Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Организационно-методическое обеспечение анализа долгосрочных инвестиций, базирующееся на данных бухгалтерского учета, определяет объективность и достоверность получаемых результатов инвестирования. Поэтому актуальным становится совершенствование понятийного аппарата анализа долгосрочных, применение теоретических положений в практической деятельности предприятий.
Анализ сложившейся системы российского бухгалтерского учета и общепринятых в мировой практике стандартов отчетности показал, что организация бухгалтерского учета инвестиций, основанная на действующей нормативной базе не способна полностью обеспечить возможность раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности об инвестиционной деятельности предприятия, в частности, об осуществленных капитальных вложениях.
Учитывая, что оценка инвестиционных проектов на действующем предприятии занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств, актуальным становится рассмотрение методов анализа инвестиционных проектов, осуществляемых в форме капитальных вложений. Это в свою очередь требует кардинальных преобра-зований в методологии и методике анализа инвестиций, оперативном и достоверном информационном его обеспечении, организации внутреннего и внешнего контроля за расходованием средств по каждому варианту капитальных вложений.
Многие аспекты теоретической и практической проработки вопросов учета и анализа инвестиций рассмотрены в трудах ряда российских ученых: Бакаева А.С., Кондракова Н.П., Ендовицкого Д.А., Виленского П.Л., Воронцовского А.В., Игониной Л.Л., Крылова Э.И., Лившица В.Н., Липсица И.В., Поповой Л.В., Мельник М.В., Подшиваленко Г.П., Хачатурова Т.С., Шумилиной С.И., Яновского В.В. и др.
Значительный вклад в исследования в области инвестиционного анализа и изучения источников финансирования инвестиций внесли зарубежные экономисты, аналитики: Беренс В., Бирман Г., Брихем Ю., Бромвич М., Друри К., Пыка Т., Хавранек П., Холт Р., Шапиро А., Шмидт С.и др.
Проведенный анализ работ перечисленных авторов показал, что вопросы, связанные с понятийным аппаратом анализа долгосрочных инвестиций, отражения данных об инвестиционной деятельности предприятия в бухгалтерской отчетности, адаптация их к положениям международных стандартов требуют дальнейшей проработки. Кроме того, недостаточно внимания уделяется методике анализа реальных инвестиций промышленных предприятий с учетом особенностей экономических условий их функционирования.
Целью дипломной работы является разработка методических положений и практических рекомендаций по использованию учета при анализе инвестиций, разработка на этой основе аналитических процедур, структурирующих финансирование реальных инвестиций в экономику России.
В работе поставлены задачи, направленные на максимальное раскрытие указанной цели:
- обосновать необходимость применения основных положений международных стандартов финансовой отчетности в ходе осуществления анализа инвестиций;
- провести сравнение элементов финансовой отчетности по национальным и международным стандартам и предложить дополнения к раскрытию информации об инвестициях;
- проанализировать инвестиционные процессы в российской экономике и источники их финансирования;
- предложить классификацию информационных показателей в учетно-аналитическом пространстве;
- отразить методику комплексного анализа инвестиций для действующего предприятия.
Объектом дипломной работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Денвер-МК».
Предметом дипломной работы является комплекс теоретических, методических и практических вопросов анализа инвестиций, решаемых с помощью ряда методов с целью их совершенствования и применения в реальном секторе экономике.
Теоретической и методической основой являются положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых – экономистов по проблемам информационного обеспечения анализа инвестиций, вопросам оценки инвестиций, законодательные и нормативные акты по предмету исследования; положения по бухгалтерскому учету и отчетности; международные стандарты учета и финансовой отчетности; научно-методическая литература; периодические издания; материалы научных конференций и семинаров.
Исследование базировалось на принципах объективности подхода, единства исторического и логического, единства и различия формы и содержания, а также общенаучных методах (анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному). В исследовании применялись методы экономико – статистических сравнений, абстактно – логических рассуждений, экономико – математические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Государственного комитета по статистике РФ, бухгалтерская финансовая отчетность, публикации экономической периодики и средств массовой информации, а также данные справочников и интернет-сайты Министерства финансов, Министерства экономического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие выводы:
- сформулировано понятие инвестиций применительно к современным условиям развития экономики в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с точки зрения бухгалтерского учета и анализа;
- предложены дополнения к раскрытию информации о долгосрочных инвестициях в бухгалтерской финансовой отчетности, с учетом рекомендаций МСФО, позволяющие развернуто охарактеризовать инвестиционную деятельность предприятия;
- обосновано применение методики оценки чистой текущей стоимости инвестиционного проекта с учетом неоднородного изменения цен на ресурсы и предложено использование в расчетах дополнительного комплексного показателя эффективности долгосрочных инвестиций;
- разработаны принципы построения системы информационного обеспечения инвестиционного анализа с целью классификации его элементов;
- предложен метод определения средней величины издержек по привлечению капитала с учетом неоднородности структуры позволяющий более точно прогнозировать результаты инвестиционной деятельности предприятия;
- отражена методика комплексного анализа долгосрочных инвестиций для предприятия на основе которой могут приниматься эффективные управленческие решения.
Оптово-розничная торговля на сегодняшний день находится в начальной стадии своего развития, несмотря на серьезную динамику развития. По исследованиям РБК, В 2006 г. весь российский ритейл показывал стабильный рост. Это один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики. Данные тенденции не остались незамеченными как для российских, так и для западных аналитических, инвестиционных и торговых компаний. Так, по данным консалтинговой компании A. T. Kearney, в 2004-2006 г.г. Россия занимает первое место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей. С конца 2003 года начался третий этап в развитии организованной торговли в России. Его основной характеристикой является региональное развитие. Одним из свидетельств роста российских компаний стало их региональное развитие. Окончательно эта тенденция, ознаменовавшая начало третьего этапа развития российского ритейла, оформилась в 2004 г. Региональное развитие стало возможным только после того, как компании смогли создать структуры, позволившие осуществлять региональную экспансию. (РБК. Исследования рынков)
Развитие отрасли розничной торговли бытовых электротоваров, радио- и телеаппаратуры, в которой осуществляет свою деятельность ООО «Денвер-МК», во многом зависит от факторов макроэкономического характера, поскольку спрос на эти товары определяется величиной располагаемых доходов населения. В среднесрочной перспективе российская экономика имеет хорошие шансы на поддержание темпов экономического роста.
По оценкам МЭРТ, среднегодовой темп роста ВВП до 2008 года составит порядка 5,5% в реальном выражении и 8,7% в номинальном выражении в долларах США. ВВП на душу населения должен увеличиться с уровня 2900 долларов США и к 2008 году составить 4400 долларов США. Однако при наступлении экономической нестабильности снижение реальных располагаемых доходов населения может привести к ухудшению динамики роста и рентабельности отрасли. Московский рынок оптовой торговли бытовых электротоваров, радио- и телеаппаратуры является наиболее конкурентным региональным рынком в России и представлен практически всеми крупными российскими торговыми игроками, а также рядом западных компаний.
Основные тенденции развития российского рынка бытовой техники и электроники следующие:
1. Рост рынка стабилен, и его темпы ожидаются на уровне 12-15% в год. В последние годы рост рынка обусловлен следующими факторами:
Рынок находится в фазе “накопления” (пока еще не все семьи располагают базовым набором бытовой техники и электроники).
Происходит постоянный рост реальных располагаемых доходов населения.
Начался бум потребительского кредитования (и объем кредитного рынка пока далек от насыщения).
Начался процесс замены техники, приобретенной в середине и конце 90-х годов (средний срок эксплуатации бытовой техники и электроники составляет около 7-ми лет).
2. Торговля бытовой техникой и электроникой постепенно приобретает цивилизованные формы:
- Торговля на рынках постепенно замещается сетевыми магазинами;
- Идет процесс вытеснения небольших региональных сетей крупными федеральными сетями, к которым относятся МИР, М-Видео, Денвер-МК и Эльдорадо. Ежегодно увеличивается доля рынка, занимаемого федеральными сетями.
- Растет доля рынка электроники, занимаемого крупными гипермаркетами (Метро, Ашан и другие).
В целом по рынку, ввиду усиливающейся конкуренции происходит постепенное снижение торговой наценки и, как следствие, рентабельности продаж. Наиболее существенными факторами, оказывающим наибольшее влияние на состояние отрасли торговли бытовой техникой и электроникой являются
Общая экономическая ситуация в России. В настоящее время в России наблюдается устойчивый экономический рост, темпы роста ВВП составили в 2003г. - 7.0%, в 2004г. – 7.1%, в 2005 г. – 5,8%. Прогноз МЭРТ на 2006 год – 5.6%. Рост экономики сопровождается ростом реальных располагаемых доходов населения, что, в свою очередь, обеспечивает рост розничной торговли.
Несовершенство таможенного законодательства, которое все еще позволяет недобросовестным участникам рынка (мелким компаниям–импортерам) ввозить товар по «серым» схемам и реализовывать его на рынках по демпинговым ценам.
Для ООО «Денвер-МК» вследствие этого сложились неблагоприятные условия из-за низкой конкурентоспособности предприятия, поэтому необходимо срочно реализовать и разработать программу финансового оздоровления. Программа реализации плана финансового оздоровления предприятия - документ, в котором фиксируются комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, сроки их выполнения и затраты по ним, а также исполнители мероприятий. Выделение специального раздела программы, посвященного изложению содержания программной цели и обоснованию необходимости ее достижения посредством разработки и реализации комплекса мер применительно к планам финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий, мы считаем целесообразным, так как формулирование цели программы позволяет более эффективно ее реализовать (знание - сила).
Если основная цель плана финансового оздоровления предприятия - добиться его платежеспособности и конкурентоспособности, то основной целью программы является организационное, кадровое, материальное и финансовое обеспечение процесса реализации плана финансового оздоровления. Разрабатывая программу, мы на основе применения современных организационных методов проектируем процесс финансового оздоровления предприятия, обеспечивая при этом взаимоувязку между масштабами и сроками выполнения планируемых мероприятий, с одной стороны, и количеством и структурой людских, материальных и финансовых ресурсов - с другой. План оздоровления и программа реализации этого плана - основные инструменты принятия стратегического управленческого решения - финансового оздоровления предприятия. План и программа - не что иное, как надлежаще оформленное стратегическое управленческое решение.
Основными задачами программы являются:
• уточнение мероприятий финансового оздоровления предприятия, сроков их выполнения, их группировка;
• определение исполнителей и ответственного исполнителя по каждому мероприятию;
• определение материальных ресурсов по каждому мероприятию;
• разработка календарных планов реализации мероприятий по отдельным группам и общего календарного плана программы;
• определение общего бюджета программы, его оценка и корректировка.
производится его окончательная идентификация, определяются объемы работ, материальные и людские ресурсы, уточняются бюджет и риски.
Для окончательного выбора мероприятия и включения его проект необходимо ответить на следующие вопросы:
1) является ли мероприятие экономически эффективным;
2) является ли мероприятие финансово, технически и организационно осуществимым;
3) целесообразна ли реализация мероприятия с точки зрения общих сроков, отведенных на финансовое оздоровление предприятия (в нашем случае 2 года).
Только при положительном ответе на все эти три вопроса принимается решение о включении данного мероприятия в проект. Важным аспектом разработки каждого отдельного проекта и всей программы в целом является форма представления мероприятий в проекте, так как они различаются между собой сложностью и бюджетами. Одни мероприятия просты и не требуют больших финансовых и других затрат. Другие - сложны, требуют проведения комплексных действий и больших затрат (для таких мероприятий целесообразно разрабатывать отдельные проекты реализации).
Таким образом, мероприятия в проекте можно располагать различными способами, но мы рекомендуем их группировать в зависимости от величины финансовых затрат на их реализацию. Финансовые средства являются основным ограничителем в реализации мероприятий по оздоровлению предприятий, поэтому необходимо, чтобы они постоянно находились в «поле внимания» руководителей проекта, программы и плана финансового оздоровления. Такое расположение мероприятий удобно также при разработке календарного плана выполнения мероприятий, так как для высокобюджетных мероприятий различных проектов (разделов плана финансового оздоровления) можно проектировать отдельный план и по нему организовывать и контролировать особо процесс реализации проекта (программы и плана финансового оздоровления).
|