Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует большое число методик анализа и оценки финансового состояния предприятия. Большинство из них построены на основе анализа финансовых коэффициентов и дают возможность оценки текущего финансового состояния предприятия. Результатами такого анализа, как правило, могут воспользоваться только внутренние службы предприятия для принятия определенных управленческих решений. Но данные финансового анализа важны и необходимы и для внешних пользователей информации (банков, потенциальных клиентов, инвесторов и т.д.). В этой связи возникает потребность в создании методики анализа финансового состояния, отражающей не только уровень текущего финансового состояния предприятия, но и кредитоспособность организации, степень развития предприятия. А также, по-нашему мнению, такая методика должна дать итоговое заключение о степени устойчивости финансового состояния предприятия на основании рейтинговой оценки.
Методика и модель финансов стабильного предприятия состоят из следующих этапов:
1) общая оценка финансового состояния предприятия на основе сравнительного аналитического баланса;
2) оценка эффективности использования заемных средств путем расчета эффекта финансового рычага;
3) анализ финансовой устойчивости на основе абсолютных показателей;
4) расчет и анализ финансовых коэффициентов;
5) анализ финансовых результатов;
6) выводы и предложения.
Объект дипломной работы - ОАО «РЖД».
В работе поставлены и выполнены следующие задачи:
- проведение анализа ликвидности и платежеспособности устойчивости по ЦФУ и по предприятию в целом;
- оценка финансовой устойчивости;
- построение платежного календаря;
- оценка денежных потоков предприятия;
- анализ рентабельности предприятия;
- оценка материальных ресурсов и др.
Теоретическая и методологическая база работы опирается на труды российских и зарубежных ученых по проблемам формирования финансовых результатов и отражения роли выручки в структуре денежных потоков предприятия. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: диалектический подход, международные сопоставления, логический дедуктивный и эмпирический индуктивный методы, методы сравнений и аналогий, экономический и статистический анализ, принципы исторического и системного похода. Нормативно-правовую базу диссертации составили Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Законы РФ, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ по вопросам формирования финансовых результатов.
В качестве информационных источников использованы: материалы, представленные на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы бухгалтерской практики; научные исследования, монографии, статьи, научные доклады и материалы научных конференций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российские железные дороги обеспечивают бесперебойность взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, своевременность межотраслевых и межрегиональных поставок разнообразной продукции, а также потребность населения в перевозках. Железнодорожный транспорт способствует с одной стороны, комплексному развитию каждого региона, а с другой - объединению их в единый хозяйственный организм.
ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в большинстве субъектов Российской Федерации и имеет значительное количество партнеров, поставщиков и крупных потребителей в различных регионах страны. Производственные мощности и активы Компании располагаются в 77 субъектах Российской Федерации. В настоящее время вероятность экономического кризиса, техногенной катастрофы или масштабного стихийного бедствия в нескольких регионах невелика.
ОАО «РЖД» осуществляет деятельность и владеет активами на территории Чеченской Республики. Объемы перевозок грузов и пассажиров в данном регионе незначительны и дестабилизация ситуации в Чечне не окажет значимого влияния на финансовое состояние ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» имеет значительный опыт участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, обладает резервами специальных технических средств, необходимых для
восстановления движения поездов в минимальные сроки, в Компании разработаны специальные планы работы на случай возникновения кризисных ситуаций в отдельных регионах.
В случае негативных изменений ситуации в стране в целом и регионах, где эмитент осуществляет свою деятельность, эмитент будет проводить соответствующие мероприятия по минимизации издержек и ценовую политику, чтобы сохранить свои позиции, как на региональном, так и на российском рынке в целом.
Рисков, связанных с географическим местонахождением эмитента, нет. В свою очередь, деятельность эмитента призвана минимизировать географические риски других субъектов экономики и населения, связанные с возможным прекращением транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.
Таким образом, с точки зрения эмитента, риски связанные с вероятностью стихийных бедствий, с изменением (ухудшением) общей политической ситуации в государстве (в том числе, введение чрезвычайного положения, военные действия и т.д.), являются незначительными и не смогут повлиять на исполнение эмитентом своих обязательств по ценным бумагам.
Перед ОАО "РЖД" поставлены следующие приоритетные задачи работы Компании в 2008 году:
1. Обеспечить формирование эффективных взаимоотношений с пользователями услуг железнодорожной инфраструктуры.
2. Обеспечить выделение конкурентных сегментов рынка перевозок, дерегулирование тарифов в них и эффективную реализацию гибкого тарифного регулирования.
3. Обеспечить повышение скорости движения пассажирских и грузовых поездов за счёт системной ликвидации ограничений скорости по состоянию пути.
4. Обеспечить формирование системы менеджмента качества в Компании.
5. Обеспечить создание опытных образцов основных видов нового подвижного состава, проведение их испытаний и переход к серийному производству.
6. Обеспечить проведение аудита организации ремонта технических средств и разработку программы её улучшения по критерию "затраты - качество ".
7. Обеспечить концентрацию инвестиционных ресурсов на важнейших задачах и завершение перехода на проектный принцип формирования инвестиционной программы.
8. Приступить к реструктурированию активов в соответствии с задачами эффективного бизнеса Компании.
9. Обеспечить совершенствование системы и принципов корпоративного управления.
Планы эмитента базируются на основе контрольных параметров стратегической Программы развития ОАО «РЖД», проекта среднесрочного финансового плана ОАО «РЖД» на 2007-2009 годы, а также прогнозных данных МЭРТ России о социально-экономическом развитии Российской Федерации на 2007-2009 годы.
Концепция бизнеса, реализуемого Компанией, заключается в многопрофильном оказании транспортных услуг их потребителям и обеспечении инфраструктурных услуг транспорта для всех представителей развивающегося рынка перевозок на железнодорожном транспорте.
Стратегическими рынками ОАО «РЖД» являются:
1) перевозки грузов на внутреннем рынке, в том числе низкодоходных - исходя из их социальной значимости и обязательств эмитента как общественного перевозчика, и высокодоходных - исходя из коммерческих интересов Компании для обеспечения условий её рентабельной работы и динамичного развития;
2) перевозки грузов на международном рынке для обеспечения спроса предприятий- экспортеров российской продукции;
3) оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и реализация транзитного потенциала российской транспортной системы на основе использования мощностей ОАО «РЖД»;
4) железнодорожные перевозки населения в дальнем следовании с учетом дифференцированного потребительского спроса по категориям обслуживания; при этом социально значимые перевозки обеспечиваются в условиях государственного регулирования, а услуги с высокой потребительской стоимостью - на условиях свободного ценообразования;
5) перевозки в пригородном сообщении с учетом социального заказа региональных органов управления на регулируемой основе, а также предоставление альтернативных высококачественных услуг на условиях свободного ценообразования.
Основными потребителями услуг эмитента является население, а также отечественные и зарубежные промышленные предприятия - грузовладельцы. С учетом масштабов деятельности по перевозкам у ОАО «РЖД» нет потребителей, приобретающих более 10% от оказываемых услуг определенной группы.
Одним из основных рисков для ОАО «РЖД» является прекращение роста или падение объемов перевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной прибыли и сокращению источников для обновления основных фондов и эффективного развития производственной базы эмитента.
Основными причинами падения объемов перевозок ОАО «РЖД» могут стать ухудшение макроэкономической ситуации в России и падение спроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта.
В целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в среднесрочной и долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» реализует стратегию, направленную, в том числе, на: повышение качества услуг грузоотправителям, перевозчикам и пассажирам с доведением их уровня до мировых стандартов; вывод на рынок новых услуг; гибкое ценообразование. |