Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Переход экономики страны к рыночным отношениям положил начало двум взаимосвязанным процессам: возрождению таможенной политики как органичной составной части внутренней и внешней политики государства, выраженной в выработке единой системы согласованных экономических, политических и организационных мер по развитию внешнеэкономических связей страны, и созданию таможенных органов Российской Федерации как института регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватного по своим функциям новым социально-экономическим условиям.
Новые реалии существования России как самостоятельного государства, активного участника международных торговых отношений, сохранение курса на «открытость» российской экономики и ее интеграцию в систему мирохозяйственных связей, либерализация всех форм внешнеэкономической деятельности потребовали создания разветвленной, многоуровневой системы таможенных органов, способной одновременно разрабатывать стратегию развития таможенного дела и непосредственно воплощать в жизнь механизмы таможенно-правового регулирования внешнеэкономических связей, защищать экономические интересы и безопасность страны, обеспечивать наиболее эффективное взаимодействие таможенных органов различного уровня и функциональной направленности, имеющей выработанные механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена значительной потребностью в прикладном научно-экономическом инструментарии оценки достоверности декларирования перемещаемых через таможенную границу товаров с целью обеспечения требуемого уровня эффективности системы таможенного контроля и таможенного администрирования в целом.
Таможенная проблематика попадает в поле интереса российской правовой науки во второй половине XIX века. В данный период большой вклад в процесс становления теоретических основ деятельности таможенных органов, внесли И.Аксаков, В.Витчевский, Л.Воронов, С.Князьков, И.М.Кулишера, К.Лодыженский, Д.И.Менделеев, Е.В.Осокин, Д.Толстой, С.М.Соловьев, И.Т.Тарасов, М.Чернушевич и другие.
В советский период пристальное внимание к изучению вопросов правового статуса таможенных органов проявили И.Л.Бачило, Д.Н.Бахрах, Б.Н.Габричидзе, А.Н.Козырин, А.С.Круглов, Ю.Г.Кисловский, М.Лазарев, А.Ф.Лисов, Л.Н. Марков, В.А.Максимцев, А.И. Потяев, К.К. Сандровский, Б.М.Угаров, В.Г. Храбсков, Г.Н.Чмель и другие авторы. В постсоветский период к таможенной проблематике обращались такие авторы, как Н.М.Блинов, Б.Н. Габричидзе, В.Г.Драганов, В.Е.Зобов, А.Г.Кабальнов, Ю.Г.Кисловский, А.Н.Козырин, А.Н.Мячин, Н.А.Суслов, Л.Л.Хомяков и другие.
В последние годы интерес к проблемам правового регулирования деятельности таможенных органов только усиливается, привлекая внимание молодых ученных, среди к которых, несомненно, необходимо отметить В.В.Блохина, Е.Н.Агишеву, В.М.Зябкина, И.Б.Новокшенова, Д.В. Заседателева, И.В.Тимошенко, Н.А.Суслова, Н.В. Прусакову.
Объектом дипломной работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования таможенных органов Российской Федерации и формировании таможенной стоимости товаров.
Предметом дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие таможенную стоимость товаров.
Целью дипломной работы является комплексный, на основе норм и принципов административного права анализ института таможенных органов в Российской Федерации в условиях глобализации внешней торговли и структурной перестройки экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни российского общества; исследование основных концепций организации и функционирования таможенных органов в России, их правового статуса, полномочий, системы, а также выявление возможностей для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы.
В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:
- провести исторический анализ возникновения и развития института таможенных органов в России, определить основные этапы его развития и признаки, определяющие специфику каждого исторического этапа, выявить исторические тенденции развития и функционирования указанного института;
- провести комплексный анализ теоретико-правовых основ деятельности таможенных органов, определить и исследовать основные элементы, составляющие содержание института таможенных органов, проанализировать задачи, основные функции и характерные особенности таможенных органов Российской Федерации;
- проанализировать нормы действующего законодательства, юридическую литературу, правоприменительную практику с целью уточнения понятия «таможенный орган»;
- выявить и сформулировать понятие «система таможенных органов», проанализировать системообразующие факторы и признаки, характерные для совокупности таможенных органов как единой, централизованной системы;
- провести комплексный анализ существующей системы таможенных органов, исследовать правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов Российской Федерации;
- подвергнуть системному анализу полномочия таможенных органов в сфере экономки, обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации;
- рассмотреть правовые основы, сущность и содержание деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере экономической безопасности;
- выявить существующие недостатки, пробелы и противоречия российского законодательства, выдвинуть и обосновать предложения по совершенствованию административно-правового статуса таможенных органов.
Методологической основой дипломной работы служит система современных общенаучных методов познания. В рамках исследования использованы: конкретно-исторический, структурно-функциональный, системный, а также частнонаучные методы − сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, конкретно-социологический и иные методы. Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей развития и функционирования института таможенных органов требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 г., многосторонние международно-правовые акты (в том числе Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г., Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств 1995 г., Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г., Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г., Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г. и другие); двусторонние международные соглашения; федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ); федеральные законы (Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и другие), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Рос-сии, акты министерств и ведомств, нормативные акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ статистических данных деятельности таможенных органов по предотвращению и расследованию преступлений и административных правонарушений позволяет обосновано заключить, что таможенные органы в условиях складывающейся экономической и политической ситуации, продолжающегося спада производства, остаются одним из основных государственных институтов, реально выполняющих не только задачи по наполнению доходной части федерального бюджеты, но и защиты экономического суверенитета и безопасности как государства в целом, так и отдельных ее граждан.
Таможенные органы, осуществляя комплекс согласованных правовых, оперативно-розыскных, организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых мер, направленных на профилактику и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела и экономики в целом, выступают важным элементом правоохранительного механизма Российского государства.
В связи с этим, на наш взгляд, представляется необходимым, внести изменение в ст. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающее прямое указание нормы на принадлежность таможенных органов к правоохранительным органам Российской Федерации.
В качестве особого направления правоохранительной деятельности таможенных органов следует выделить деятельность таможенных органов, направленную на обеспечение национальной безопасности государства.
Таможенные органы призваны, прежде всего, обеспечить защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, экономических прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов. Направленность на обеспечение экономической безопасности во многом обусловлена предназначением таможенного дела как сферы деятельности.
Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства комплексом взаимосвязанных и взаимодополняющих средств, которые можно условно разделить на две группы:
1) средства, применяемые в рамах правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов;
2) средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относятся: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, их взимание, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).
Проведенный анализ деятельности таможенных органов по обеспечению законности, правопорядка и экономической безопасности в Российской Федерации позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день нормативная база, регламентирующая взаимодействие таможенных органов с иными органами и организациями при обеспечении безопасности Российской Федерации, недостаточно сформирована. Данное обстоятельство является серьезным препятствием в решении задач по обеспечению безопасности Российского государства.
На взгляд автора, в ближайшее время для совершенствования деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности, необходимо:
1. Определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных специалистов и служб Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, налоговых органов.
2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.
|