Аннотация: |
Введение
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.
Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. По моему мнению, существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.
При создании налоговой системы РФ не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому существуют многочисленные противоречия.
Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот играет отрицательную роль в формировании рыночной экономики.
На стадии становления налоговой системы правовая форма налоговой системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя еще утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот, объектов обложения).
Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Наша налоговая система в настоящее время практически не способна выполнять те функции, которые на нее возложены, что в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Налогообложение физических лиц" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Налогообложение физических лиц".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Налогообложение физических лиц". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Налогообложение физических лиц" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Налогообложение физических лиц" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Налогообложение физических лиц" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ условий "Налогообложение физических лиц".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Налогообложение физических лиц" с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Налогообложение физических лиц";
2. Сказать об актуальности проблемы "Налогообложение физических лиц" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Налогообложение физических лиц";
4. Обозначить тенденции развития налогообложение физических лиц;
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Налогообложение физических лиц" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Налогообложение физических лиц", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Заключение
Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 216-ФЗ) существенно изменил основной налоговый документ страны. Немалая часть поправок касается главы 23 НК РФ. Их можно разделить на две группы: вступающие в силу с 1 января 2008 года и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Рассмотрим эти изменения.
Статья 208 НК РФ расширяет перечень доходов, являющихся объектом налогообложения. К ним отнесены доходы, полученные от иностранных организаций в связи с деятельностью их обособленных подразделений, не являющихся постоянными представительствами. При этом согласно статье 226 НК РФ такие обособленные подразделения, с 1 января 2008 года приобретают статус налоговых агентов. Другими словами, российские граждане, работающие в указанных обособленных подразделениях иностранных компаний, поставлены в равное положение с работниками российских организаций.
Положения статьи 211 НК РФ подвергнуты редакционной правке. Уточнено, что при определении суммы дохода в натуральной форме из нее исключается частичная оплата налогоплательщиком полученных (потребленных) им товаров, работ, услуг.
Из подлежащей налогообложению материальной выгоды (ст. 212 НК РФ) исключены:
- материальная выгода, полученная в связи с операцией с банковскими картами (не являющимися кредитными) в течение беспроцентного периода, определенного договором;
- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство или приобретение жилья (в случае, если налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета).
Уточнен порядок определения дохода в виде материальной выгоды от пользования заемными (кредитными) средствами в рублях. Ставка рефинансирования ЦБ РФ определяется не на дату получения налогоплательщиком средств, а на дату фактического получения налогоплательщиком дохода.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. В связи с этим остается сожалеть, что законодатель вновь не увидел пробела в правовом регулировании ситуации. Ведь если налогоплательщик получает заем на беспроцентной основе, дату фактического получения дохода (наличие которого не вызывает сомнений) определить физически невозможно.
Важнейшее изменение предусмотрено абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 212 НК РФ. С 1 января 2008 года на налоговых агентов возлагается обязанность определять налоговую базу в виде материальной выгоды налогоплательщика, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Они же будут обязаны удерживать и перечислять налог. До указанной даты налогоплательщики в подобной ситуации обязаны определять налоговую базу и уплачивать налог самостоятельно.
Законодатель впервые установил размер суточных, не включаемых в доход налогоплательщиков - не более 700 руб. в день на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за границей. Такие изменения внесены в пункт 3 статьи 217 НК РФ.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен суммами, получаемыми налогоплательщиками из бюджета, в том числе, в виде жилищных субсидий (пункты 35 и 36 статьи 217 НК РФ).
С 1 января 2008 года имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилой недвижимости, не может применяться в случаях, если оплата соответствующих расходов произведена за счет жилищных субсидий. Такой вывод следует из новой редакции абзаца 19 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Статья 223 НК РФ дополнена положением, устанавливающим порядок определения даты фактического получения дохода в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца. Это последний день работы физического лица, за который ему начислен доход.
Абзац 6 пункта 2 статьи 224 НК РФ с 1 января 2008 года фактически возвращается к редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми жилищными займами (кредитами), вновь будут облагаться налогом по ставке 35 %.
Новая статья 214.2 НК РФ посвящена особенностям определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках. В отличие от прежнего порядка, законодатель не оговаривает, что эти особенности касаются доходов, полученных от банков, находящихся на территории Российской Федерации. Данная статья должна корреспондировать с пунктом 27 статьи 217 НК РФ. Однако в последней норме, тем не менее, сохранена оговорка, согласно которой речь идет о вкладах в банках, находящихся на территории Российской Федерации. Указанное обстоятельство создает некоторую неопределенность.
В пункте 27 той же статьи новый абзац регулирует ситуации, когда размер процентов по рублевому вкладу превысил ставку рефинансирования ЦБ РФ вследствие ее снижения в период действия договора. Сумма таких процентов не подлежит налогообложению при соблюдении следующих условий:
- на момент заключения либо продления договора проценты по договору не превышали ставку рефинансирования ЦБ РФ;
- размер процентов в течение периода их начисления не повышался;
- с момента, когда процентная ставка по вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, прошло не более трех лет.
В статье 219 НК РФ серьезнейшие изменения претерпел порядок предоставления социальных налоговых вычетов, связанных с оплатой обучения и лечения налогоплательщика и членов его семьи. Вводится новый вид социальных налоговых вычетов - связанных с уплатой взносов на негосударственное пенсионное обеспечение. Напомним, что действие новых положений статьи 219 НК РФ распространено на отношения, возникшие с 1 января 2007 года. Однако тот факт, что этим нормам придана обратная сила, выглядит неоднозначным. С одной стороны, новые виды социальных налоговых вычетов улучшают положение налогоплательщиков. С другой - суммовые ограничения стали более жесткими, поскольку до введения в действие указанных новшеств общий размер социальных налоговых вычетов предельной суммой не ограничивался. В связи с этим соответствующие положения Закона № 216-ФЗ представляются спорными с точки зрения соответствия пункту 2 статьи 5 НК РФ.
Важное изменение коснулось формирования налоговой базы при продаже жилой недвижимости (ст. 220 НК РФ). Налогоплательщик получает право при уступке права требования по договору, связанному с долевым строительством, уменьшить сумму своих доходов на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от уступки права требования, указанного выше.
Подводя итог, скажем, что однозначно оценить изменения, вносимые в главу НК РФ, в отношении налогов с физических лиц, довольно сложно.
Видимо, каждый налогоплательщик, в зависимости от ситуации, сможет сам определить, какие из новшеств пойдут ему на пользу, а какие ухудшат его положение.
|