Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В период перехода к рыночной экономике многие отечественные предприятия столкнулись с проблемами управления затратами, возникшими в результате изменчивости конъюнктуры рынка и обострения конкуренции между товаропроизводителями. Возникла необходимость точного прогнозирования состояния затрат, отыскания возможных путей снижения издержек, отслеживания рентабельности отдельных видов продукции и формирования ассортимента выпускаемой продукции, приносящего предприятию максимальную прибыль.
Оценка роли затрат в развитии предприятий постепенно меняется во всем мире в сторону признания ключевого значения фактора затрат и управления ими в обеспечении эффективного развития предприятия. Процесс промышленного производства можно представить как соединение ресурсов с целью получения необходимого продукта. Он имеет технологическую и экономическую стороны: конструирование изделий теоретически любым способом и из любых ресурсов, но наиболее экономичным. В этом заключается роль управления затратами, поскольку эта сфера производственного менеджмента призвана найти, создать и обеспечить наиболее экономичный способ производства продукции.
Поэтому проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. Важное значение в управлении затратами имеет информационная база. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий влияет на адекватность принимаемых управленческих решений.
Теоретические и практические вопросы сущности управления затратами широко обсуждаются и нашли отражение в работах таких российских авторов, как Хамидулли-на Г.Р., Лычева В.В., Котляров С.А., Шляго Н.Н., Белов A.M., Добрин Г.Н., Карлик А.Е., Николаева С.А., Селютина СВ., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В., Епифанцева Е.И., Лабзунов П.П. и другие. Отметим, что эти вопросы с точки зрения их практической реализации довольно хорошо освещены и в периодической печати.
Современные проблемы развития управленческого учета рассмотрены в отечественных работах: Алборова Р.А., Хоружий Л.И., Шестаковой О.В., Мишина Ю.А., Адамова Н.А., Ларичкина Ф.Д., Палий В.Ф., Безруких П.С, Карповой Т.П. и других авторов.
Из переводной литературы наибольшей известностью по данным вопросам пользуются работы таких авторов, как Шанк Д.К., Говиндарад-жан В., Шим Дж.К., Сигел Дж. Г., Манн Р., Майер Э., Мюллендорф Р., Кар-ренбауэр М., Друри К., Энтони Р., Рис Дж., Хорнгрен Ч.Т., Хан Д., Скоун Т., Горрисон Р.
Многочисленные зарубежные и отечественные исследователи наряду с общетеоретическими подчеркивают актуальность практических задач адаптации управления затратами к конкретным условиям функционирования промышленных предприятий. Важными выступают вопросы усиления связи уровня затрат с результатами производственной деятельности, нашедшие отражение в работах ведущих российских и зарубежных ученых: Коновалова В.М., Беляева В.К., Риполь-Сарагоси Ф.Б., Моргунова Р.В., Фалько С, Алборова Р.А., Драккер Питера Ф.
Среди ученых, занимающихся решением вопросов информационного обеспечения процесса управления затратами, следует выделить следующих: Фостер Дж., Сигел Дж.К., Фридман П., Яругова А., Осипова В.И., Албего-ву И.А., Глущенко В.В., Глущенко И.И. и др.
Высоко оценивая результаты проведенных названными авторами исследований, отметим, что некоторые положения в трактовке сущности управления затратами приводили к возникновению терминологической путаницы, связанной с основными понятиями управления затратами в целом.
Целью работы является разработка направлений совершенствования системы управления затратами как основы повышения эффективности деятельности предприятий.
При этом в качестве основных задач, конкретизирующих цель исследования и пути её достижения, автор рассматривает следующие:
- исследование теоретических основ управления затратами как системы для определения ее места и роли в общей системе управления предприятием;
- анализ основных подходов к моделированию процесса управления затратами и обоснование необходимости совершенствования его информационного обеспечения;
- оценка факторов внешней и внутренней среды, определяющих со
стояние системы управления затратами на предприятиях;
- обоснование основных требований к процессу моделирования и программному обеспечению управления затратами;
- разработка модели учета и планирования затрат, как инструмента реализации важнейших функций управления ими;
- предложение рекомендаций по совершенствованию системы управления затратами, заключающихся в формировании информационного обеспечения и систематизации информационных потоков.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования затрат предприятия.
Объектом является Рекламное агентство ООО "Глория".
Теоретическая и методологическая основа исследований. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления затратами, исследования систем управления, управленческого учета, производственного и стратегического менеджмента. В качестве нормативно-информационной базы были использованы законодательные, нормативно-организационные документы, данные финансовой отчетности промышленных предприятий, научные публикации и материалы периодической печати, статистические данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время ООО «ГЛОРИЯ» продолжает совершенствовать свою маркетинговую политику. Основными задачами на 2007 год в области маркетинга являются: контроль оттока, привлечение новых клиентов, повышение качества клиентского сервиса, качества работы, совершенствование взаимодействия, развитие бизнеса, слияний и поглощений, синергии и конвергенции, оптимизации расходов.
Компания нацелена на дальнейшее укрепление своих позиций, используя и развивая факторы, определяющие конкурентоспособность на рынке.
Если компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств — как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.
Выводы:
1) на основании анализа различных подходов к управлению затратами
сформулировано понятие «система управления затратами», что позволило
уточнить ее место и роль в общей системе управления предприятием и повышении эффективности его деятельности;
2) выявлены основные причины неэффективного функционирования систем управления затратами, существующие в настоящее время на предприятиях машиностроительного комплекса, обусловленные как внешними условиями, так и внутренними;
3) разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления затратами предприятия, выраженные в формировании информационной базы и более качественной реализации функций управления затратами;
4) предложено моделирование учета и планирования затрат, основанное на компьютерной обработке информации о затратах, расчете оптимальной производственной программы и основных результирующих показателей.
1) утверждение о том, что управление затратами должно рассматриваться как система с выделением цели, задач, объекта и субъекта управления, основных функций и характеристик системы;
2) исследование внешних и внутренних составляющих деятельности
ФПГ с целью выявления условий функционирования и состояния системы
управления затратами как основа ее совершенствования;
3) рекомендации по совершенствованию системы управления затратами, направленные на повышение эффективности деятельности. |