «ТЕХПРОЕКТ»
Цель дипломного проекта заключается в процессе изучения состава и структуры оборотных средств на предприятии ОАО «ТЕХПРОЕКТ» и в разработке рекомендаций по улучшению эффективности использования оборотных средств.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучение теоретических основ управления оборотными средствами организации;
2. Изучение финансово- экономических показателей организации;
3. Анализ динамики и структуры оборотных средств ОАО «ТЕХПРОЕКТ»;
4. Анализ эффективности использования оборотных средств ОАО «ТЕХПРОЕКТ»;
5. Оценка источников финансирования оборотных средств ОАО «ТЕХПРОЕКТ»;
6. Проведение анализа оборачиваемости оборотных средств предприятия;
7. Рассмотрение основных направлений повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.
Методологической основой для написания работы послужили нормативно-законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и использования оборотных активов, а также работы и статьи отечественных ученых-экономистов: Ковалева В.В., Стояновой Е.С., Поляка Г.Б., Шуляка П.Н и других.
Основными источниками информации в качестве практических материалов послужили организационно- распорядительные документы, учетные и машинные регистры, бухгалтерская отчетность ОАО «ТЕХПРОЕКТ» 2002- 2005 годы.
В соответствии с поставленными задачами структура работы сложилась из введения, трех глав и заключения.
Заключение
В процессе управления финансовым обеспечением производственной деятельности большое значение имеет эффективность использования оборотного капитала, так как оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса.
Эффективность использования оборотных средств определяется рядом факторов: объемом и составом текущих активов, их ликвидностью, оборачиваемостью и другими взаимосвязанными факторами.
Проанализировав основные технико-экономические показатели ОАО «ТЕХПРОЕКТ» можно сделать следующие выводы:
1. В 2006 г. происходит спад производства и реализации продукции, а в 2007 г. намечается некоторый его рост. За 2006 г. объем производства упал на 31,34%,а объем реализации – на 24,35%, в 2007 г. объем производства возрос на 30,83%, а объем реализации – на 23,78%. Таким образом, темпы роста производства значительно опережают темпы реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия ОАО «ТЕХПРОЕКТ».
2. На протяжении анализируемого периода наблюдается увеличение основных средств: в 2006 г. произошло увеличение в общем объеме основных средств на 3037 тыс.руб. или 8,9% за счет их приобретения и обновления зданий на 1629 тыс.руб. и рабочих и силовых машин и оборудования на 1021 тыс.руб., а в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом произошло незначительное увеличение в общем объеме основных средств на 1409 тыс.руб. или 3,8% .
3. По отношению к 2005 г. в 2006 г. предприятие постепенно развивалось, имела небольшой темпа пророста, в 2006 г. выручка от реализации выросла на 61%, что показывает, что предприятие имеет средний объем продаж, за этот период также выросла себестоимость, что составило 49%, но однако темпы прироста ее значительно ниже темпов прироста выручки от реализации что привело к рентабельности продаж и следовательно увеличению прибыли от 3210тыс.руб. до 11957тыс.руб в 2006 г., но по отношению к 2006 г. в 2007 г. развитие предприятие прекратилось и начался его спад, что отразилось на следующих показателях: выручка от реализации уменьшается по сравнению с предыдущим годом на 4%, следовательно и произошло увеличение себестоимости и составило 2007 г. –11%, что привело к снижению прибыли и образованию убытков с 11957тыс.руб прибыли в 2006 г. до – 847тыс.руб. убытков в сумме в 2007 г., но чистая прибыль увеличилась за счет внереализационных доходов и составила в 2007 г. 6034тыс.руб.
4. За анализируемый период у предприятия реальная возможность утраты платежеспособности: в 2006 г. коэффициент утраты платежеспособности увеличился на 0,022 пункта, главными причинами являются наличие дебиторской задолженности, особенно неоправданной задолженности, накопление избыточных производственных и товарных запасов, низкая эффективность хозяйственной деятельности и замедления оборачиваемости оборотных средств.
5. Значительную долю в источниках формирования капитала занимают заемные средства, хотя идет некоторое снижение заемного капитал и увеличение собственного, так по сравнению с 2005г. в 2006г. собственный капитал увеличился на 1,3%, а в 2007г. по сравнению с 2006г. – 11,4%.
6. в процессе анализируемого периода в связи с замедлением оборачиваемости оборотного капитала в 2007 г. на 23 дня дополнительно было привлечено в оборот капитала на сумму 6236,3 тыс.руб. если бы капитал оборачивался в 2007 году не за 151 день, а за 127 дней, то для обеспечения фактической выручки в размере 95103 тыс.руб. потребовалось бы в 2007 г. иметь в обороте не 39216 тыс.руб. оборотного капитала, а 32979,7 тыс.руб, то есть на 6236,3 тыс.руб. меньше.
7. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение запасов: в 2006 г. запасы увеличились на 172 тыс.руб. ,а в 2007 г. увеличились на 1527 тыс.руб. Удельный вес запасов в общей сумме оборотных средств в 2006 г. составляли 34,61%, что значительно меньше и по сравнению с 2005 г. в котором они составляли 43,94%, а в 2007 г. запасы составили 38,35% следовательно произошло увеличение на 3,74%.
8. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2006 г. увеличился на 3,92, что свидетельствует о сокращении продаж в кредит, а в 2007г. наоборот, происходит снижение на 2,93, что свидетельствует об увеличении объема предоставление кредита. Период погашения дебиторской задолженности в 2006 году уменьшается на 18,10 дней, а в 2007 г. увеличивается на 12,03 дней, что свидетельствует о повышении риска непогашения дебиторской задолженности.
9. При проведении анализа эффективности использования оборотных средств доходность капитала за 2006 г. повысилась в целом на 14,13% , в том числе за счет роста рентабельности на 25,83%, и из-за замедления оборачиваемости оборотного капитала его доходность снизилась на 11,7%. В 2007 г. доходность капитала повысилась в целом на 31,8%, в том числе из-за роста рентабельности продаж 29,16%, и из-за ускорения оборачиваемости оборотного капитала – на 2,64.
На основе данных проведенного анализа рекомендованы следующие мероприятия по эффективному управлению оборотными активами в ОАО «ТЕХПРОЕКТ» на основании двух подходах:
1)сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2)сравнение и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Исходя из этого предложены:
1. В целях повышения эффективности производства за счет улучшения использования оборотных средств, т.е. увеличение объема реализованной продукции при неизменной стоимости оборотных средств, либо сокращение величины оборотных средств при неизменном объеме реализованной продукции. В этом случае длительность одного оборота может быть уменьшена за счет сокращения производственных запасов, длительности производственного цикла и времени доставки готовой продукции. Если в ОАО «ТЕХПРОЕКТ» увеличить объем выручки от реализации продукции на 12%, которая приведет к сокращению длительности оборота с 140 до 122 дней, т.е. на 18 дней.
2. Снизить норму производственных запасов благодаря совершенствованию их расхода, замена дефицитного сырья более дешевым, использованию отходов производства, повышению качества используемого материала, увеличению скорости доставки материалов, уменьшению времени на погрузочно-разгрузочные работы, применению тары многократного пользования, унификации деталей и узлов, сокращению номенклатуры запасных частей и т.д. Организационно-технические мероприятия способствуют сокращению среднесуточного расхода материальных ценностей и интервала между поставками, следовательно, и потребности в оборотных средствах.
3. В целях бухгалтерского учета целесообразнее использовать метод ЛИФО, что позволит уменьшить статью баланса по материальным ценностям: запасам, сырью, готовой продукции, за счет списания более поздних закупок, которые были приобретены подороже первых по времени закупок.
4. В целях избежания роста дебиторской задолженности предложить комплекс мероприятия по управлению дебиторской задолженностью в условиях ОАО «ТЕХПРОЕКТ»:
а) определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок.
б) определение гарантий предоставления кредита. Самый простой способ продажи товаров – это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи.
в) определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
г) определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (не оплаты) товара.
д) определение политики сбора дебиторской задолженности, которой может быть предусмотрено за определенную плату передача права на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности, либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов.
5. В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:
-оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
-предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
-планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
-для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления. Предприятию необходимо повысить качество управления дебиторскими счетами. ОАО «ТЕХПРОЕКТ» должно разработать и установить норматив дебиторской задолженности, исходя из которого, будет определяться нормативная дебиторская задолженность на первое число отчетного периода. Такой норматив может быть представлен в качестве удельного веса дебиторской задолженности и выручки от реализации за отчетный период;
Приостановить опережающий рост запасов;
Ускорить оборачиваемости оборотных средств, что является первоочередной задачей предприятий в современных условиях;
Решить вопрос о первоочередном погашении кредиторской задолженности перед бюджетом.
Таким образом, при осуществлении мероприятий, описанных выше, и увеличением текущих объемов продаж и нормы рентабельности, можно говорить о повышении финансовой устойчивости предприятия и сохранении его прибыльности, что, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
|