Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитные организации, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу Министерства финансов Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Однако в Законе, кроме обязанности организаций документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган государственной власти сведения по подлежащим обязательному контролю операциям, также закреплена обязанность осуществлять данную деятельность в отношении определенного вида сделок. Одни виды сделок подлежат обязательному контролю, если подпадают под перечень сделок с движимым имуществом, определенных в Законе, и сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Это, к примеру, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Также к этой категории относятся такие сделки, как помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, и другие сделки, определенные в Законе. Другие виды сделок подлежат обязательному контролю, если относятся к сделкам с недвижимым имуществом и сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее. Перечень сделок, которые относятся к сделкам с недвижимым имуществом, не определен в Законе, однако в данном случае под ними следует понимать любые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества, в том числе договоры об уступке прав требования в отношении недвижимого имущества, и некоторые другие виды сделок, которые на первый взгляд не относятся к сделкам с недвижимостью. То есть трактовать данную категорию необходимо широко, исходя в то же время из законодательных предписаний.
Определенную сложность представляет собой финансово-правовая оценка сделок, платежи по которым номинированы в иностранной валюте. Данная проблема возникает на практике, поскольку момент совершения таких сделок, как правило, не совпадает с моментом их финансово-правовой оценки, осуществляемой в целях обязательного контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в последние годы привлекает к себе все большее внимание, как ученых-юристов, так и практических работников правоохранительных органов. Это объясняется, прежде всего, высокой степенью общественной опасности указанных деяний, а также сложностями, возникающими при их выявлении и квалификации по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Легализация доходов, полученных преступным путем, при отмывании так называемых «грязных денег» за годы проведения экономических и социальных реформ в нашей стране стала одним из опасных и вместе с тем наиболее распространенных видов преступлений в сфере экономической деятельности.
«Грязные деньги» нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности, принципы рыночной экономики, способствуют криминализации хозяйственной деятельности, используются для подкупа сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления и проникновения преступных элементов в политические институты, являются питательной средой для организованной преступности.
Вместе с тем нельзя не учитывать международный аспект данной проблемы. Значительная часть незаконных, в том числе преступных доходов, используется преступными сообществами для расширения теневого и криминального предпринимательства, вывоза капитала за рубеж. По экспертным оценкам, опубликованным в печати, с 1992 по 1999 г. из России в мировые финансовые центры переведено 100 млрд. долларов, причем доля «грязных денег» составляет до 30-40 процентов объема российского капитала, осевшего за рубежом .
|