Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Организационно-управленческие технологии в здравоохранении в условиях ограниченности ресурсов и активизации рыночных методов хозяйствования приобретают особую значимость. Внедрением современных управленческих моделей в здравоохранении обеспечит контроль медико-экономических процессов и снизит зависимость от субъективных факторов, влияющих на управляемость медицинскими учреждениями, что возможно только при внедрении современных инновационных информационных технологий управления, что обусловило актуальность темы дипломной работы.
Внедрение информационно-аналитических моделей медико-технологической и экономической деятельности лечебных учреждений, в конечном счете направлено на обеспечение высокого качества медицинской помощи и повышение эффективности функционирования системы здравоохранения. Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью требует адекватной модели управления в системе здравоохранения, характеризуюшейся оперативностью, способностью быстро и эффективно реагировать на внешние по отношению к системе изменения. Только рыночная модель организационно-управленческой системы здравоохранения, основанная на информационно-аналитических технологиях, соответствует одной из основных задач реформы отрасли – повышению эффективности систему управления в здравоохранением.
Проблемами эффективности системы управления в сфере здравоохранения уже многие годы занимаются ведущие ученые-медики и организаторы здравоохранения страны, такие как В.И. Стародубов, Ю.М. Комаров, Ю.А. Лисицын, М.М. Кузьменко, В.З. Кучеренко, А.И. Вялков, В.В. Гришин, И.Н. Денисов, А.Л. Линденбратен, А.В. Решетников, М.П. Ротймен, А.М. Жаранов, О.П. Щепин и другие.
Основы для формирования экономических методов управления здравоохранением были заложены в трудах таких ученых-экономистов, как Е.Н. Жильцов, Б.И. Бояринцев, А.М. Бабич, С.В. Киселев, Н.Х. Сабитов, В.П. Корчагин. Проблемы организационно-управленческих технологий повышения эффективности системы здравоохранения на сегодняшний день учеными-экономистами практически не разрабатываются.
Цель дипломной работы состоит в изучении и совершенствовании методики формирования и реализации инновационных организационно-управленческих технологий, повышающих эффективность системы здравоохранения. Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявление и анализ основных признаков управляемости системы здравоохранения;
- анализ организационно-экономических предпосылок формирования инновационных организационно-управленческих технологий в здравоохранении;
- характеристика отечественных многоуровневых информационных технологий управления в здравоохранении;
- определение факторов влияния информационно-аналитических систем управления на эффективность функционирования систем здравоохранении;
- разработка информационно-аналитической модели управления лечебным учреждением;
- разработка методики расчета стоимости медицинских услуг, используемой в информационно-аналитической системе на уровне лечебного учреждения;
- оценка экономической эффективности использования информационно-аналитической системы управления на уровне лечебного учреждения.
Объектом дипломной работы выступает ГУЗ «Детская городская поликлиника 24 г. Москвы».
Предметом дипломной работы являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации информационных моделей управления и их влияние на эффективность системы здравоохранения.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили принципы теории организации и управления, методы системного и экономического анализа, структурно-динамический и статистический анализ, методы экономико-математического моделирования и экспертных оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе анализа состояния отечественного здравоохранения определены основные проблемы и задачи реформирования этой отрасли, в том числе: а) определение стоимости медицинской услуги, для того, чтобы государство достоверно могло определить сумму средств, выделяемых на бесплатное лечение одного человека; б) минимальные государственные гарантии предоставления медицинской помощи; в) обеспечение единой вертикали в обязательном медицинском страховании; г) изменение статуса медицинских учреждений с целью обеспечения равных условий по оказанию платных услуг независимо от источника финансирования (бюджеты разных уровней, работодатель, страховая компания и др.); д) обеспечение медицинских учреждений соответствующим количеством специалистов, адекватным потребностям в квалификации. При этом обосновано, что для повышения качества и доступности медицинских услуг необходимо совершенствование менеджмента всех организаций системы здравоохранения.
2. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта сделан вывод, что система обязательного медицинского страхования имеет комплексную структуру, состоящую из ряда взаимозависимых и взаимодействующих между собой заинтересованных сторон (правосубъектов). Успешное функционирование системы ОМС возможно только в условиях обеспечения гармонии интересов всех взаимодействующих субъектов. В связи с этим необходимо: а) определить гарантированный государством перечень «бесплатных» медицинских услуг, т.е. тех услуг, которые оплачиваются за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней; б) сформулировать требования по содержанию конкретных медицинских услуг, т.е. обеспечить их четкую стандартизацию; в) рассчитать примерную стоимость каждой из предоставляемых медицинских услуг, которая может варьироваться в зависимости от региональных условий. Также обоснованы рекомендации по экспорту медицинских услуг.
3. На основе анализа существующей научной базы дано определение медицинской услуги как профессиональной деятельности или совокупности профессиональных действий медицинских работников, направленной на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение для удовлетворения потребностей граждан, работодателей и государства в поддержании и восстановлении здоровья, исходя из технических и профессиональных возможностей медицины на современном уровне развития и финансовых возможностей лиц, производящих ее оплату по закону или договору.
4. Дано научное обоснование и разработаны методические положения по определению содержания стратегического менеджмента медицинского учреждения, расположенного в крупном промышленном центре, учитывающего риски существующей неудовлетворительной материальной базы, ухудшение возрастного состава и уровня квалификации медицинского персонала, недостаточный уровень доходов основной части населения, а также отсутствие опыта применения стратегического менеджмента в системе управления медицинскими учреждениями.
5. Подготовлены предложения по использованию принципов социального партнерства и требований социально ответственного поведения бизнеса для привлечения средств работодателей в систему здравоохранения, а также по использованию для увеличения ресурсов здравоохранения новых организацинно-правовых форм (автономные учреждения и др.), позволяющих реализовать при финансировании медицинских услуг принципы государственно-частного партнерства. Разработаны рекомендации по применению основ стратегического менеджмента и риск-менеджмента в промышленности для совершенствования деятельности медицинских учреждений.
6. С целью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения органам законодательной и исполнительной власти РФ целесообразно:
- рассмотреть вопрос о более чётком нормативном разграничении оснований, объёмов и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи в таких нормативных актах, как Федеральный Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Основы законодательства об охране здоровья граждан, Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие правила оказания платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и др.;
- продолжить работу по созданию медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи при различных нозологических формах;
- разработать систему контроля за соблюдением прав граждан при получении медицинской помощи на платной и бесплатной основе с чётким разграничением функций между органами исполнительной власти различного уровня, субъектами обязательного медицинского страхования.
7. С целью улучшения качества обслуживания населения в рамках программы ОМС Федеральному и Территориальным фондам обязательного медицинского страхования следует:
- продолжить работу по улучшению информированности населения о своих правах в системе обязательного медицинского страхования;
- усовершенствовать систему получения сведений при обращении застрахованных за медицинской помощью и оплаты за оказанные медицинские услуги в любом учреждении здравоохранения страны, работающем в системе ОМС, независимо от места регистрации пациента.
8. Образовательным учреждениям, занимающимся последипломной подготовкой медицинского персонала, необходимо:
- в программах повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» шире рассматривать вопросы медицинского страхования, маркетинга медицинских услуг, предпринимательской деятельности медицинских учреждений
- при формировании и разработке программ профессиональной переподготовки и усовершенствования врачей и медицинских сестёр учитывать необходимость получения ими знаний, касающихся организационно-правовых основ медицинского страхования, платных медицинских услуг и элементов медицинского маркетинга.
9. Руководителям амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения целесообразно:
- в работе использовать обоснованную последовательность этапов проведения маркетинговых исследований и разработанные формы сбора и систематизации данных;
- планировать стратегию и тактику развития платных услуг на основе оценки основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу поликлиники;
- вводить в практику повседневной работы медицинского персонала с пациентами стандарты поведения, базирующиеся на принципах формирования лояльности клиентов;
- оптимизировать разработку маркетинговых мероприятий в виде комплексного стратегического подхода, реализуемого средствами модифицированной методики ситуационного анализа. |