Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Ставки ввозных (импортных) пошлин могут варьироваться в зависимости от страны происхождения товара с учетом системы преференций. Страной происхождения товара считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, предусмотренными Таможенным кодексом РФ (п. 1 ст. 30 ТК РФ) .
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений зависит от страны происхождения товаров (ст. 29 ТК РФ). Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.
Документами, подтверждающими происхождение товара из данной страны, являются (п. 2 ст. 34 ТК РФ):
1) декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме и позволяющая достоверно определить страну происхождения товара (п. 1 ст. 35 ТК РФ).
В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Они должны содержать заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров;
2) сертификат о происхождении товаров (ст. 36 ТК РФ).
Это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Порядок применения сертификатов устанавливается Правительством РФ. Сертификат (его официально заверенный дубликат) представляется в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении импорта. При наличии сомнений в подлинности сертификата таможенный орган вправе обратиться как к декларанту, так и к компетентным органам страны выдачи сертификата с требованием представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в условиях преодоления кризиса российской экономики, безусловно, способствует оздоровлению народного хозяйства, становится ведущим фактором экономического роста. Объективной необходимостью является более полная реализация преимуществ внешнеэкономических связей. Тенденции расширения в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Получение, использование и распределение созданных материальных благ требует обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом.
Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью, говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть немало подтверждений тому, что несмотря на относительно успешный рост мировой экономики в целом международная торговля, базирующаяся на международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами.
К такой категории как международная торговля относятся следующие образующие понятия: экспортно-импортные и реэкспортные операции между отдельными странами и субъектами международного разделения труда. Юридически взаимоотношения между покупателями и продавцами, которыми могут являться не только отдельные государства и правительства, но также и юридические и физические субъекты, как правило, оформляются договором купли-продажи, специфического вида, получившим в международной практике название контракта (внешнеторгового договора).
Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле .
По теме внешнеэкономической деятельности опубликовано немало книг, монографий и диссертаций, среди которых следует отметить работы Л. Абалкина, Ю. Алексеева, А. Алисова, Г. Анисимовой, С. Борисовой, Л. Вардомского, Н. Глазырина, С. Глазьева, А. Гранберга, И. Доронина, Э. Кочетова, Л. Максимовой, П. Максимова, Т. Морозовой, А. Некипелова, Н. Некрасова, В. Оболенского, В. Орешкина, М. Сарафанова, С. Ситаряна, Е. Строева, И. Фаминского, Г. Шагалова и других.
Цель дипломной работы состоит в выявлении места и роли страны происхождения товара в механизме управления внешнеэкономической деятельностью.
Исходя из этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы страны происхождения товара, основные нормативно-правовые аспекты;
- охарактеризовать особенности страны происхождения товара и ее нормативно-правового регулирования;
- выявить особенности и специфику механизма страны происхождения товара;
- раскрыть понятие и содержание документооборота и оформления страны происхождения товара, а также его форму и содержание;
- рассмотреть особенности исполнения и ответственность по оформлению документов.
Объектом дипломной работы является механизм и принципы страны происхождения товара. Предмет работы – товар и страна происхождения товара.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике управления ВЭД, директивные и законодательно-нормативные документы. В работе использованы диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, системного подхода к рассмотрению объекта исследования. Применялись также методы экономического, финансового, статистического анализа внешнеэкономической деятельности методы экспертной оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы:
Договор купли-продажи играет важную, даже можно сказать, одну из основных ролей в международном коммерческом обороте. Путем его заключения и исполнения осуществляется большая часть внешнеторгового обмена России. Исполнение этого договора предопределяет необходимость заключения ряда других договоров, в частности перевозки и страхования, а также на выполнение работ и оказание возмездных услуг.
Такая роль договора обусловливает серьезное внимание к его правовому регулированию, призванному содействовать развитию международной торговли. Между тем существуют многочисленные различия в национальных правовых нормах, применимых к этому договору, что неизбежно вызывает трудности при формулировании его условий и определении последствий их нарушения. По этой причине были предприняты усилия в области международной унификации правового регулирования договора купли-продажи, приведшие к значительным результатам. Однако успехи международной унификации не в полной мере устранили необходимость использования норм национального права. Поэтому в теоретическом и практическом плане актуально выяснение как порядка и сферы применения унифицированных норм и норм внутригосударственного законодательства, регулирующих отношения по договору купли-продажи в международном коммерческом обороте, так и практики их применения. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России привела к существенному расширению круга российских участников международного коммерческого оборота и уже накоплен немалый опыт их деятельности, нашедший отражение в практике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и государственных арбитражных судов РФ.
Правовое регулирование договора купли-продажи с участием российских субъектов права в последние годы существенно изменилось. Эти изменения не только отразились на содержании конкретных норм, но и серьезно скорректировали принципы, очередность и порядок их применения.
Изучение показывает, что для успешного ведения современной международной торговли особую значимость приобретают не только глубокие знания специфики ее правового регулирования, но и умение грамотно использовать существующие правовые средства для решения основной задачи в сфере международной торговли - повышения экономической эффективности международных коммерческих операций, которая в конечном итоге и определяет степень заинтересованности субъектов внешнеторговой деятельности в выходе на мировой рынок.
В работах российских ученых-цивилистов (М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинского, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.Ф. Яковлева, B.C. Якушева и других) справедливо указывается, что основным регулятором отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве, в том числе в сфере внешней торговли, является гражданское право. Вместе с тем для обеспечения государственных и общественных интересов здесь весьма широко применяются нормы публичных отраслей законодательства (налогового, таможенного, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.). Однако вследствие своего идеального содержания гражданско-правовые (частноправовые) и публично-правовые нормы не способны сами по себе обеспечить возникновение реального результата внешнеторговой деятельности. В качестве необходимого звена между нормой и результатом выступают действия.
Практические усилия субъектов внешнеторговой деятельности по достижению собственных целей. Основанные на нормах законодательства юридико-организующие действия субъектов международной торговли по достижению собственных целей приобретают значение правовых средств (Б.И. Пугииский).
Изучение показывает, что основным гражданско-правовым средством, применяемым во внешнеторговой деятельности является внешнеторговый договор. Однако анализ законодательства и практики, накопленной за последнее десятилетие, позволяет сделать вывод об .имеющихся недостатках как в законодательном регулировании внешнеторговых договоров, так и в практике их применения.
Под внешнеторговым договором предлагается понимать соглашение, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю), находящейся на территории иного государства, определенное имущество (товар), а покупатель обязуется при пять это имущество (товар) и у платить за него определенную денежную сумму (цену).
Обосновывается вывод о том, что внешнеторговый договор представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, который является двусторонней, возмезднои, консенсуалыюй сделкой и относится к типу договоров па передачу имущества.. Исходя из экономической природы торговых отношений делается вывод о том, что к внешнеторговым договорам следует относить только 1) реализационные tutu собственно торговые договоры, опосредующие отношения по возмезднои реализации товара от продавца к потребителю при прямом методе международной торговли и 2) посреднические договоры, содержанием которых является совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника внешторгового оборота, заключаемые при косвенном методе международной торговли. Что касается соглашений между субъектами, находящимися в разных государствах, по поводу выполнения работ, оказания услуг и т.п., то они должны признаваться внешнеэкономическими.
Обосновывается мнение о том, что публично-правовые нормы следует рассматривать как одно из оснований формирования содержания внешнеторгового договора, а не как договорные условия. На основании изучения делается вывод, что в условиях рыночном экономики публично-правовое регулирование внешнеторговой деятельности следует рассматривать в двух аспектах. По отношению к одной части вопросов внешнеторговой деятельности публично-правовое регулирование носит изолированный характер и применяется вне всякой зависимости от частноправового регулирования внешнеторговой деятельности. Другая часть вопросов внешнеторговой деятельности является сферой совместного применения публично-правовых и частноправовых норм и при уяснении правового регулирования таких вопросов следует исходить из необходимости системного применения соответствующих публично-правовых и частноправовых норм с учетом их соотношения в каждом конкретном случае.
Обосновывается вывод о том, что внешнеторговый договор может использоваться в качестве эффективного правового средства решения коммерческих задач за счет выбора формы и вида договора, а также путем конструирования (выработки) инициативных условий договора только в следующих вопросах (областях) внешнеторговой деятельности:
- которые являются сферой изолированного применения частноправовых норм либо сферой совместного применения частноправовых и публично-правовых норм;
- в которых применение частноправовых и публично-правовых норм имеет взаимосвязь с содержанием договора;
-при регулировании которых влияние частноправовых и публично-правовых норм на усмотрение сторон по выбору формы, вида договора и выработке его условий носит характер косвенного ограничения.
На основании изучения и анализа законодательства обосновывается вывод о том, что действующие публично-правовые нормы, имеющие взаимосвязь с содержанием внешнеторгового договора, в большинстве своем не содержат прямых предписаний, ограничений, запретов по выбору формы, вида и условий внешнеторгового договора, оказывая, таким образом, косвенное влияние на инициативу сторон по определению содержания внешнеторгового договора. Данное обстоятельство позволяет субъектам использовать внешнеторговый договор в качестве правового средства в сфере публично-правовых отношений для решения задач повышения экономической эффективности внешней торговли. |