Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день банковская система Российской Федерации переживает важнейший этап её реформирования. В условиях грядущего вступления России в ВТО, возрастающей конкуренции, а также изменяющегося законодательства, определяющего принципиально новые подходы к ведению и регулированию банковского бизнеса, важным становится повышение качества систем внутреннего контроля кредитных организаций и корпоративного управления в целом.
Анализ действующей в настоящее время системы внутреннего контроля в ряде кредитных организаций показал, что она нуждается в существенном совершенствовании. Необходимая информация для контроля и анализа доводится до руководства с опозданием, когда уже сложно повлиять на эффективность деятельности и предотвратить потери. Кроме того, ряд положений нормативных актов в данной области не соответствует передовому международному опыту организации и оценке внутреннего контроля в кредитных организациях. Напомним, что в стратегии развития банковского сектора, разработанной Центральным банком Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации от 5 апреля 2005 года, отмечено, что основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта. Отмеченные обстоятельства определяют актуальность и практическую значимость темы дипломной работы.
Для исследования проблем организации системы внутреннего контроля имеется теоретико-методологическая база, основу которой составляют труды известных ученых. Большой вклад в изучение проблем формирования внутреннего контроля кредитных организаций внесли российские авторы, среди которых особое влияние оказали работы О.И. Лаврушина, Г.С. Пановой,
Г.Н. Белоглазовой, В.В. Бурцева, В.А. Гамзы, Н.П. Соколинской, Б.Н. Соколова, В.П. Суйц, А.Д. Шеремета, Н.В. Фадейкиной. Вопросам внутреннего контроля, в той или иной степени, посвящены работы таких известных зарубежных специалистов, как Р. Адамс, Р. Акофф, Э.А. Арене, Дж. Лоббек. В работах этих авторов затронуты многие вопросы, касающиеся содержания внутреннего контроля. Однако методические основы построения качественных систем внутреннего контроля кредитных организаций на современном этапе развития банковской системы остаются пока ещё недостаточно осмысленными как в научном отношении, так и в плане практической реализации. Методы оценки эффективности управленческих решений очень развиты, однако в области оценки качества внутреннего контроля литературы совсем немного, особенно в банковской отрасли.
Таким образом, в современных условиях назрела необходимость научной разработки основ построения систем внутреннего контроля для российских кредитных организаций и оценки их качества, что и предопределило выбор темы, ее цель и задачи, объекты, методы, информационную базу и направления использования результатов работы.
Целью дипломной работы является совершенствование теоретических аспектов формирования систем внутреннего контроля и методики оценки качества систем внутреннего контроля российских кредитных организаций.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
- исследовать систему внутреннего контроля как элемент корпоративного управления кредитной организацией;
- определить основные элементы системы внутреннего контроля кредитной организации;
- сформулировать принципы формирования системы внутреннего контроля;
- проанализировать основные подходы к оценке качества системы внутреннего контроля в российской и зарубежной банковской практике;
- разработать рекомендации по уточнению методики Банка России для оценки качества системы внутреннего контроля кредитной организации.
В соответствии с поставленной целью объектом дипломной работы является система внутреннего контроля как элемент корпоративного управления кредитной организацией.
Предметом дипломной работы являются теоретические аспекты и практика формирования и оценки качества системы внутреннего контроля российской кредитной организации.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, публикации специалистов-практиков, посвященные исследованию систем внутреннего контроля кредитных организаций.
В процессе работы применялись общенаучные методы познания (индукции, дедукции, абстрагирования, анализа и синтеза, систематизации и идентификации), метод экспертных оценок, статистические методы.
Информационную базу дипломной работы составили действующие нормативно-правовые акты РФ и США; российские аудиторские стандарты; документы Базельского комитета по банковскому надзору; статистические данные; публикации по проблематике исследования в периодической печати; материалы, публикуемые в сети Интернет; а также внутренние положения и методики кредитных организаций и формы их отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены:
1) уточнено понятие системы внутреннего контроля кредитной организации, отличающееся от существующих тем, что характеризует систему внутреннего контроля как часть системы корпоративного управления;
2) в наиболее полном виде представлен состав элементов системы внутреннего контроля кредитной организации и определены взаимосвязи между ними. В частности, выделены такие элементы системы внутреннего контроля, как цель, объект, субъект, механизм;
3) дополнены принципы функционирования системы внутреннего контроля. Введен принцип отсутствия конфликта интересов между субъектами системы внутреннего контроля и участниками контролируемых объектов;
4) на основе систематизации подходов к оценке качества системы внутреннего контроля российских и зарубежных кредитных организаций разработана классификация методов оценки качества системы внутреннего контроля кредитных организаций;
5) разработан показатель уровня качества системы внутреннего контроля кредитной организации, представляющий собой средневзвешенное значение количественной и качественной оценок системы;
6) предложены рекомендации по уточнению методики Банка России для оценки качества системы внутреннего контроля кредитных организаций в части применения количественного подхода к оценке системы внутреннего контроля, выделения дополнительных критериев качественной оценки с учетом международного опыта и расширения состава экспертов – участников оценки.
Общие тенденция развития рынка банковских услуг, наиболее важные для МДМ-Банка. Наиболее важными для банка являются следующие виды банковских услуг:
- корпоративный бизнес (привлечение средств юридических лиц, коммерческие кредиты, международный бизнес);
- розничные операции (привлечение вкладов частных лиц, услуги по пластиковым картам, кредиты частным лицам, в том числе ипотечное кредитование, кредиты на неотложные нужды, автокредитование, экспресс-кредитование, ломбардные кредиты и пр.);
- операции на финансовых рынках (брокерские операции, услуги на рынке капитала, управление активами, форексные операции, банкнотные операции, сделки с драгоценными металлами и др.).
Основным условием развития финансовых услуг является стабилизация экономической ситуации в стране. В последние годы наблюдается устойчивое улучшение макроэкономического климата, который характеризуется общим ростом экономики, и в том числе производственного сектора, снижением темпов инфляции, ростом розничного товарооборота, реальных доходов населения и т.д. Происходят глубокие изменения в области законодательства, фискальной, бюджетной политики, структурных реформ. При этом очень важно, что эти изменения происходят в стабильной политической и социальной обстановке.
Развитие предприятий различных отраслей экономики напрямую влияют на развитие банковского сектора, т.к. увеличиваются объемы финансовых операций, совершаемых предприятиями, возникает потребность в привлечении дополнительных средств для развития бизнеса, что вызывает рост объемов кредитования и развитие фондового рынка. Банк оказывает корпоративным клиентам целый комплекс услуг, постоянно расширяя и качественно совершенствуя предлагаемый набор банковских продуктов.
Особое внимание уделяется розничному бизнесу, переживающему в последние годы бурный рост вследствие постоянного роста доходов населения. Несмотря на то, что данный вид бизнеса развит еще достаточно слабо по сравнению с другими странами, осуществляющими переход к рыночной экономике, его потенциал и значение для банковской системы в целом может быть весьма велико. ОАО «МДМ-Банк» предоставляет частным клиентам весь комплекс банковских услуг на уровне мировых стандартов. Постоянное увеличение объемов бизнеса с физическими лицами свидетельствует о росте доверия частных клиентов к банку и высокой оценке качества предоставляемых услуг. ОАО «МДМ-Банк» всегда оперативно реагирует на меняющиеся потребности клиентов. В предложении кредитных услуг постоянно ориентируется на лучшие образцы мирового опыта кредитования розничных клиентов, и постоянно запускает новые виды кредитов, стараясь максимально соответствовать текущим потребностям рынка. При формировании структуры частных вкладов банк придерживается дифференцированного, адресного подхода ко всем категориям клиентов — физических лиц.
Расширение деятельности на финансовых рынках также является одним из приоритетных направлений Банка. Банк предоставляет полный комплекс инвестиционно-брокерских услуг во всех сегментах финансового рынка. Политика Банка ориентирована на высококачественное обслуживание всех категорий инвесторов, установление долгосрочных взаимовыгодных контактов и индивидуальный подход к каждому клиенту.
Банк планирует сохранить устойчивый рост активов, одновременно отслеживая достаточность капитала и риски активов и пассивов, а также продолжить поддерживать коэффициент адекватности капитала в соответствии с Базельским соглашением в размере большем минимальных необходимых значений. Планируется, что в тех секторах рынка, которые определяются как стратегически приоритетные, ОАО «МДМ-Банк» в 2006 году должен входить в число трех ведущих частных банков России. К таким секторам относятся обслуживание корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги и розничный бизнес. С учетом этих задач акционеры и руководство ОАО «МДМ-Банк» видят его стратегию на ближайшие годы в выстраивании классического банковского бизнеса, заключающегося в независимом финансовом посредничестве и соответствующего лучшим международным образцам.
Приоритетными для политики Банка являются следующие направления деятельности:
■ развитие различных видов кредитования;
■ укрепление лидирующих позиций в сфере международных банковских продуктов (форфейтинг, экспортное торговое финансирование, кредитование под гарантии экспортных агентов, синдикации и др.);
■ активное развитие обслуживания компаний среднего, а также малого бизнеса.
Одним из наиболее важных компонентов корпоративного управления является внутренний аудит, как функция, обеспечивающая оценку надежности, качества управления, состояния внутреннего контроля в организации. Задача построения эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля стоит перед органами управления банка - советом директоров и правлением, и внутренний аудит оказывает органам управления содействие в решении этой задачи, применяя комплексный, системный подход, независимый от позиции бизнес-подразделений организации. Как следствие, перед органами управления возникает и задача обеспечения высокого качества работы самой функции внутреннего аудита, привлечения в это подразделение квалифицированных специалистов, которые могут не только и столько проверить выполнение другими подразделениями своих задач, но и принести пользу организации в целом, предлагая возможные пути решения возникающих проблем и выявляя возможности более эффективного использования ресурсов.
В целях поддержания уровня квалификации в соответствии с требованиями Банка России и наилучшей практикой, выраженной в рекомендациях международных организаций, специалисты-аудиторы должны регулярно проходить переобучение. К сожалению, в настоящее время в российской практике практически нет специализированных курсов повышения квалификации, учебных семинаров именно по тематике внутреннего аудита в финансовых организациях. Как правило, в программы семинаров для внутренних контролеров и аудиторов включаются выступления сотрудников Банка России, налоговых и других надзорных органов по текущим вопросам применения нормативных актов, регулирования отдельных аспектов бизнеса. Но вопросам непосредственно организации работы, планирования деятельности СВК (СВА), современным методам риск-ориентированного аудита уделяется значительно меньше внимания. Дефицит обучающих программ частично покрывается изучением переводной литературы, самостоятельной подготовкой к экзаменам на получение международных сертификатов, а также обменом опытом между коллегами из разных организаций, в том числе в интернет-форумах. Возможно, для увеличения количества (и качества) учебных семинаров, курсов повышения квалификации по специализации внутреннего аудита недостаточно действий, которые предпринимаются Банком России по совершенствованию нормативно-правовых актов.
|