Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что гражданское и налоговое законодательство по-разному трактуют понятие «розничная торговля», работникам торговых организаций трудно определить, что считать розницей.
Из положений гражданского законодательства (статьи 492 и 506 ГК РФ) следует, что основным критерием, позволяющим отличить оптовую торговлю от розничной, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем. Если товар приобретается для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, то имеется в виду оптовая торговля. Если товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розница.
Причем если при оптовой продаже отношения продавца и покупателя товара регулируются договором поставки, то при розничной торговле они всегда носят характер договора купли-продажи. Согласно определению розницы, закрепленному в ст. 346.27 НК РФ в целях налогового учета под розничной торговлей понимается торговля товарами за наличный расчет.
Так как НК РФ содержит понятие розничной торговли, отличное от понятия, приведенного в ГК РФ, налогоплательщикам (в целях налогообложения) следует руководствоваться именно налоговым определением, так как институты, понятия, термины гражданского законодательства не применяются в налоговых отношениях, если НК РФ определяет эти институты, термины, понятия иначе (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Объектами контроля являются:
1) структура товародвижения (каналы товародвижения, пропорции при смешанных каналах);
2) формы товародвижения;
3) формы прямого сбыта;
4) соотношение типов посредников.
Параметры контроля следующие - структура и формы товародвижения, формы прямого сбыта, а также соотношение типов посредников (в структуре товародвижения) соответствуют целям и стратегиям организации, выбираются по критерию максимизации рентабельности продаж, обеспечивают максимальный объем продаж и минимизацию сбытовых издержек.
Методика контроля включает ряд шагов .
1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и стратегии организации, внешние и внутренние факторы функционирования.
2. Определить степень соответствия политики распределения целям, стратегиям и возможностям организации.
3. Определить объемы и издержки сбыта, рентабельность продаж в разрезе:
- прямого и косвенного способа сбыта;
- при транзитной и складской формах товародвижения;
- при различных формах прямого сбыта (работа на заказ, работа на свободный рынок через оптовую торговлю - магазинную, немагазинную, персональная продажа, продажа по телефону, продажа по купонам-заявкам, продажа на выставках и ярмарках и др.);
- типов посредников (независимых посредников: торговых маклеров, дистрибьюторов регулярного типа; зависимых посредников: брокеров, закупочных контор, агентов, комиссионеров и др.).
4. Методом сопоставления (или рангового анализа) оценить оптимальность политики распределения.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила практика открытия производственными организациями магазинов розничной торговли, являющихся их обособленными подразделениями и реализующих в розницу как готовую продукцию данных организаций, так и покупные товары, что обусловило актуальность темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является учет и аудит операций товародвижения в розничной торговле, оценка учетной политики предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию учета и аудита на предприятии.
Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучение нормативно-правовых основ розничной торговли;
- отражение порядка учета операций по товародвижению в розничной торговле;
- раскрыты методы аудита операций товародвижения в розничной торговле;
- дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
- разработка мероприятий по совершенствованию учетной политики предприятия и аудита.
Объектом дипломной работы выступает ОАО «Денвер-МК», предметом – учет и аудит товародвижения в розничной торговле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Порядок организации бухгалтерского учета материалов установлен ПБУ 5/01 и разд.2 "Учет материалов" и 6 "Учет материалов на складах" Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Этими же документами можно пользоваться и при рассмотрении вопросов бухгалтерского учета готовой продукции. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 07-05-14/298 "О вариантах оценки и бухгалтерского учета выпуска готовой продукции": готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). В связи с этим при учете готовой продукции следует руководствоваться ПБУ 5/01.
Порядок оформления документов при оприходовании материалов установлен п.49 Методических указаний. При отсутствии расхождений по количеству и качеству материалов между данными поставщика и фактическими данными приемка и оприходование поступающих материалов оформляется складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4).
На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются и общий итог записывается в приходный ордер.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
При этом выбранный организацией конкретный порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в ее учетной политике, согласно Письма Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414 "О порядке оформления поступающих материалов". Таким образом, в целях сокращения количества документов организация вправе принимать на учет материалы без оформления приходных ордеров. Однако этот способ оприходования необходимо закрепить в учетной политике предприятия.
Несоблюдение установленного порядка учета может привести к административному штрафу по ст.120 НК РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета. В соответствии с данной статьей под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Отпуск материалов со склада в соответствии с которым производственное подразделение, выполняющее снабженческие или плановые функции, составляет специальный оперативный документ на отпуск материалов (план-карту). В нем отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки доставки материалов. На основании этого документа работником склада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению. Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются организацией в приказе о документообороте. Каждому складу приказом по организации должен присваиваться постоянный номер, который следует указывать на всех документах, относящихся к операциям данного склада.
|