Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В конце 90-х годов XX века в Российской Федерации остро стала проблема сохранения целостности государства. Ни подписание Федеративного договора в 1992 году, ни принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году не внесли окончательной стабильности в этот вопрос. Республики стали самостоятельно принимать свои конституции, законы, формировать свои правовые системы, не опираясь на приоритеты федерального центра и федеральное законодательство. Многие из них включали в тексты своих нормативных правовых актов положения, противоречащие федеральной Конституции, - право на сецессию, процедуру ратификации федеральных законов, право самостоятельно объявлять военное положение и т.д. Так, Республика Тыва записала в своей Конституции (ч. 4 ст. 1), что она имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного голосования Республики Тыва. Бурятия провозгласила себя суверенным государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории (ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Бурятия). Этому примеру последовали Калмыкия, Алтай, Кабардино-Балкарская и другие республики. Таким образом, к середине 1999 года в Российской Федерации сложилась сложная политическая обстановка, которая характеризовалась стремлением субъектов Федерации к самостоятельности, противоречием федерального и регионального законодательства, несогласованностью деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Российский федерализм стремительно развивался в направлении конфедерализма.
Поэтому назрела острая необходимость проведения комплексной федеративной реформы, целями которой стали: сохранение государственной целостности, укрепление государственной власти, обеспечение конституционного принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, выработка единого подхода к разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, создание механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.
Данный процесс современные ученые связывают с принятием впоследствии в Российской Федерации ряда нормативных актов, которые внесли серьезные изменения в политическую систему государства. В ходе проведения федеративной реформы следует отметить следующие преобразования: введение нового порядка формирования верхней палаты российского парламента; унификация законодательства (приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным); новое территориальное деление России - создание семи федеральных округов; расширение института ответственности органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации; увеличение объема полномочий Президента России в отношении органов государственной власти субъектов Федерации; совершенствование института разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами; регулирование порядка заключения договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий; повышение роли партий в формировании органов государственной власти субъектов Федерации; введение нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), и ряд других. Многие из них вызвали большой политический резонанс, а также широкое обсуждение в ученых кругах.
Несмотря на положительный характер отдельных нововведений, в целом федеративная реформа, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, характеризуется своей непоследовательностью и противоречивостью.
Объект исследований данной работы представляется собой совокупность конституционно-правовых учений о роли и сущности федерализма в современной государственно-правовой действительности РФ.
Предмет работы – законодательство РФ, устанавливающее конституционные основы федеративного устройства и направленные на развитие и укрепление российского федерализма.
Цель данной работы – провести всестороннее анализирование законодательства РФ, конституционно-правовых учения о сущности, особенностях и современном состоянии федерализма в РФ.
Задачи работы, конкретизируя и развивая ее цель, сводятся к следующему:
1. Проанализировать конституционно-правовое понятие федерализма.
2. Осветить роль и значение данного учения в построении российской государственности.
3. Охарактеризовать особенности российского федерализма.
4. Изучить особенности конституционно-правового статуса РФ.
5. Исследовать особенности статуса субъектов РФ.
6. Сформулировать основные проблемы федерализма в РФ и пути их решения
Источниковую базу работы составили современные учебники по конституционному праву, комментарии к Конституции РФ и основные федеральные и федерально-конституционные законы, некоторые специализированные издания и публикации о федеративном устройстве РФ.
Конкретные проблемы развития российского общества, в том числе и федеративных отношений, исследовались в рамках республиканской программы «Народы России: возрождение и развитие» .
Вопросам федеративных отношений в России были посвящены парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федерации в 1996, 1998, 1999 гг., заседания «круглого стола» в Совете Федерации в 1996 г., Госсовета при Президенте РФ в 2005 г.
Для понимания сути российской государственности, формирования и развития федеративных отношений в России ценную научную информацию содержат материалы «круглого стола» в Институте российской истории РАН по теме: «Куда идет Россия? 10 лет реформ» (1994 г.) .
Проблемы совершенствования федеративных отношений получили отражение в материалах ряда международных конференций и симпозиумов, которые проводил Институт комплексных социальных исследований в рамках общей темы «Обновление России: трудный поиск решений» и Международный академический центр социальных наук (Интерцентр). Последний в течение ряда лет регулярно организовывал симпозиумы под общим названием «Куда идет Россия?».
Ряд важных вопросов о путях развития российского федерализма был предметом рассмотрения на заседании «круглого стола» на тему: «Гражданское общество, правовое государство, право», организованного Институтом государства и права и Институтом философии РАН в 2002 г.
Федеративные и межнациональные отношения в РФ в период 1990-2005 гг. активно разрабатывались политологами, юристами, историками, социологами: А.Н. Арининым, И.Н. Барцицем, Л.Ф. Болтенковой, В.И. Буренко, Ю.Е. Булатецким, Е. Бухвальдом, С.Д. Валентеем, Л.М. Дробижевой, М.В. Золотаревой, И.М. Ильинским, К.В. Калининой, В.Н. Лысенко, А.Н. Мацневым, Н.П. Медведевым, В.А. Михайловым, И.О. Мнакацаняном, Ф.Х. Мухаметшиным, В.В. Пустогаровым, Н.П. Распоповым, В.А. Рыжковым, А.И. Соловьевым, Л.В. Смирнягиным, М.В. Столяровым, Э.В. Тадевосяном, Ю.А. Тихомировым, В.А. Тишковым, И.А. Умновой, М.Х. Фарукшиным, В.Е. Чиркиным, А.А. Чичановским, С.М. Шахраем и др.
Проблемы взаимоотношений между Федеральным центром и субъектами Федерации в первой половине 1990-х годов, т.е. в период становления и наиболее активного развития российского федерализма рассматриваются в работах российских ученых С.Д. Валентея, Н.В. Варламовой, М.В. Золотаревой, И.А. Умновой, Ю.Ф. Ярова и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тема имеет достаточно серьезную научную разработку. Это еще раз говорит о значимости и актуальности расстраиваемых в работе вопросов. Помимо этого, теория федерализма являлась предметом научного внимания не только в современный период, но также и в период становления нового российского государства эпохи начала 90-ч годов 20 века. С развитие российской государственности и новыми конституционно-правовыми тенденциями, вопросы и проблемы федерализма и его совершенствования в условиях современных реалий приобретают новый политико-правовой характер и имеют важной практическое значение.
С методологической точки зрения работу характеризуют использование наиболее распространенных приемов и методов исследований. Среди них можно выделить такие, как:
- анализ и синтез законодательства о российском федерализме,
- исторический подход (изучение истории становления федерализма в РФ),
- сравнительно-правовое исследование (изучение различий в правовом статусе субъектов РФ),
- формально-юридический метод (применение наиболее распространенных понятий и категорий),
- системный метод (структурно-логическое изложение исследуемого материала).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация уникальна не только своим историческим своеобразием и этническими характеристиками; она имеет свою историю асимметричности, централизации и децентрализации. Л.М. Дробижева подчеркивает, что «на развитие Федерации оказывают влияние разные исторические, юридические, экономические, географические, этнонациональные условия формирования субъектов Федерации. В Центре доминирует представление, что различия в статусе субъектов, связанные с разнообразием условий, — это явление, которое надо преодолевать. В субъектах Федерации, прежде всего тех, которые задавали тон в диалоге с Центром в 1990-е гг., были убеждены в естественности таких различий, объективных основаниях асимметричности Федерации» .
Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна, был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Стремление регионов к самостоятельному социальному творчеству отвечало и отвечает логике российской демократической федеративной государственности. В ситуации транзита именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей демократическое обустройство социума, стабильность и согласие между всеми составляющими федеративного сообщества. Речь идет о формировании, в конечном итоге, такого типа федерации, который предполагает организацию отношений между центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Центр и регионы должны обладать правами, обязанностями и ресурсами, которые были бы адекватны их базовым целям и функциям.
Начиная с 1990-х гг., федеративные отношения постоянно видоизменялись. Российский федерализм, его принципы, политико-правовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жесткой критике сторонниками унитарного государства и централизации. Совокупность таких государственно-правовых действий в 2000-2005 гг. получила название административной (федеральной) реформы. Серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению широкого спектра взглядов — от полной и безоговорочной поддержки, до негативного и критического отношения. Острая полемика о судьбах федерализма в России всегда имела место, как в политических, так и в научных кругах. В сложившейся в последние полтора десятилетия ситуации становится очевидной необходимость анализа состояния федеративной реформы, выявления ее недостатков и достоинств, осмысления спорных положений, рассмотрения некоторых вопросы оптимизации федеративных отношений с учетом собственного и зарубежного опыта федеративного строительства.
Федеративные отношения должны основываться на демократических принципах и на принятых при участии самих субъектов Федерации законах. Только такой подход может привести к формированию правового государства, в котором каждый субъект Федерации станет действовать как полноправный участник интеграционного процесса, будучи социально, политически и экономически заинтересованным в результатах всесторонней интеграции.
|