Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что любое предприятие осуществляет свою деятельность на рынке, а успех в конкурентной борьбе в большей степени определяется тем, насколько удачно выбран тип конкурентного поведения и насколько он соответствует типу рынка. Изучение рынка и выработка конкурентной стратегии - это составная часть определения стратегии экономического развития любого предприятия. Поэтому в данной работе исследуются и анализируются существующие в настоящее время методики определения типа рынка, анализа и оценки положения предприятия на рынке. В работе проведен анализ и определение типа рынка исследуемого предприятия.
В последнее время наблюдается стабильный рост объема услуг в ВВП развитых стран, на данный момент доля услуг уже превышает 50-процентный рубеж (в Швеции – 55,6%. В Дании – 53,5%, Канаде – 53,5%, в США – 50,9%, Великобритании – 50,8%).
Начиная с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте услуг. С туризмом прямо или косвенно связано около 30 отраслей экономики. На долю туризма приходится более 31 процента международного рынка услуг и более 100 млн. рабочих мест по всему миру. Туризм, по словам Франческо Франжиалли, генерального секретаря UNWTO (Всемирной туристской организацией), за последние пятьдесят лет превратился в одну из ведущих отраслей мировой экономики. Эта быстрорастущая индустрия занимает доминирующее положение в секторе услуг. По данным UNWTO в настоящее время оборот туризма составляет 800 миллиардов долларов в год, и к 2020 году ожидается его удвоение.
Развитие туризма главным образом, объясняется ростом общественной производительности труда в результате НТП, повышением материального благосостояния населения, улучшением качества жизни и увеличением продолжительности свободного времени, приведшие к возрастанию доли расходов на туристские услуги в структуре семейного бюджета.
На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
В 2005 году международный туризм, несмотря на драматические и даже трагические факторы, продемонстрировал рост в среднем на 5,5%. По данным специализированного агентства при ООН (UNWTO), число туристических прибытий в мире достигло максимального за все время наблюдений показателя – более 800 млн.
Более детальные исследования, проведенные UNWTO среди большого числа различных направлений, показывают, что в 2005 году туристические прибытия увеличились до 808 млн. – с 766 млн. в 2004 году. Всего же за период с 2003 по 2005 год туристических прибытий стало на 100 млн. больше. Необходимо также подчеркнуть, что основные подсчеты велись за период с января по октябрь-ноябрь 2005 года, тогда как декабрь во многих странах дает значительный прирост потока туристов.
Согласно данным UNWTO, мировая туриндустрия в 2006 году выросла в среднем на 4,5% по сравнению с прошлым годом. По словам генерального секретаря UNWTO Франческо Франжиалли, рост туризма в 2006 году обогнал долгосрочный прогноз (4,1%), несмотря на риски, с которыми мировой туризм столкнулся год назад – терроризм, санитарные проблемы, рост цен на нефть и т.д. Подъему также способствовало состояние экономики, переживающей один из самых продолжительных периодов устойчивого развития.
Обеспечивая работой более 100 млн. человек, или каждого шестнадцатого в мире, туризм представляет собой крупнейшую по числу занятых отрасль мирового хозяйства. Туризм, представляя собой динамичную сферу человеческой деятельности, в процессе своего развития претерпевает изменения, эволюционирует в области законодательства, технологий, туристских формальностей, географии турцентров и др. Подобные изменения диктуют необходимость адаптации к новым условиям хозяйствования с тем, чтобы через менеджмент обеспечить эффективное функционирование компании.
Таким образом, актуальность темы (как проблемы) достаточно многогранна и подтверждается следующими тенденциями:
растет интерес общества к бизнесу вообще, и к туристическому бизнесу – в частности;
растет влияние ресурсозначимых клиентов;
снижается учет интересов рядовых клиентов (пользователей;
падает эффективность как менеджмента, так и маркетинга из-за их возрастающей функциональной конкуренции в сетях отношений интересов участников бизнес-процессов как практически единой предметной области и т. д.;
требуется активизация межсетевого взаимодействия при обеспечении определенной гарантированности качества отношений.
В трудах отечественных и зарубежных специалистов рассмотрены многие проблемы экономики, маркетинга и менеджмента. (Б. Биржаков, Е. Богданов, А. Гранберг, Е. Ильина, А. Колесник, В. Квартальнов, Ю. Цыпкин, В. Маркова, М. Лайко, Л. Никулин, И. Синько, Б. Райзберг, Ю. Артюнов, Дж. Харвей, А. Люхшинов, Р. Инглегарт, Т. Стьюарт, Т. Данько, Б. Соловьев, Ф. Котлер, П. Смит, Ф. Янин и др.). Однако в условиях рыночных отношений необходимы дополнительные обоснованные разработки, например, в области организации конкретного бизнес-процесса.
В трудах перечисленных авторов рассмотрены различные аспекты проблемы:
даны многочисленные варианты классификаций видов и функций;
выявлены и обоснованы соответствующие критерии;
проведены разнообразные маркетинговые исследования;
определены интересы сторон-участников конкретных бизнес-процессов;
исследованы характеристики отраслевого, корпоративного и регионального предметов менеджмента и т. д.
Однако еще не проработан ряд вопросов, актуальных для дипломной работы:
не учтена многовекторность развития предметной области как единого ресурсного пространства;
недостаточно учтена необходимость роста интеллектуализации менеджмента, маркетинга и других систем и функций координации;
не учтена определяющая роль в сетях отношений «ключевых клиентов»;
недостаточно обоснована системообразующая роль менеджмента как системы координации названных отношений;
не выявлены методы и средства обеспечения клиентов конкретным набором услуг, качеств и выгод в отношениях и т.д.
Цель дипломной работы – исследование стратегии и оценка эффективности развития предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) уточнить понятие стратегии экономического развития предприятия;
2) установить критерии и условия, определяющие временные границы стратегии экономического развития предприятия;
3) провести анализ и определить тип рынка торговли в России;
4) исследовать основные методические подходы формирования стратегии экономического развития предприятия;
5) установить оценочные показатели выбора стратегии экономического развития предприятия и ее практической реализации;
6) разработать стратегию экономического развития конкретного предприятия.
Объект исследования – компания ООО «Турьяальянс».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зону экономических интересов ООО «Турьяальянс» входят как внешние рынки развитых стран Западной Европы, Америки, экономических лидеров азиатского региона, стран Ближнего и Дальнего Востока, так и внутренний российский рынок. Поэтому на деятельность ООО «Турьяальянс» оказывают большое влияние риски, связанные со стабильностью мировой экономики, изменениями в геополитической обстановке, терроризмом, а также с глобальными природными катастрофами и эпидемиями, которые оказывают угнетающее воздействие на мировую экономику и географическую мобильность населения.
Прямое воздействие на формирование турпотоков в Россию способны оказать стагнация и отрицательный экономический рост ведущих мировых экономик, в частности таких стран, как США, Япония, Китай, страны ЕС. Негативное влияние так же может оказать дестабилизация геополитической обстановки, наметившаяся в последние время, как результат активизации мирового терроризма, сепаратизма, ведения локальных вооруженных конфликтов.
ООО «Турьяальянс» придерживается активной стратегии противодействия глобальным рискам мировой туристической отрасли, основанной на диверсификации своей деятельности. На данный момент долевые показатели продаж ни по одной стране, в которой компания ведет свои операции, не являются критически значимыми для экономических результатов ООО «Турьяальянс» в целом. Компания так же поддерживает практику сокращения объема операций при ухудшении обстановки в неблагополучных регионах вплоть до их полного прекращения. Значительный объем длительных контрактных отношений с контрагентами по всему миру позволяет оперативно наращивать потоки туристов по альтернативным направлениям, компенсируя отрицательное влияние страновых рисков на общие обороты, прибыль и ликвидность ООО «Турьяальянс».
Причиной снижения туристических потоков, как из России, так и внутри ее, так же может явиться стагнация, отрицательный экономический рост в стране, который обусловит снижение платежеспособности населения, одного из основных факторов, воздействующих на спрос на туристические услуги. Однако уже седьмой год подряд российская экономика остается одной из самых динамичных в Европе. В 2005 году рост составил 7,1%. По прогнозам Минэкономразвития ежегодные темпы роста российской экономики составят 6%. Стабильная социально-политическая ситуация в стране также будут способствовать этому процессу.
Активизации же мирового терроризма, если и будет оказывать влияние на туристические потоки в России и из нее, то, главным образом, она будет влиять на направление этих потоков, а не на их объемы. Для снижения угрозы влияния данных рисков на свою деятельность ООО «Турьяальянс» так же, как и на рынке въездного туризма, придерживается стратегии диверсификации своего предложения на рынках выездного и внутреннего туризма. Компания постоянно совершенствуется спектр предлагаемых на внутреннем рынке туристических услуг с целью исключения из предложения стран с неблагоприятной обстановкой (политической, военной, экономической, эпидемиологической и пр.).
В связи с особенностями производственного процесса в туристической отрасли, риски валютных курсов, по сравнению с предприятиями промышленности, оказывают меньшее влияние на итоговые показатели деятельности эмитента. Значительное негативное воздействие на финансовую стабильность бизнеса способны оказать резкие и неожиданные колебания валютных курсов.
В течение 2006 года сохраняется тенденция падения курса доллара к ведущим мировым валютам и российскому рублю. На конец 4-ого квартала курс доллара составил 26,3311 рублей и 0,76 евро. В целях минимизации возможных потерь при развитии неблагоприятной динамики курсов ведущих мировых валют и рубля внесены коррективы в маркетинговую стратегию развития на 2006 год, скорректирована ценовая политика, внесены изменения в договорную базу. Данный комплекс мер призван минимизировать валютные риски.
Критический для эмитента уровень инфляции составляет 30-35% в год. При достижении данного уровня инфляции эмитент может испытывать трудности со своевременным и полным исполнением своих обязательств. В тоже время, прогнозируемое значение инфляции на 2006 год составляет по разным данным 8-11% в год (в 2005 году 10,8%). По сравнению с ведущими промышленно-развитыми странами этот уровень остается относительно высоким, однако на протяжении 6 лет прослеживается явная тенденция к снижению инфляции. Часть расходов общества зависит от общего уровня цен в России – в частности, заработная плата. Инфляция может также отрицательным образом сказаться на источниках долгового финансирования эмитента. Риски инфляции рубля становятся значимыми в условиях внутренней гиперинфляции: при этом, как правило, наблюдается снижение спроса по линии выездного туризма. Подобные негативные изменения внутреннего спроса могут быть в значительной степени компенсированы: а) изменениями в предлагаемом спектре турпродукта на внутреннем рынке, б) увеличение доли въездного направления (в условиях гиперинфляции издержки пребывания иностранных туристов обесцениваются относительно выручки, полученной в валюте). Также при росте инфляции эмитент планирует уделить особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов, в основном за счет изменения существующих договорных отношений с потребителями с целью сокращения дебиторской задолженности покупателей. В целом влияние инфляционных факторов на финансовую устойчивость эмитента в перспективе не представляется значительным и прогнозируется при составлении финансовых планов компании.
|