Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Проведение социально-экономических преобразований в российском обществе невозможно без мобилизации интеллектуального, творческого, профессионального потенциалов государственной службы, значительного повышения духовно-нравственного уровня ее субъектов. Государственная служба в России должна стать самостоятельным социальным институтом, в рамках которого могли бы достойно проявиться все необходимые для современной России преимущества цивилизованного управления государством.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу госслужащих - включение в структуру ценностных ориентаций таких нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию у государственных служащих прогрессивных этических ценностных ориентаций и высокой нравственности, адекватных потребностям социальной практики и традициям служения Отечеству.
Вопросы компетентности государственных служащих занимают одно из важных мест в научных разработках Л.Н. Захаровой, А.И. Ионовой, А.И. Пономарева, Ю.А. Тихомирова и др. Теоретические подходы к исследованию информационно-коммуникативной составляющей государственного управления содержатся в исследованиях П.И. Визира, В.Е. Козловского, В.А. Кулинченко, Ю.И. Матвеенко. В них подчеркивается, что в периоды социокультурных трансформаций особое внимание уделяется формированию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, развитию системы непрерывного образования. Вклад в изучение данной проблемы также внесли Я.А. Ваграменко, Т.И. Тимофеева, А.Ю. Уварова, В.Ф. Шолохович и другие исследователи.
Объект дипломной работы – информационно-коммуникативная компетентность личности.
Предмет дипломной работы – информационно-коммуникативная компетентность российских государственных служащих.
Цель дипломной работы – раскрыть содержание понятия информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных
изменений.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
– выявить особенности современного информационно-коммуникативного пространства, складывающегося в результате кардинальных социокультурных изменений, и характерные черты нового типа культуры – информационной культуры;
– раскрыть суть культурологической категории «информационно-коммуникативная компетентность» как одной из составляющих информационной культуры личности и выделить основные компоненты в структуре данной категории;
– показать влияние процессов информатизации и компьютеризации социокультурной среды на становление информационно-коммуникативной компетентности личности;
– определить ведущие принципы и подходы к повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности российских государственных служащих как части их информационной культуры в условиях современных социокультурных изменений;
– разработать и предложить рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в Российской Федерации.
Теоретико-методологическую базу дипломной работы составили аппарат культурологии, социальной и культурной антропологии, социальной философии, социальной информатики, семиотики. Концептуализация категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности в условиях современных социокультурных изменений стала возможной благодаря обращению к междисциплинарному подходу; использованию системного, функционального, структурного принципов теоретического анализа.
Для решения культурологических задач исследования большое значение имеют концепция диалогической коммуникации М.М. Бахтина; теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; типология культур Ю.М. Лотмана; теория информационного общества Т. Стоуньера, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Кастельса; теория культурной грамотности Э. Хирша; концепция социокультурной компетентности А.Я. Флиера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на трансформацию сознания и изменение поведения, деятельность государственных служащих (с точки зрения достижения социальных целей) оценивается обществом как низкоэффективная. Однако в социальной организации российской государственной службы имеются ресурсы ее дальнейшего эффективного развития - организационные ценности, ориентированные на общественное благо.
– рассмотрены характерные тенденции глобализирующегося информационного пространства рубежа XX – XXI веков – информатизация, компьютеризация, технологизация, виртуализация, медиатизация, – которые усложняют и динамизируют социокультурную среду. При этом они не только расширяют возможности для развития человека, но одновременно обостряют сложнейшие проблемы социокультурного характера, связанные со способностью адаптироваться к трансформациям современного мира;
– раскрыты сущность нового типа культуры – информационной культуры – и ее особенности, обусловленные изменениями характера создания, доступа, хранения и передачи информации, способов коммуникации, а также символического ряда культуры, с помощью которого в процессе коммуникации передается накопленное знание и усваивается новая информация;
– концептуализирована информационно-коммуникативная компетентность как одна из составляющих информационной культуры; раскрыта специфика введенной в научный оборот категории «информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих»; выявлены ее системообразующие структурные компоненты – когнитивный, мотивационный, коммуникативный, рефлексивный, технологический;
– показано, что процесс становления информационно-коммуникативной компетентности личности обусловлен сложностью феномена «информационная культура» и определяется сферами ее функционирования – специализированная (сфера профессиональной деятельности), обыденная (сфера повседневности); видами и формами (мультимедиа, экранная культура, сетевая культура, виртуальная реальность; гипертекст и т.д.);
– обоснована целесообразность повышения уровня информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности путем включения государственных служащих в процесс непрерывного образования, поскольку повысить эффективность деятельности структур государственной службы способен лишь специалист, творчески осваивающий изменения, происходящие в информационном пространстве;
– предложены рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в их профессиональной культуре; разработана программа учебного курса «Основы формирования информационно-коммуникативной компетентности личности», цель которого – подготовка государственных служащих к осуществлению эффективной инновационной профессиональной деятельности, успешной самореализации в условиях информатизации и компьютеризации общества.
|