Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В целях выполнения отдельных публичных государственно-властных полномочий Банк России осуществляет управление банковской системой, в том числе путем реализации функций органа банковского регулирования и надзора . Одним из эффективных инструментов, способствующих достижению целей обязательного страхования вкладов физических лиц, выступает банковское регулирование и надзор за деятельностью банков, осуществляемые Банком России в области обязательного страхования вкладов. Преследуя аналогичные экономические и социальные цели, а именно цели поддержания и укрепления финансовой устойчивости банковской системы, обеспечения максимальной защиты прав и законных интересов вкладчиков, банковский надзор позволяет усилить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов и укрепить к ней доверие со стороны вкладчиков и банковского сообщества.
Поскольку участие банков в российской системе страхования вкладов основано на принципе обязательности, включая обязанность соблюдения банками-участниками системы установленных законом требований к участию в системе на протяжении всего периода нахождения банка в системе, исследование проблематики совершенствования банковского регулирования и надзора в области обязательного страхования вкладов обладает особой актуальностью.
В настоящее время проблемы функционирования системы обязательного страхования вкладов требуют дальнейшего углубленного исследования в целях совершенствования их нормативного правового регулирования. Особой значимостью обладают проблемы банковского надзора, в том числе механизма включения банков в систему страхования вкладов, участия в ней банков, выработки оптимальных процедур, связанных с деятельностью участников обязательного страхования вкладов физических лиц.
В связи с тем, что обязательное страхование банковских вкладов физических лиц является новым для российского права институтом, созданным в соответствии с принятым в 2003 г. специальным Законом о страховании вкладов, степень научной изученности данной темы недостаточна.
Единственным комплексным научным исследованием основ создания и введения российской системы обязательного страхования вкладов является исследование А.В. Турбанова .
Теоретической основой настоящего научного исследования являются работы ведущих правоведов общей теории права, конституционного, финансового, гражданского права, теории страхового права, налогового права: С.С. Алексеева, М.В. Баглай, К.С. Бельского, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.Н. Габричидзе, В.И. Гойман-Червонюка, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Г.В. Петровой, В.И. Серебровского, Н.И. Химичевой и др.
Теоретические вопросы банковского права и правовые аспекты обязательного страхования банковских вкладов рассматривали такие авторы, как: М.М. Агарков, Д.Г. Алексеева, В.П. Барчуков, А.Н. Борисов, А.Г. Братко, А.Ю. Викулин, Н.Ю. Ерпылева, Л.Г. Ефимова, С.В. Пыхтин, В.В. Сергеев, А.А. Тедеев, Г.А. Тосунян, А.В. Турбанов, Е.Е. Уксусова, Е.Г. Хоменко и др.
Проблемы, касающиеся правового статуса Банка России и осуществления им функций банковского регулирования и надзора, исследовались такими правоведами, как: А.Г. Братко, Я.А. Гейвандов, С.А. Голубев, А.Г. Гузнов, М.В. Максимов, В.М.Столяренко, Е.А. Павлодский, Е.Н. Пастушенко, Л.Т. Казакбиева и др..
Экономические аспекты создания и функционирования системы страхования вкладов исследовались рядом экономистов. Отдельные вопросы системы страхования вкладов, например, механизма финансирования фонда обязательного страхования вкладов, управления моральным риском, экономического моделирования финансовой устойчивости банков, рассматривались с экономической точки зрения П.А. Медведевым, В.А. Мирошниковым, Л.В. Тищенко, А.В. Тен.
Целью дипломной работы является комплексное исследование финансово-правового регулирования института обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и выработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей его функционирование.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть экономико-правовые предпосылки и цели введения обязательного страхования вкладов в условиях российской экономики;
- раскрыть источники правового регулирования обязательного страхования вкладов и осуществить их развернутую классификацию, а также провести сравнительный анализ нормативного правового регулирования, существовавшего до принятия специального Закона о страховании вкладов, и произошедших изменений в нормативном правовом регулировании после его принятия;
- определить правовую природу актов Агентства по страхованию вкладов;
- определить институциональную и финансово-правовую природу обязательного страхования вкладов и его место в финансовом праве;
- сформулировать научные определения и обосновать использование терминов и понятий, применяемых для характеристики системы обязательного страхования вкладов;
- раскрыть основные элементы общей и особенной частей института обязательного страхования вкладов;
- исследовать особенности правового положения основных участников системы страхования вкладов, а именно вкладчиков, банков, Агентства по страхованию вкладов и Банка России, а также основных направлений взаимодействия Банка России и Агентства по страхованию вкладов;
- исследовать правовую природу и характерные особенности банковского регулирования и надзора Банка России за деятельностью банков в области обязательного страхования вкладов на этапе вступления в систему обязательного страхования вкладов, а также за деятельностью банков-участников системы;
- представить обоснованные предложения по совершенствованию существующего правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обязательного страхования вкладов и касающихся банковского регулирования и надзора в данной сфере.
Объектом дипломной работы является совокупность общественных отношений, возникающих в области обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Предметом дипломной работы являются финансово-правовые нормы, регулирующие обязательное страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучный диалектический метод познания, методы системного анализа, индукции и дедукции, сравнительно-правовой и логический подходы к изучению материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования получены следующие выводы:
1. Институциональная природа обязательного страхования вкладов выражается, в том числе, в наличии внутренней структурной организации института страхования вкладов, состоящего из общей и особенной частей. По мнению автора, общая часть института обязательного страхования вкладов содержит положения наиболее общего характера, такие как: понятийный аппарат, принципы института финансового права, источники нормативного правового регулирования, предмет регулирования. К особенной части отнесено финансово-правовое регулирование механизма выплаты возмещения по банковским вкладам физическим лицам и отношений, складывающихся при осуществлении банковского надзора в области обязательного страхования вкладов.
2. На основе проведенного исследования сформулировано определение обязательного страхования вкладов как института финансового права и установлено его место в финансовом праве. Обязательное страхование вкладов – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих публичные имущественные властеотношения, возникающие в области обязательного страхования банковских вкладов физических лиц по поводу аккумулирования, использования и распределения денежных средств фонда страхования вкладов. Данный институт следует рассматривать в общей связи с совокупностью финансово-правовых норм, регулирующих отношения в банковской сфере, носящие публичный характер.
3. В связи с отсутствием законодательного определения системы страхования вкладов автором с учетом системного характера отношений, обязательности участия банков в системе, особенностей объекта страхования, специфики страховых случаев сформулировано определение системы обязательного страхования вкладов. Система обязательного страхования вкладов физических лиц – это совокупность правовых, финансовых, организационных и информационных мероприятий государства и иных субъектов, направленных на обеспечение осуществления выплат возмещения по вкладам, размещенным на основании договора банковского счета или банковского вклада физическими лицами – вкладчиками, в банках, расположенных на территории Российской Федерации, при наступлении страхового случая за счет средств фонда страхования вкладов в целях обеспечения защиты прав и законных интересов вкладчиков, укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему.
4. Структура системы обязательного страхования вкладов состоит из общих положений и особенной части. К общим положениям системы обязательного страхования вкладов автором отнесены: понятия, цели, принципы, функции данной системы, объект страхования, участники системы, страховые случаи, правовой статус фонда страхования вкладов. В особенную часть включены механизм выплат страхового возмещения вкладчикам банков при наступлении страховых случаев и особенности банковского надзора Банка России в данной области. В общей части системы страхования вкладов автор впервые выделил и определил функции системы страхования вкладов как основные направления деятельности, выполняемые системой страхования вкладов. К функциям системы страхования вкладов отнесены: защитная (охранительная), накопительная и информационная.
5. Особой актуальностью обладает вопрос о статусе актов Агентства по страхованию вкладов, поскольку он не определен в Законе о страховании вкладов. Представляется, что акты Агентства по страхованию вкладов являются нормативными правовыми актами, так как они регламентируют отношения в области страхования вкладов с участием неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение. В целях устранения законодательной неопределенности правовой природы актов, издаваемых Агентством по страхованию вкладов, автором предлагается прямое закрепление в Законе о страховании вкладов полномочий Агентства по страхованию вкладов по изданию нормативных правовых актов, а также порядка их принятия и опубликования. Наделение Агентства по страхованию вкладов полномочиями по изданию нормативных правовых актов предполагает признание Агентства по страхованию вкладов органом, осуществляющим отдельные государственно-властные полномочия, и включение его в банковскую систему.
6. Банковский надзор в системе страхования вкладов состоит из двух элементов: надзора на этапе вступления банков в систему при ее создании и надзора за банками-участниками системы страхования вкладов, специфическими чертами которого являются: осуществление Банком России, а не Агентством по страхованию вкладов, наличие критериев участия банков, многоэтапные процедуры отбора банков и др. Особой значимостью обладает банковский надзор за банками-участниками системы страхования вкладов, осуществляемый в форме мониторинга их деятельности. По результатам проведенного анализа автором представлено следующее определение мониторинга. Мониторинг – это постоянно и непрерывно осуществляемая деятельность территориальных учреждений Банка России по оценке соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов банков-участников на основании данных отчетности, материалов инспекционных проверок и иной достоверной, документально подтвержденной информации о деятельности банков.
7. По мнению автора, представляется целесообразным распространить процедуры административной юстиции (обжалования) на заключения Комитета банковского надзора Банка России о несоответствии банка-участника системы страхования вкладов требованиям к участию в системе и законодательно закрепить право банка-участника системы обжаловать указанное решение Председателю Банка России. В настоящее время, ограничивая права банков на обжалование указанных решений в административном порядке, указанная процедура обжалования банком-участником данного заключения законодательством не предусмотрена.
8. В целях совершенствования процедур банковского надзора в области обязательного страхования вкладов представляется необходимым ввести следующий механизм. Период времени, в течение которого банк-участник допускал нарушения требований к участию, влекущие негативные последствия в виде признания его несоответствующим требованиям к участию, следует увеличить с трех месяцев подряд до шести месяцев подряд. При этом в случае, если банк не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов в течение трех месяцев подряд, в отношении него Агентство по страхованию вкладов вправе ввести повышенную ставку страхового взноса размером до 0,3 % расчетной базы (в настоящее время 0,13 %), которая будет уплачиваться банком с момента выявления таких нарушений сроком до шести месяцев.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" является частью целой серии законодательных актов, направленных на структурирование всей законодательной базы в области финансов, а также улучшение и повышение эффективности работы всей этой сложной системы. Если данный законопроект будет одобрен Федеральным Советом и получит подпись Президента РФ, то это облегчит положение банков, имеющих сейчас определенные внутренние трудности. Подобный закон поможет банкам выиграть некоторое время до признания их банкротами и, возможно, спасет от разорения их владельцев. Так же, если законопроект станет законом, это должно будет еще более укрепить положение вкладчиков, если в отношении их банка наступит страховой случай. Конечно, говорить о том, что подобный закон сможет реально поднять уровень доверия граждан к банковской системе, не приходится, особенно, учитывая общее положение вещей и зная, какой процент населения действительно следит за изменениями в законодательной базе. Относительно вкладчиков подобный закон сможет повлиять лишь на тех, кто непосредственно столкнется с проблемой получения выплат по наследству при наступлении страхового случая, или же коснется адвокатов, нотариусов, чьи счета не будут застрахованы. В остальном же он направлен на то, чтобы ликвидировать прорехи, некоторые шероховатости и неточности действующего Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в соответствии с остальной законодательной базой Российской Федерации.
|