Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. В большинстве семей дети привлекаются к труду уже с раннего возраста, причем вне зависимости от их способности соблюдать условия безопасности труда. Работа может заключаться в помощи по дому, выполнении обязанностей по покупке продуктов или уходе за младшими братьями и сестрами, то есть в помощи родителям в традиционной домашней работе. Характер работы определяется размером конкретной семьи и ее ценностями - обычно она не оплачивается и не мешает воспитанию, образованию и профессиональной подготовке детей.
В деревне или в семьях, занимающихся каким-либо домашним промыслом, от детей обычно ждут помощи в работе, соответствующей их физическим и умственным возможностям. Почти во всех случаях такая трудовая деятельность носит временный или сезонный характер.
Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что первыми работодателями для своих детей выступают их родители. При этом принято считать, что дома дети подвергаются эксплуатации в меньшей степени, чем у сторонних работодателей, или не подвергаются ей совсем, что не всегда соответствует действительности, поскольку иногда домашняя работа все же довольно тяжела для ребенка и выполняется в ущерб его школьным занятиям и отдыху.
Но в любом случае это пока еще внутреннее семейное дело (за исключением вопиющих случаев, требующих вмешательства, например, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Что же касается работодателей, то в большинстве случаев они берут на работу подростков по той причине, что их труд дешевле и дети менее требовательны, чем взрослые.
Вышеизложенные факторы определяют актуальность настоящего дипломного исследования.
Обзор литературы по теме исследования:
В настоящей работы использовались как работы по трудовому праву, как освещающие вопросы правового регулирования статуса работников в целом, такие как: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. «Трудовое право России: Учебник», Иванов С. А. «Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы», Ивин А.К. «Теория трудового права», так и освещающие проблематику трудового права несовершеннолетних: Амелина А.Н. «Труд несовершеннолетних», Коршунов Ю.Н. «Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях», Курбангалеева О.А. «Льготные условия труда женщин и несовершеннолетних» и других. Таким образом, в работе использованы как учебные издания, так и монографические работы и периодические издания.
Объектом исследования данной работы является современное российское законодательство, регулирующее предмет исследования.
Предмет исследования. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Цель дипломного исследования состоит в системно - правовом исследовании особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
- провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
- провести историко-правовое и сравнительное исследование правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Практическая значимость дипломного исследования. Обращаясь к истории Российского государства, возможно проследить основные этапы становления и развития правового регулирования труда несовершеннолетних работников для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.
Научная и практическая новизна дипломной работы состоит в том, что анализ проводится с позиций новейшего законодательства, эффективность которого можно в некоторой степени прогнозировать, опираясь на предшествующий опыт.
Методологической основой работы являются диалектический метод научного познания; исследование исторической эволюции системы регулирования труда несовершеннолетних работников в России предопределило использование в работе сравнительно-исторического и структурно-функционального методов; к анализу юридической базы изучаемого предмета применялись системный и формально - логический методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Заключение
На сегодняшний день детский труд встречается практически в любой точке земного шара, однако, безусловно, наибольшее распространение он получил в бедных и развивающихся регионах. По данным Международной организации труда, в аграрном секторе трудится в два раза больше детей, чем в других отраслях экономики в городских условиях. Однако при этом наблюдается тенденция неуклонного увеличения числа работающих городских детей, главным образом в сфере услуг и неформальном секторе экономики.
Основной причиной, побуждающей детей работать, является бедность - зачастую их заработок позволяет выживать всей семье, особенно это касается неимущих, неблагополучных и многодетных семей.
Надо сказать, что наша страна пока еще более благополучна по сравнению со многими другими, поскольку Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (часть вторая статьи 43), а стало быть, даже семьи, находящиеся за чертой бедности, должны нести только сопутствующие расходы на образование (книги и другие школьные принадлежности, одежда и обувь, транспорт и т.д.). Однако иногда даже эти расходы могут явиться основанием для направления детей на работу.
Другие факторы, заставляющие детей оставлять обучение и отдавать предпочтение работе, могут лежать как в плоскости качества образования, так и в чисто психологической сфере.
В результате одни дети уходят из школы из-за необходимости работать, а другие настолько в ней разочаровываются, что сами предпочитают идти на работу. Эти дети могут остаться полностью или функционально неграмотными, навсегда потерять возможность получения общеобразовательных навыков, необходимых для становления личности в обществе и сфере труда, и таким образом перестать быть полезными для государства и превратиться в обузу.
Вот почему именно государство заинтересовано в жесткой регламентации привлечения детей к труду, особенно в раннем возрасте.
Поскольку дети составляют интеллектуальный, кадровый, репродуктивный и оборонный потенциал любого общества, оно должно заботиться о них всеми доступными и приемлемыми для этого способами. Состояние государства находится в прямой зависимости от того, как оно защищает здоровье своих детей, как обеспечивает их права на образование, нормальное развитие и др., какие меры предпринимает для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, для развития у них необходимых качеств и навыков.
Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего специального профессионального образования является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащем дополнительные гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.
Право на труд молодежи обеспечивается специальными гарантиями на стадии трудоустройства; так, например, по общему правилу согласно ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Данное правило имеет ряд исключений, согласно ч. 2 ст. 63 ТК РФ в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.
В ч. 3 ст. 63 ТК РФ содержится правило, согласно которому прием на работу граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста, для выполнения ими в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, производится работодателем только с согласия одного из родителей несовершеннолетнего или его законного представителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Новеллой ТК РФ является допустимость заключения трудового договора с работниками, не достигшими возраста 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего, согласно ч. 4 ст. 63 ТК РФ трудоустройство граждан, не достигших возраста 14 лет, принимаемых в данные организации, допускается только с согласия одного из законных представителей несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.
С целью охраны здоровья работающих несовершеннолетних граждан России трудовое законодательство предусматривает обязательные медицинские осмотры работников в возрасте до 18 лет, такие осмотры согласно ст. 69 ТК РФ предусмотрены для них при устройстве на работу и в дальнейшем проводятся для работающих подростков ежегодно за счет средств работодателя.
Учитывая возрастную неадаптированность молодежи к отношениям в области трудоустройства и регулирования труда, законодатель предусматривает в ст. 70 ТК РФ условие о недопустимости назначения испытания при приеме на работу для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.
Гарантированное трудовым законодательством РФ право на труд лиц, не достигших возраста 18 лет, обеспечивается не только на стадии трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. Эти гарантии закреплены действующим законодательством и направлены на ограничение увольнения несовершеннолетних работников. Согласно ст. 269 ТК РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что Российское государство в соответствии с международными актами приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста, от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования, либо наносить ущерб здоровью, а также физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию, законодательство о труде Российской Федерации, максимально приближаясь к общемировым стандартам в области регулирования трудовых и связанных с ними отношений, предусматривает для несовершеннолетних дополнительные гарантии.
Так, в соответствии со ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами), запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (для юношей в возрасте от 16 до 18 лет - 16,4 кг; для девушек этого возраста - 10,25 кг, определены также нормы перемещения тяжести на тележках, в вагонетках. Причем несовершеннолетние допускаются к переноске и передвижению тяжестей в пределах установленных для них норм лишь при условии, что этот труд непосредственно связан с их основной профессией или специальностью и занимает не более одной трети времени. Подростки в возрасте от 15 до 16 лет могут привлекаться к переноске и передвижению тяжестей лишь в исключительных случаях с понижением весовых норм для них в два раза).
Для лиц моложе 18 лет установлены сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные требования к режиму их труда. Так, в соответствии со ст. 92 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет, на 4 часа в неделю - для работников в возрасте от 16 - 18 лет.
Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, перечисленных выше и установленных для лиц, не достигших возраста 18 лет.
Согласно ст. 94 ТК РФ на предприятиях и в учреждениях, работающих по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы лиц от 15 до 16 лет - 5 часов, а от 16 до 18 лет не может превышать 7 часов, для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 3,5 часа.
Согласно трудовому законодательству РФ рабочих и служащих, не достигших 18-летнего возраста, запрещается привлекать к работам в ночное время (ст. 96 ТК), а также к сверхурочным работам (ст. 99 ТК). В ст. 268 ТК РФ по сравнению со ст. 177 КЗоТ РСФСР расширен перечень работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, привлекать к которым несовершеннолетних запрещается. Запрет распространяется не только на привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, но и на направление в служебные командировки, а также на работу в нерабочие праздничные дни. Исключение установлено для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ч. 2 ст. 122 ТК ежегодный оплачиваемый отпуск по заявлению несовершеннолетнего работника должен быть предоставлен в любое удобное для него время, в том числе и до достижения шести месяцев его непрерывной работы на предприятии. Статья 267 ТК РФ устанавливает продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет не менее 31 календарного дня.
Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки устанавливаются, исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 270 ТК РФ). Например, если взрослый рабочий за 8-часовую смену должен сделать 80 деталей, то для подростка от 16 до 18 лет норма выработки, пересчитанная на 7 часов, будет равна 70 деталям.
Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в предусмотренных законодательством случаях и размерах и на определяемые им сроки могут утверждаться пониженные нормы выработки (ч. 2 ст. 270 ТК). Такие нормы утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным представительным органом работников. Размеры и сроки, на которые устанавливаются пониженные нормы выработки для молодых рабочих, установлены отдельными нормативными актами и неодинаковы для различных отраслей хозяйства.
Трудовое законодательство устанавливает гарантии по оплате труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности рабочего времени, в частности в соответствии с ч. 1 ст. 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 271 ТК труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы. В соответствии с ч. 3 ст. 271 ТК оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств. По нашему мнению, по сравнению с раннее действовавшим КЗоТ новый ТК РФ в области регулирования оплаты труда работников в возрасте до 18 лет несколько ущемляет положение несовершеннолетних. Так, например, если в старом КЗоТ были предусмотрены обязательные надбавки к заработной плате несовершеннолетним работникам, работающим на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени, до полной продолжительности рабочего времени взрослого человека, то новый ТК РФ устанавливает лишь оплату согласно отработанному рабочему времени, рекомендуя при этом работодателю производить работникам, не достигшим возраста 18 лет, доплаты за счет собственных средств. Исходя из этого можно предположить, что в современных условиях формирования рыночной экономики указанные доплаты несовершеннолетним работникам, по всей вероятности, не предоставляются либо при лучшем исходе предоставляются не полностью.
Однако, несмотря на всю сложность, некоторые вопросы, по нашему мнению, все же остаются нерешенными. В частности, может ли родитель (попечитель, опекун) несовершеннолетнего работника, выяснив, что хотя при выполнении условий трудового договора соблюдаются требования трудового законодательства, но тем не менее сама работа негативно отражается на здоровье ребенка, требовать от работодателя расторжения трудового договора, и будет ли иметь такое требование юридическое значение для работодателя? Вправе ли родитель (попечитель, опекун) или орган опеки и попечительства, давшие согласие на заключение трудового договора, отозвать такое согласие, если продолжение труда по данному договору угрожает здоровью ребенка?
Представляется, что ответы на эти вопросы должны быть даны законодателем при обновлении Трудового кодекса РФ, а также законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Проделанное исследование позволяет сделать вывод о том, что современное законодательство можно назвать действительно современным, отвечающим действительности и требованиям международно-правовых актов и континентального права.
Однако наличие действенных норм не решает сложившейся проблематики.
Масштабы детского труда измерить трудно. Многие дети работают нелегально и не подпадают под официальную статистику. Кроме того, в сельских районах дети привлекаются к труду в натуральном хозяйстве, который, редко полностью учитывается при обычном сборе данных.
Отсюда вывод, что нормы, закрепленные в трудовом законодательстве в России в Эстонии носят декларативный характер.
Источником нарушений прав несовершеннолетних является, прежде всего, школа. Первое – сознательное нарушение состоит в том, что несовершеннолетних привлекают к труду, нарушая действующие нормы. Второе – в том, что школа не раскрывает юношам и девушкам совокупность их прав и обязанностей как работников.
Зачастую работник всецело зависит от работодателя, соответственно последний полностью диктует свою волю несовершеннолетнему работнику. Так, например, трудовое законодательство России содержит нормы о запрещении требовать выполнение работы, не обусловленной договором. Но на практике, данная норма также не соблюдается. Как может несовершеннолетний работник отстоять свои права? Получается, что никак. Несмотря на то, что он может обратиться в соответствующий орган с указанием на факт, что нарушаются его права, несовершеннолетний этого не сделает. Во-первых, потому, что однозначно потеряет работу, а во-вторых, что он просто не знает о возможности такого обращения.
Представляется, для того, чтобы нормы, закрепляющие особый правовой статус несовершеннолетнего работника, нашли свое отражение не только «де юре», но и «де факто», более активную деятельность должны вести государственные инспекции по надзору за трудом. Последние должны активно выявлять места работы несовершеннолетних, проверять условия работы и наличие трудовых договоров, а также принимать меры по развитию правовой грамотности у потенциальных несовершеннолетних работников (вплоть до чтения лекций в школах и др. учебных заведениях). Должен быть создан механизм привлечения к ответственности нерадивых работодателей, более того, такие процессы должны носить публичный характер.
|