Аннотация: |
Введение
Актуальность исследования. Проблема определения статуса главы муниципального образования - одна из наиболее важных и актуальных в системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации установила, что «местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) в п. 2 ст. 34 предусматривает, что «наличие в структуре органов местного самоуправления... главы муниципального образования ... является обязательным...». Успешность проводимой в настоящее время в России муниципальной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, в частности, главы муниципального образования, являющегося в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.
В связи с вышеизложенным, необходимым и актуальным представляется проведение комплексного научного исследования правового статуса главы муниципального образования с целью выявления тенденций развития данного института, определения комплекса проблем правового статуса данного должностного лица местного самоуправления и формирования на этой основе предложений по изменению и совершенствованию как федерального и регионального законодательства, так и муниципальных нормативно-правовых актов.
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 г. весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Однако практика применения данного Федерального закона выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало насущную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
В 2002 г. Президентом РФ была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, в связи имеющихся проблем.
Четкое определение правового статуса главы муниципального образования является достаточно серьезной проблемой как в теоретических спорах ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и на практике муниципального строительства.
Объектом исследования данной работы являются правовые отношения в области регулирования статуса главы муниципального образования.
Предмет исследования. Комплекс нормативно – правовых актов, регулирующих статус главы муниципального образования.
Цель дипломного исследования состоит в системно- правовом исследовании конституционно – правового статуса главы муниципального образования.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятия «статус главы муниципального образования»;
- изучить порядок реализации статуса главы муниципального образования;
- определить порядок регулирования ответственности главы муниципального образования.
Научная и практическая новизна дипломной работы состоит в том, анализ проводится с позиций новейшего законодательство, эффективность которого можно в некоторой степени прогнозировать, опираясь на предшествующий опыт.
В качестве научных источников выступили работы российских исследователей истории местного самоуправления , таких как: Абрамов В. Ф , Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. , Глухов А. В. , Глушаченко С. Б. , Емельянов Н.А. , Ефремова Н.Н. , Лаптева Л.Е. , Пирумова Н. М. , Пушкарев С . Шумилов М.М. , Шлемин П. И., Фадеев В. И. , Чичерова И. А .
Методологической основой работы являются диалектический метод научного познания; к анализу юридической базы изучаемого предмета применялись системный и формально - логический методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы:
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была факультативной, могла вводиться в структуру органов местного самоуправления, а могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. Авторитетный руководитель муниципального образования, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.
Основными полномочиями главы муниципального образования являются:
1) представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывание и обнародование в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;
3) издание в пределах своих полномочий правовых актов;
4) право требования созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.
Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты - в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.
Также глава муниципального образования несет ответственность, как перед населением, так и перед государством.
Таким образом, от правильного понимания выборным должностным лицом своих функций зависит его работа, его деятельность тесно связана с ними. Но и от законодателей необходимо требовать правового понимания этого понятия и включения их в нормативную базу, регламентирующих деятельность глав муниципальных образований. От полноты функций, включаемых в законы, зависит эффективность работы непосредственных исполнителей воли избирателей.
Статус главы муниципального образования как субъекта ответственности необходимо характеризовать с позиций того, что:
1) глава муниципального образования выступает как субъект, непосредственным образом реализующий определенные властные полномочия. Это соответствует характеристике местного самоуправления как определенного политико-правового института;
2) действующее законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты местного самоуправления определяют общий правовой статус и место органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в процессе осуществления местного самоуправления;
3) основанием юридической ответственности выступает правонарушение. В этой связи отраслевое законодательство выделяет существенные признаки, которые позволяют квалифицировать того или иного субъекта в качестве субъекта конкретного вида юридической ответственности. |