Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Современное социально-экономическое развитие всех стран, и российского государства в том числе, осуществляется в условиях нарастающей глобализации, развертывающейся информационной революции, расширяющейся интеграции и конвергенции. В этих условиях возникают и развиваются новые торгового предпринимательства - торговые центры. Их деятельность, организация, основные тенденции развития в контексте общего процесса развития торгового капитала в начале XXI века в условиях растущей открытости и интегрированности национальных экономик представляют серьёзный научный интерес.
Следует подчеркнуть, что российский рынок розничной торговли становится сегодня одним из самых привлекательных в мире. В 2005 г. Россия вторично заняла первое место в ежегодном индексе развития розничной торговли (GRDI), составляемом международной консалтинговой компанией A.T. Kearny. Этот индекс отражает инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой.
Степень разработанности проблематики торговых центров не одинакова по отношению к ее отдельным аспектам. Наиболее серьезно разработаны вопросы рыночной стратегии торговых центров. Так, маркетинговый анализ деятельности торговых предприятий глубоко представлен в работах Г. Ассэля, И.А. Аренкова, Г. Армстронга, Г.Л. Багиева, В.В. Войлеко, В. Вонга, Е.П. Голубкова, М.А. Горенбургова, В.Ф. Егорова, Ю.Б. Клюева, А.И. Ковалева, Ф. Котлера, Е.П. Пешковой, Е.В. Попова, Г.Н. Рыженко, Дж. Сондерса, Д. Хэмилтона и др.
Общие проблемы, связанные с выработкой концепций развития торговых центров, частично освещены в трудах российских и зарубежных ученых: И. Ансоффа, Ж.Ж. Ламбена, Ф. Котлера, Н.К. Малхолтры, Д.Д. Дакка, П.П. Гембла, М. Стоуна, Н. Вудкока, В.П. Иваницкого, Е.П. Голубкова, В.Ж. Дубровского, В.Е. Хруцкого, И.В. Корневой и др.
Отдельные аспекты развития торговых центров в контексте стратегического планирования городов изложены в работах Е.Г. Анимицы, B.C. Бочко, Г.В. Белова, Б.С. Жихаревича, А.В. Золотова, К. Колина, В. Миронова и др.
Следует отметить, что до сих пор специальные исследования деятельности торговых центров проводились в рамках теории центрального места (У. Кристоллер, X. Хотеллинг, А. Лоск), теории агломерации розничной торговли (К. Боулдинг, Б. Итон и Р. Липси, М. Веббер, де А. Пальма и др.), теории побочных эффектов потребительского спроса (Э. Гоулд, П. Пашигян, К. Прендергаст, Дж. Невин и М.Хьюстон), теории эволюционной экономики (Р.Нельсон и С.Уинтер).
Вместе с тем, теоретико-методологические аспекты развития торговых центров остаются все еще слабо разработанными. Недостаточная изученность указанных проблем предопределила необходимость разработки новых методологических подходов, соответствующих современным требованиям развития индустрии торговых центров, применения инструментов стратегического планирования в деятельности торгового центра.
Цель дипломной работы заключается в разработке методических положений формирования и развития новых форм ведения торгового предпринимательства в условиях глобализации и информатизации экономических отношений.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследована сущность, содержание и характер функционирования торгового центра как новой формы торгового предпринимательства;
-на основе имеющихся методологических подходов проведена общая классификация современных торговых центров (на примере российских мегаполисов) и разработана методика оценки качества их деятельности;
- показаны особенности в организации и функционировании торговых центров в условиях глобализации и информатизации современной экономики;
- раскрыты основные тенденции и динамика развития российских торговых центров и целесообразность их дальнейшего развития для совершенствования отечественного предпринимательства.
Объектом дипломной работы является современный торговый центр как субъект хозяйственной деятельности и как новая форма торгового предпринимательства в системе социально-экономических и организационно-правовых отношений современного информационного общества.
Предметом дипломной работы являются общие закономерности и конкретные особенности функционирования и развития российских торговых центров в рамках современного информационного пространства, возрастающей информатизации участников рыночных отношений и развития современных информационных технологий в сфере предпринимательской деятельности.
Теоретической и методологической базой дипломной работы послужили методы структурно-функционального и индуктивно-дедуктивного анализа, прикладной статистики (дисперсионный анализ, типологизация), математического моделирования, проведения и обработки социологических опросов.
Информационную базу составили законодательные и нормативные акты, национальные стандарты РФ, материалы функциональных подразделений, научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров, а также результаты проведенных автором исследований, включая экспертные опросы, анкетирование потребителей и сотрудников торговых центров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Раскрыта сущность торговых центров как нового научного понятия, отражающего серьезные изменения в самом характере и в процессе развития современного торгового предпринимательства. Исследованы современные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению торгового центра, его организационных и функциональных особенностей. Проведена оценка различных определений торгового центра, раскрыты характер и особенности развития торговых центров в условиях российской экономики.
2. Проведен анализ деятельности торговых центров в контексте разворачивающейся в нашем обществе информатизации, интеграции, диверсификации и поэтапного вхождения российской экономики в мировое экономическое пространство и международное разделение труда. В связи с этим в главе поставлена и решается проблема типологии торговых центров, определения комплекса критериев их оценки, прогнозирования перспективных типов новых торговых центров в условиях современных российских мегаполисов.
3. Определены особенности и основные направления эволюции торговых центров как специфической формы торгового предпринимательства в условиях ускорения товародвижения, изменения роли маркетинга и возрастания значимости стратегического управления в деятельности объектов современной торговли. Раскрыто содержание основных фаз жизненного цикла торгового центра, его многокомпонентная основа; показан механизм стратегического управления торговым центром, выявлены основные характеристики ценообразования на товары и услуги торгового центра. Разработана методика оценки качества деятельности современных торговых центров. |