Аннотация: |
Введение
В современной рыночной экономике рынок ценных бумаг (РЦБ) занимает особое и весьма важное место.
История рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков. 400 лет назад, в 1592 году, в Антверпене был впервые обнародован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на местной бирже. Этот год считается годом зарождения фондовых бирж как специальных организаций, занимающихся куплей-продажей ценных бумаг. Первая официальная биржа в России была открыта в Санкт-Петербурге в год его основания (1703), и, хотя она длительное время была товарной, на ней велась торговля и фондовыми ценностями — векселями в иностранной валюте. К 1913 году в России насчитывалось уже около 70 фондовых бирж.
В условиях зарегулированной экономики советского периода ценных бумаг просто не было. Имели хождение лишь облигации государственных внутренних займов, которые можно назвать ценной бумагой лишь с большой натяжкой из-за принудительного характера распределения большинства выпусков этих займов и отсутствия свободного обращения.
Однако по мере проникновения в постсоветскую экономику рыночных механизмов, ускорения процессов разгосударствления и возникновения негосударственных структур неизбежно должен был возникнуть рынок ценных бумаг, фондовый рынок. Надо отметить, что фондовый рынок становится самым динамично развивающимся сектором российской экономики.
Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентам ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.
К особенностям формирования российского рынка ценных бумаг следует отнести выпуск акций при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации. В России массовая приватизация привела к появлению в обороте огромного количества ценных бумаг, однако для мирового опыта такой путь расширения фондового рынка не характерен. Обычно в странах с развитой рыночной экономикой приватизируемые предприятия уже являются акционерными обществами, контрольный пакет акций которых (то есть пакет, дающий возможность полного контроля над предприятием) принадлежал до приватизации государству.
Еще одной особенностью формирования рынка ценных бумаг в России стала эмиссия федеральными органами власти части государственных ценных бумаг не для привлечения денежных средств, а с целью придания более цивилизованно-рыночной (как следствие и более ликвидной) формы государственным долгам.
Именно с этой целью были эмитированы облигации Внутреннего государственного валютного займа и Казначейские обязательства, сюда с некоторыми оговорками можно также отнести Приватизационные чеки Российской Федерации образца 1993 года. Как и в случае с акциями приватизированных предприятий, эти «нестандартные» государственные ценные бумаги заложили основы современного рынка ценных бумаг в России.
Рынок ценных бумаг является одним из ключевых факторов регулирования процесса инвестирования капитала и его миграции путем притока в те отрасли, где в нем остро нуждаются, и, покидая те отрасли, где наблюдается его излишек, и прибыльность вложения в которые снижается.
Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. На нем ценные бумаги служат предметом купли-продажи с использованием комплекса цен, чем отличаются от обычных товаров.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственные структуры призваны выступать и в качестве структурообразующей силы, и в качестве регулирующих органов, прежде всего через механизмы законодательного регулирования.
Изучение научных работ по теме исследования показало, что отдельные аспекты организации операций с ценными бумагами на фондовом рынке рассматривались в ряде работ таких ученых, как Абрамов А.А., Агеев А.В., Аксенова Г.В., Алексеев М.Ю., Жинкин А.Ю., Калинин М.В., Лансков П.Н., Лауфер М.А., Миркин Я.М., Петров В.П., Рубцов Б.Б., Сизов Ю.С., Соловьев Д.В., Томлянович С.А.. Зарубежный опыт формирования фондового рынка содержится в работах Р. Коуза, Х. Зингера, П. Самуэльсона, О. Уильямсона.
Предметом данной работы является изучение основных аспектов организации операций с ценными бумагами на фондовом рынке.
Объектом работы являются ценные бумаги на фондовом рынке.
Цель работы – изучить теоретические основы организации операций с ценными бумагами на фондовом рынке и рассмотреть направления совершенствования операций с ценными бумагами на фондовом рынке.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить экономические основы операций с ценными бумагами;
Рассмотреть основные аспекты анализа операций с ценными бумагами на фондовом рынке;
Выявить направления оптимизации операций с ценными бумагами на фондовом рынке.
Заключение
Проведение экономических реформ в России привело к возрождению рынка ценных бумаг – важнейшего и неотъемлемого элемента финансовой системы любой развитой страны. Роль рынка ценных бумаг, называемого также фондовым рынком, в современной системе финансовых отношений исключительно велика. С его помощью свободные денежные средства предприятий и сбережения физических лиц превращаются в реальные активы – здания, сооружения, оборудование, сырье и т.д.
Фондовый рынок охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся посредством выпуска специальных документов – ценных бумаг.
Ценная бумага (security) представляет собой документ, который имеет денежную стоимость, отражает связанные с ним имущественные права или долговые обязательства, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи или иных сделок, а также служит источником получения регулярного или разового дохода.
В зависимости от сущности выражаемых экономических отношений различают долговые (облигации, депозитные сертификаты, векселя), долевые (акции) и производные (фьючерсы, опционы) ценные бумаги.
Настоящая работа посвящена рассмотрению анализа операций с ценными бумагами на фондовом рынке. Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми “фигурами” в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.
Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире, с большим процентом так называемых финансовых пирамид, но, вследствие, таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на “рельсы” рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений. А последний кризис 17 августа – крах новой по форме финансовой пирамиды – пирамиды государственных ценных бумаг (ГКО), являющихся во всем мире наиболее надежными ценными бумаги привел к полной потери доверия населения к данной отрасли.
При написании работы были выполнены поставленные задачи, и можно сделать вывод о том, что главная цель работы - достигнута.
Являясь составной частью финансовой системы, фондовый рынок способствует созданию финансовых источников экономического роста, концентрирует и эффективно перераспределяет инвестиционные ресурсы, поддерживая оптимальную отраслевую структуру экономики. Поэтому для формирования эффективной рыночной экономики в нашей стране необходима значительная активизация деятельности фондового рынка с целью вовлечения в рыночный оборот ценных бумаг рынка капиталов. Особое значение в решении поставленных задач имеет формирование развитой инфраструктуры фондового рынка, как связующего звена между инвесторами и эмитентами, обеспечивающего аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляющего финансовые потоки на приоритетные ценные бумаги эмитентов, дающие наибольшую доходность.
Между тем в настоящее время рынок капиталов функционирует недостаточно эффективно. Негативные свойства отечественного фондового рынка такие, как «неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры» отмечены в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства РФ 19 января 2006 года. Необходимость совершенствования и развития инфраструктуры фондового рынка приобретает особую актуальность в свете происходящих в мировой экономике процессов глобализации и интеграции национальной экономики России в мировое экономическое пространство. От успешного решения этой задачи в значительной мере зависят перспективы развития фондового рынка в нашей стране, его позиции на мировом фондовом рынке, а также эффективность его использования для обеспечения экономического роста.
Эффективность привлечения ресурсов на финансовых рынках зависит от уровня транзакционных издержек инвесторов и компаний, обращающихся к возможностям привлечения ресурсов на финансовом рынке.
В настоящее время существует ряд достаточно очевидных решений, которые могли бы существенно снизить эти издержки.
В части налогообложения объем привлекаемых на рынках ценных бумаг инвестиций сдерживается отсутствием унификации налогообложения доходов от финансовых инструментов различного типа. В этой связи следует унифицировать налоговую ставку, установив единую ставку налога на процентный доход по государственным и корпоративным облигациям.
В области корпоративного законодательства пришло время ликвидировать излишние, неоправданные с точки зрения защиты интересов инвесторов, ограничения на выпуск ценных бумаг акционерными обществами. Предлагается пересмотреть ограничения для акционерных обществ при определении максимально возможного объема эмиссии, а именно, отменить требование о том, что номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.
Избыточные транзакционные издержки реципиентов инвестиций возникают при их взаимодействии с профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Предлагается комплекс мер по снижению уровня затрат эмитентов корпоративных облигаций, связанных с их размещением.
Привлечение инвестиций на финансовом рынке связано с более высокой информационной прозрачностью, которая может способствовать также возникновению интереса к предприятию-реципиенту со стороны недобросовестных корпоративных агрессоров. Увеличение объема ценных бумаг, обращающихся на рынке, может способствовать повышению эффективности технологий недобросовестных корпоративных захватов. Поэтому составной частью политики по привлечению потенциальных реципиентов инвестиций на финансовый рынок должны стать меры, направленные на развитие технологий защиты от недобросовестных корпоративных захватов, в том числе совершенствование законодательства.
Одной из мер, обеспечивающих соблюдение такого основополагающего принципа корпоративного управления как равное отношение компании к акционерам, является запрет лицам, обладающим необщедоступной (привилегированной) информацией, осуществлять операции с ее использованием или передавать ее третьим лицам. Использование такой информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния общества и его деловой репутации, а также нанести вред финансовому рынку в целом. |