Аннотация: |
Введение
Система негосударственного пенсионного обеспечения - это составляющая часть системы накопительного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения участниками негосударственного пенсионного обеспечения дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. На содержание пенсионной системы страны, включая собственно выплаты всех видов пенсий, ежегодно расходуется около 5,4% валового внутреннего продукта. Тем не менее, доходы пенсионеров хронически отстают от постоянно растущего уровня цен. и основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.
Переход Российской Федерации к рыночному хозяйствованию и проводимые реформы не всегда сопровождались соответственным изменением социальной политики вообще и пенсионного обеспечения в частности. Перераспределение ранее планируемых товарно-денежных потоков, экономическая несостоятельность некоторых отраслей и отдельных регионов поставили действующую пенсионную систему перед реальной угрозой банкротства. Отсутствие действенных экономических рычагов и механизмов воздействия на объекты и субъекты экономических отношений, снижение налоговой дисциплины привели к фактической финансовой несостоятельности распределительной пенсионной системы, которая основывалась на солидарности поколений, территорий и отраслей народного хозяйства.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), система негосударственного пенсионного обеспечения стали неотъемлемой частью социального обеспечения Российской Федерации.
Пенсионная система России постепенно модернизируется. Внедрена и совершенствуется новая модель государственного пенсионного обеспечения и страхования, развивается рынок дополнительных добровольных пенсионных услуг.
За прошедшие пятнадцать лет, проделана огромная работа по построению института негосударственного пенсионного фондов, созданы правовые и организационные основы НПФ, однако, еще рано говорить о завершении реформы в данном направлении, поскольку, работа продолжается, и остановиться сейчас, значит поставить под угрозу достигнутые результаты.
С момента принятия Закона «О негосударственных пенсионных фондах» в 1998 году в закон уже неоднократно вносились изменения и дополнения, последние - Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" . Готовятся еще ряд изменений и дополнений, а также специальные законодательные акты об НПФ. Представляется актуальным рассмотрение правового статуса НПФ с учетом новых норм.
Несмотря на то, что отдельные вопросы деятельности НПФ достаточно детально исследованы в юридической литературе, в целом, теоретические и практические исследования не поспевают за стремительно меняющимся законодательством о НПФ, а поэтому нельзя выделить труды, посвященные деятельности НПФ учетом всех современных изменений и дополнений.
В данной дипломной работе исследованы теоретические проблемы и практика правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области деятельности негосударственных пенсионных фондов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные финансовой и статистической отчетности, публикации в экономической периодической печати, доклады и выступления на конференциях и семинарах.
При теоретическом изучении и обработке фактического материала использовались и применялись общенаучные методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение и обобщение. Использовались также статистические, экономико-математические и вероятностные методы.
Предметом данной работы является исследование теоретических проблем и практики регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ.
Объектом работы является негосударственные пенсионные фонды РФ.
Цель работы – изучить теоретические аспекты регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов РФ и исследовать проблемы и перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и основные черты негосударственных пенсионных фондов
Проанализировать законодательную базу и особенности работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации
Рассмотреть место негосударственных пенсионных фондов в общей системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Заключение
В национальных системах социальной защиты населения важная роль принадлежит негосударственному пенсионному обеспечению, которое призвано служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Организующая роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ), функционирование которых в нашей стране, хотя имеет и непродолжительный период (всего 12 лет), однако уже продемонстрировало их значительный потенциал для социальной защиты населения.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Согласно российскому законодательству, НПФ осуществляют три вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
По состоянию на 01.10.2007г. в России работают 298 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышают 307 691,804 млн. рублей. Общее число участников НПФ - 6,1 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 790 тыс. человек. 113 негосударственных пенсионных фондов участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления превысили 9 086 млн. рублей. Количество застрахованных лиц - более 902 тысяч человек.
Государственное регулирование и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет Уполномоченный Федеральный Орган (УФО) - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Более 50 нормативных правовых актов регламентируют все существенные аспекты деятельности пенсионных фондов.
НПФ на регулярной основе предоставляют в ФСФР России специальную, финансовую и бухгалтерскую отчетность. УФО вправе проводить проверки фондов, запрашивать дополнительную информацию, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии.
Законодательство определяет виды операций и перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений НПФ, нормативы и предельные доли отдельных классов активов в портфеле НПФ.
Инвестированием средств НПФ занимается профессиональная Управляющая компания, действующая на основании лицензии, а хранение активов и ежедневный контроль за составом и структурой портфеля НПФ осуществляет специализированный депозитарий.
НПФ обязаны ежегодно публиковать в СМИ отчет о своей деятельности, а также информировать Вкладчиков и Участников о состоянии их пенсионных счетов.
Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда и контроль за соблюдением прав Вкладчиков и Участников. В Попечительский совет включаются уполномоченные представители Вкладчиков и Участников.
Совет Фонда является высшим органом управления, состоит из представителей учредителя и определяет приоритетные направления развития НПФ.
Независимый аудитор и независимый актуарий на ежегодной основе проводят аудит и актуарное оценивание НПФ.
Таким образом, НПФ является очень прозрачной и понятной структурой с точки зрения привлечения и дальнейшего приумножения пенсионных резервов, за деятельностью которой закреплен жесткий государственный контроль.
Финансовые и правовые механизмы НПФ позволяют проводить дополнительное пенсионное страхование населения, используя при этом гибкие формы коллективного и личного страхования.
Одной из характерных черт текущих и планируемых реформ пенсионных систем во многих странах является поиск нового алгоритма распределения ответственности между государством, социальными партнерами и отдельными лицами. В этом плане большую надежду возлагают на усиление роли НПФ и переходу от распределительных методов финансирования пенсионных систем к накопительным.
Это связано с тем, что при всем организационном разнообразии частных пенсионных систем их финансовые механизмы основаны на капитализированных взносах, то есть они должны располагать достаточными ресурсами, чтобы выполнить свои обязательства в случае, если страховая компания или отраслевая пенсионная система прекратят свое существование.
Правовые механизмы в системе НПФ регулируют: разнообразные вопросы, связанные с размерами страховых взносов и пенсий; возраста и стажа работы, при которых работники подлежат охвату пенсионной системой; методы финансирования и порядок инвестирования активов; вопросы налогообложения взносов и пенсий.
Помимо важного института доходов населения НПФ является мощным инвестиционным ресурсом: величина накоплений в ряде стран (Нидерланды, Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП.
Двенадцатилетний опыт функционирования НПФ в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.
Задействовать возможности негосударственного пенсионного обеспечения возможно только с помощью системных мер, принимаемых в одном пакете с мерами по формированию других пенсионных институтов, а также регулирования систем заработной платы и налогов.
|