|
Оглавление 2
Глава 1. Общая характеристика конкурсного производства 7
1.1. Понятие и сущность конкурсного производства 7
1.2. Условия и последствия открытия конкурсного производства 13
Глава 2. Основные процедуры конкурсного производства 23
2.1. Оценка и порядок продажи имущества должника 23
2.2. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу 32
Глава 3. Порядок удовлетворения требований кредиторов и ликвидация должника 43
3.1 Очередность удовлетворений требований кредиторов 43
3.2 Завершение конкурсного производства и ликвидация должника 56
Заключение 61
Список использованных источников 63
I. Источники (нормативно – правовые акты, материалы судебной практики, статистические материалы) 63
II. Специальная литература 63 |
Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Изучение юридической природы любой категории предполагает рассмотрение ее в системе понятийного аппарата правовой науки, установление юридической взаимосвязи с другими категориями, а также определение ее места в системе права либо отдельной правовой отрасли. Феномен конкурсного права целесообразно исследовать посредством научно-практического познания его правовой формы , а также социально-экономического содержания. Нельзя оставить без внимания телеологический аспект методологии познания конкурсного права, ибо цель правового регулирования соответствующих отношений играет конституирующую роль, а само право, по сути, можно рассматривать как порядок достижения цели. Достижение концептуальной цели любого правового явления невозможно без применения арсенала специфических правовых средств, которые также могут во многом отражать правовую природу явления . Институт конкурсного права вызывает повышенный интерес у представителей современной юридической науки. Большинство доктринально-практических проблем, связанных с несостоятельностью, возникает по причине неполного исследования вопроса о правовой природе конкурсного права, который имеет существенное практическое значение. От характера регулируемых правом отношений, а также от самих юридических норм зависит, какие юридические средства защиты прав и интересов будет применять субъект права, при помощи каких методов государство охраняет эти права и обеспечивает исполнение юридических обязанностей.
Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) сравнительно молодое и активно развивается, однако еще далеко от совершенства. Нельзя не отметить тот факт, что законодатель в настоящее время даже не определяет цель и задачи института несостоятельности (банкротства), хотя от этого напрямую зависит структура законодательства в данной сфере и конкретное содержание его норм. Защита прав работников предприятия–должника, а также интересы самого государства, теряющего в процессе банкротства одного из налогоплательщиков, не находят должного отражения в законодательстве. В российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) существует также целый ряд иных пробелов и коллизий.
Институт несостоятельности (банкротства) призван обеспечить стабильный гражданский оборот, однако несовершенство законодательства о банкротстве позволяет недобросовестным кредиторам использовать процедуры банкротства в целях «захвата бизнеса, перераспределения собственности», устранения конкурентов, должникам – неисполнения денежных обязательств.
В научной литературе процедуру конкурсного производства справедливо называют «основной», поскольку как свидетельствует практика, конкурсное производство вводится практически по всем делам о несостоятельности банкротстве, что актуализирует исследование конкурсного производство.
Объектом исследования является круг теоретических и практических вопросов правового регулирования общественных отношений, складывающихся при конкурсном производстве.
Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие конкурсное производство, а также судебная практика их применения.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и постановка правовых проблем конкурсного производства, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Для достижения цели автором поставлены следующие задачи:
- исследовать правовую природу и определить понятие конкурсного производства, в том числе выявить его основные признаки;
- определить правовой статус конкурсного управляющего как субъекта процедуры банкротства;
- определить последовательность мероприятий, осуществляемых в ходе конкурсного производства и выделить его этапы;
- раскрыть содержание этапов конкурсного производства и установить особенности правового регулирования этапов конкурсного производства.
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
Методологическая основа исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в настоящем дипломном исследовании, основаны на использовании общенаучных и частных научных методах познания.
Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
На основе проведенного исследования автором работы были сделаны следующие выводы:
Конкурсный управляющий – это самостоятельная сторона в смешанном обязательстве, в силу которого он обязан совершить определенные целями конкурсного производства действия, как в интересах кредиторов, так и должника. Основанием возникновения указанного обязательства является судебный акт. Конкурсный управляющий это не представитель должника или кредитора, не должностное лицо государственного органа и не орган юридического лица-должника. Конкурсный управляющий сочетает полномочия каждого из них, но имеет и особые полномочия, которыми не обладает ни один из субъектов гражданского права.
С учетом целей правового регулирования института несостоятельности (банкротства), а также задач конкурсного производства как процедуры банкротства необходимо повысить роль арбитражного суда в ходе проведения конкурсного производства. Так, необходимо предоставить суду право продления срока конкурсного производства по инициативе суда; при назначении конкурсного управляющего, предлагаемого саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, необходимо предоставить суду право самостоятельного отвода кандидатуры арбитражного управляющего; право отстранения конкурсного управляющего по усмотрению суда в случае перехода арбитражного управляющего из одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в другую саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.
Установленный действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) порядок осуществления торгов по продаже имущества должника в ходе конкурсного производства не позволяет участникам конкурсных отношений в полной мере осуществлять и защищать права и законные интересы.
Необходимо законодательно закрепить особенности порядка исполнения банками удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника. Безакцептное (бесспорное) списание денежных средств несостоятельного должника для удовлетворения требований внеочередных кредиторов недопустимо, поскольку указанный порядок может повлечь нарушение прав и интересов других внеочередных кредиторов.
Порядок реализации возможности прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению, предусмотренный статьей 146 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не учитывает интересы должника, учредителей, собственников имущества должника. В целях защиты прав и интересов должника, учредителей, собственников имущества должника необходимо предоставить право конкурсному управляющему обращаться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению вне зависимости от согласия кредиторов.
Реализация пункта 3 статьи 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающая порядок обжалования определения конкурсного производства, нарушает права и интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве. Определение о завершении конкурсного производства должно обжаловаться в порядке, установленном частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
. |