Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В период перехода к рыночной экономике многие отечественные предприятия столкнулись с проблемами управления затратами, возникшими в результате изменчивости конъюнктуры рынка и обострения конкуренции между товаропроизводителями. Возникла необходимость точного прогнозирования состояния затрат, отыскания возможных путей снижения издержек, отслеживания рентабельности отдельных видов продукции и формирования ассортимента выпускаемой продукции, приносящего предприятию максимальную прибыль.
Оценка роли затрат в развитии предприятий постепенно меняется во всем мире в сторону признания ключевого значения фактора затрат и управления ими в обеспечении эффективного развития предприятия. Процесс промышленного производства можно представить как соединение ресурсов с целью получения необходимого продукта. Он имеет технологическую и экономическую стороны: конструирование изделий теоретически любым способом и из любых ресурсов, но наиболее экономичным. В этом заключается роль управления затратами, поскольку эта сфера производственного менеджмента призвана найти, создать и обеспечить наиболее экономичный способ производства продукции.
Поэтому проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. Важное значение в управлении затратами имеет информационная база. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий влияет на адекватность принимаемых управленческих решений.
Теоретические и практические вопросы сущности управления затратами широко обсуждаются и нашли отражение в работах таких российских авторов, как Хамидулли-на Г.Р., Лычева В.В., Котляров С.А., Шляго Н.Н., Белов A.M., Добрин Г.Н., Карлик А.Е., Николаева С.А., Селютина СВ., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В., Епифанцева Е.И., Лабзунов П.П. и другие. Отметим, что эти вопросы с точки зрения их практической реализации довольно хорошо освещены и в периодической печати.
Современные проблемы развития управленческого учета рассмотрены в отечественных работах: Алборова Р.А., Хоружий Л.И., Шестаковой О.В., Мишина Ю.А., Адамова Н.А., Ларичкина Ф.Д., Палий В.Ф., Безруких П.С, Карповой Т.П. и других авторов.
Из переводной литературы наибольшей известностью по данным вопросам пользуются работы таких авторов, как Шанк Д.К., Говиндарад-жан В., Шим Дж.К., Сигел Дж. Г., Манн Р., Майер Э., Мюллендорф Р., Кар-ренбауэр М., Друри К., Энтони Р., Рис Дж., Хорнгрен Ч.Т., Хан Д., Скоун Т., Горрисон Р.
Многочисленные зарубежные и отечественные исследователи наряду с общетеоретическими подчеркивают актуальность практических задач адаптации управления затратами к конкретным условиям функционирования промышленных предприятий. Важными выступают вопросы усиления связи уровня затрат с результатами производственной деятельности, нашедшие отражение в работах ведущих российских и зарубежных ученых: Коновалова В.М., Беляева В.К., Риполь-Сарагоси Ф.Б., Моргунова Р.В., Фалько С, Алборова Р.А., Драккер Питера Ф.
Среди ученых, занимающихся решением вопросов информационного обеспечения процесса управления затратами, следует выделить следующих: Фостер Дж., Сигел Дж.К., Фридман П., Яругова А., Осипова В.И., Албего-ву И.А., Глущенко В.В., Глущенко И.И. и др.
Высоко оценивая результаты проведенных названными авторами исследований, отметим, что некоторые положения в трактовке сущности управления затратами приводили к возникновению терминологической путаницы, связанной с основными понятиями управления затратами в целом.
Целью работы является прогнозирование затрат на предприятии как основы повышения эффективности деятельности предприятий.
При этом в качестве основных задач, конкретизирующих цель исследования и пути её достижения, автор рассматривает следующие:
- исследование теоретических основ прогнозирования затрат как системы для определения ее места и роли в общей системе управления предприятием;
- анализ основных подходов к моделированию процесса прогнозирования затрат и обоснование необходимости совершенствования его информационного обеспечения;
- оценка факторов внешней и внутренней среды, определяющих со
стояние системы прогнозирования затрат на предприятиях;
- обоснование основных требований к процессу моделирования и программному обеспечению прогнозирования затрат;
- разработка модели прогнозирования затрат, как инструмента реализации важнейших функций управления ими;
- предложение рекомендаций по совершенствованию системы прогнозирования затрат, заключающихся в формировании информационного обеспечения и систематизации информационных потоков.
Предмет исследования – способы и методы прогнозирования затрат.
Объектом является Рекламное агентство ООО "Глория".
Теоретическая и методологическая основа исследований. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления затратами, исследования систем управления, управленческого учета, производственного и стратегического менеджмента. В качестве нормативно-информационной базы были использованы законодательные, нормативно-организационные документы, данные финансовой отчетности промышленных предприятий, научные публикации и материалы периодической печати, статистические данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время ООО «ГЛОРИЯ» продолжает совершенствовать свою маркетинговую политику. Основными задачами на 2007 год в области маркетинга являются: контроль оттока, привлечение новых клиентов, повышение качества клиентского сервиса, качества работы, совершенствование взаимодействия, развитие бизнеса, слияний и поглощений, синергии и конвергенции, оптимизации расходов.
Компания нацелена на дальнейшее укрепление своих позиций, используя и развивая факторы, определяющие конкурентоспособность на рынке.
Если компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств — как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.
Выводы 1. Операционный рычаг является инструментом управления и влияния на прибыль предприятия. Производственный леверидж (операционный рычаг) — это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
2. Грамотное использование операционного рычага позволяет достичь требуемых результатов: задавать запас финансовой прочности, силу операционного рычага, получать ожидаемую прибыль.
3. В качестве одного из способов оценки влияния на составляющие операционного рычага, а именно на затраты, рассмотрен наиболее распространенный метод прогнозирования затрат — метод наименьших квадратов на основе регрессионной модели.
4. Все расчеты при построении регрессионной модели и прогнозировании затрат не требуют много времени и усилий, так как их можно проводить в Excel.
Используя модель с разделенными переменными, получаем следующий прогноз: если в текущем периоде фонд оплаты труда составит 9550 тыс. руб., затраты на обучение персонала – 1901 тыс. руб. и затраты на услуги – 2259 тыс. руб., то следует ожидать, что объем информационных услуг составит 9241 тыс. руб., а объем консалтинговых услуг – 32006 тыс. руб. (фактически целевые показатели составили 9305 и 31506 тыс. руб., соответственно). Меняя значения плановых затрат, можно проследить динамику прогнозных оценок целевых переменных.
Можно решить также обратную задачу: задаваясь значениями целевых переменных, определить уровень необходимых для их достижения ресурсов. Согласно прогнозу, для достижения требуемых значений целевых показателей – объема информационных услуг 9356 тыс. руб. и объема консалтинговых услуг 31721 тыс. руб. – необходимо вложить ресурсы в объеме: фонд оплаты труда 9581 тыс. руб., затраты на обучение персонала – 1882 тыс. руб. и затраты на услуги – 2222 тыс. руб. Как видно из таблицы 1, фактически эти значения целевых показателей были получены при затратах на оплату труда, обучение персонала и развитие услуг 9550; 1901 и 2259 тыс. руб. соответственно, т.е. наблюдается достаточно хорошее совпадение прогноза с фактом.
На основании анализа различных подходов к управлению затратами
сформулировано понятие «система управления затратами», что позволило
уточнить ее место и роль в общей системе управления предприятием и повышении эффективности его деятельности; выявлены основные причины неэффективного функционирования систем прогнозирования затрат, существующие в настоящее время на предприятии, обусловленные как внешними условиями, так и внутренними; разработаны рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования затрат на предприятии, выраженные в формировании информационной базы и более качественной реализации функций управления затратами;
Предложено моделирование учета и планирования затрат, основанное на компьютерной обработке информации о затратах, расчете оптимальной производственной программы и основных результирующих показателей. Утверждение о том, что управление затратами должно рассматриваться как система с выделением цели, задач, объекта и субъекта управления, основных функций и характеристик системы. Исследование внешних и внутренних составляющих деятельности с целью выявления условий функционирования и состояния системы прогнозирования затратами как основа ее совершенствования.
После проработки данных модели затрат руководство ООО «Глория» дает рекомендации по проведению мероприятий для оптимизации затрат и процессов на местах. И далее менеджеры преступают непосредственно к осуществлению этих перемен:
• оптимизация процессов,
• анализу составляющих выполняемых функций - основная, вспомогательная, «отвлекающая».
• внесению изменений в организацию труда,
• внедрение новых технологий/оборудования,
• поиск новых поставщиков - организация снабжения,
• реорганизация рабочих мест (в офисе, на складе),
• повышение производительности/устранение причин недостаточной эффективности,
• и так далее.
В данной работе показано что, для оптимизации затрат и повышения эффективности планирования в компании ООО «Глория» используются следующие пути: уменьшение, где это возможно всех статей затрат; введение контроля за всеми этапами бизнеса; введение новых компьютерных технологий; внедрение новых аналитических систем; сокращение и устранение видов деятельности, мешающих эффективному управлению; выявление посредствам методологии АВС слабых мест и ошибок, для дальнейшего их устранения и т.д.
Таким образом, выполнение глобальной миссии предусматривает следующее:
• оптимизацию затрат,
• увеличение доходов,
• максимизацию прибыли. |